Все новости
Театр
23 Сентября , 23:16

Ольга Шарафутдинова: «Ни дня не пожалела, что выбрала эту профессию!»

Наш разговор с народной артисткой Республики Башкортостан Ольгой Шарафутдиновой проходил в родных для нее стенах Башкирского государственного театра кукол, в редкий перерыв в репетиции премьерного спектакля «Приключения Доктора Айболита и его друзей». В поистине жаркой творческой атмосфере, подпитанной погодной аномалией, эта изящная актриса и режиссер оттачивала постановку, которой суждено будет открыть юбилейный, 90‑й сезон БГТК. Незадолго до открытия сезона Ольга Юрьевна празднует и свой личный юбилей.

Ольга Шарафутдинова: «Ни дня не пожалела, что выбрала эту профессию!»

Автор — Элла Молочковецкая

 

Наш разговор с народной артисткой Республики Башкортостан Ольгой Шарафутдиновой проходил в родных для нее стенах Башкирского государственного театра кукол, в редкий перерыв в репетиции премьерного спектакля «Приключения Доктора Айболита и его друзей». В поистине жаркой творческой атмосфере, подпитанной погодной аномалией, эта изящная актриса и режиссер оттачивала постановку, которой суждено будет открыть юбилейный, 90‑й сезон БГТК. Незадолго до открытия сезона Ольга Юрьевна празднует и свой личный юбилей.

— Будете ли вы как-то отмечать это событие, собирать коллег и друзей?
— Точно знаю, что в мой день рождения у нас будет репетиция, потому что времени до премьеры остается совсем мало, а хочется воплотить все больше новых находок. В качестве литературной основы мы взяли стихи Чуковского, включая «Телефон», «Бармалея», «Доктора Айболита». Наш завлит Диана Гараева сделала по ним инсценировку. Удивительно, но получилась очень актуальная вещь — с эпидемиями, ужасной африканской жарой и благородным доктором Айболитом. Вообще, этим спектаклем хотелось поговорить и с детьми, и с взрослыми на тему, которая всегда важна — самопожертвование; готовность прий­ти на помощь, несмотря ни на что. Мне кажется, детям будет полезно посмотреть на такого героя.
— Если смотреть вашу официальную биографию, на следующий год будет 40 лет, как вы служите в кукольном театре. Но ведь вы начинали еще раньше, со студенческой поры?
— Да, с 1979 года. Мы окончили 1‑й курс УГИИ им. З. Исмагилова спектаклем «Жираф и носорог», и наш руководитель, который был художественным руководителем театра, Владимир Михайлович Штейн — сразу включил его в репертуар. после первого курса нас официально от театра отправили на гастроли. И по воскресеньям мы играли спектакль «Таинственный гиппопотам». Сейчас я преподаю в институте искусств, наш специальный курс для Театра кукол, состоящий из семи человек, перешел уже на второй год обучения. Директор Театра кукол Альберт Альфритович Имамутдинов — художественный руководитель, а я — мастер курса. И тоже хотелось бы сразу готовить их для практической деятельности. Помню, когда нас набирал Владимир Михайлович Штейн, мы практически сразу были включены в репертуар — и башкирская, и русская группы. Это была массовка и небольшие роли в знаменитом спектакле «Не бросай огонь, Прометей». На 2‑м курсе я уже играла Крысю в «живом плане» в «Комедии об Искремасе», которую поставил мой педагог Павел Романович Мельниченко.
— Спектакли Театра кукол — синтетические, включающие и драматическую работу актера, и мастерство владения куклой…
— Это является обязательным условием подготовки актера театра кукол. Мы в этом плане — «белая кость», потому что должны уметь все: играть как актер драматического театра, петь, танцевать, пластически и хореографически владеть своим телом. И плюс ко всему — владение инструментом, то есть, куклой. «Конек» нашего театра — тростевые куклы. Это очень сложная техника, передающаяся от мастера молодому актеру. И там, где преемственность нарушена, уходит и это мастерство. Сравнительно недавно у нас стали появляться ростовые куклы — время требует других форм. При Владимире Михайловиче Штейне театр гремел: и в конце 80‑х, и в 90‑е в Кукольный театр невозможно было достать билеты на его культовые спектакли «Божественная комедия», «Белый пароход». Жена Владимира Михайловича и художник театра Марина Грибанова старалась, чтобы использовались разные формы и средства выражения. Мы, студенты, осваивали самые разные виды кукол.
— Недавно вы восстановили спектакль «Индийская легенда» — действительно, легендарное произведение…
— Мы постарались сохранить дух первоисточника, заложенный режиссером Павлом Романовичем Мельниченко. Я, участник первой версии, играла там две роли — Мантхары и Шурпанакхи. И сейчас, в соответствии со временем, мы добавили танцев в духе Болливуда и получилось более ярко и зрелищно.
— Чем еще хороша работа кукольника, никогда нельзя стоять на месте, все время приходится осваивать новые формы.
— Иначе нашему зрителю будет неинтересно. Мы должны идти в ногу со временем. Глянешь в Интернет — а там такое буйство новшеств, что задумаешься: так вот как можно было! Ведь можно использовать какие-то проверенные приемы, а какие-то — придумать заново. Мы еще сейчас для театра закупили новую аппаратуру: и световую, и звуковую. Это даст значительное подспорье в новых, да и уже действующих постановках. Конечно, инновации нужны. Но важно и не забывать истоки; стараться делать так, чтобы содержание не подминалось новыми технологиями. Мы всегда должны быть готовы выйти показать спектакль, даже если нет ни света, ни подзвучки, ни музыки. Думаю, что мы готовы. Тем более что скоро нам предстоит перейти на режим, когда основное здание театра закроется на реконструкцию. Так что будем показывать спектакли, включая «Айболита», на любых площадках, даже таких, где нет кулис. И последующие постановки тоже будут это учитывать. Все-таки реконструкция планируется на два года. Надеемся, что после этого наш театр будет шикарным.
— В какой момент вы поняли, что нужно получать, помимо актерского, и режиссерское образование?
— Хороший вопрос. У меня, как, наверное, у любой актрисы, наступил момент некоей пустоты. Вроде, и спектакли ставились, и роли были.… Но стало скучно. И, чтобы не останавливаться, я начала ставить. Вначале, еще будучи актрисой, — спектакль «Аленький цветочек». И тогда я решила поступать на режиссуру, потому что ее законы нужно изучать. Я была рада, что попала именно на этот курс, с хорошими преподавателями, интересными однокурсниками. В итоге получила диплом по специальности «режиссер драмы». Не могу сказать, что это образование лишило меня необходимости при каждой постановке заново решать все вопросы, но основы режиссуры все-таки очень пригождаются.
Когда мне год назад предложили преподавать на конкретно набранном для театра курсе, я ощутила груз большой ответственности. Сначала отказывалась, очень переживала. Ведь нужно привить студентам любовь к куклам, а не просто технику вождения. Разные были моменты и мысли, но пока все наши студенты остались…
— Поговорим о ваших «сайд» (сторонних) — проектах»…
— Не так давно раздался звонок с предложением принять участие в драматическом проекте «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович. Проект осуществлял Руслан Катеринчук, актер Русского драматического театра, на площадке Дома актера. Собралась прекрасная актерская команда. В моей биографии это был всего второй опыт полностью драматического спектакля, поэтому первоначально я хваталась за голову от страха. Я же достаточно робкий человек, всегда в себе сомневаюсь, смогу ли.… Однако мы показывали этот спектакль с большим успехом. Я играла довольно стервозную дочь главной героини, Эльзы. И мои дочь с зятем, посмотрев спектакль и затем отвозя меня домой на машине, делились тем, какое отталкивающее впечатление произвел на них мой персонаж. Критики говорили, что мою героиню хотелось выгнать со сцены. Из чего я делаю вывод, что все-таки роль удалась.
— Еще одна сфера вашей деятельности — актерская песня. Вы обладатель гран-при Первого республиканского конкурса актерской песни…
— Все это происходило в 1994 году и так совпало, что сразу после был конкурс в Нижнем Новгороде, где я стала лауреатом. Потом благодаря замечательному журналисту Илюзе Капкаевой отправила заявку и попала на второй тур знаменитого московского конкурса актерской песни им. Андрея Миронова. И там произошла история, которую я называю своей личной победой. Конкурс проходил в небольшом зале Дома актера им. Яблочкиной. Николай Петрович Караченцов был бессменным председателем жюри. На момент прослушивания сначала в зале его не было. Конкурсантов слушала Лариса Голубкина, и она на любом месте могла остановить поющего. Я вышла одной из последних, изрядно волнуясь. Первый номер она приостановила, я начала исполнять решающую и не столько известную песню «Потеряла я колечко». В это время в зал зашел Караченцов, сел рядом с Голубкиной, и я стала адресовать «Колечко» своему любимому артисту. Вижу, как она поднимает руку, намереваясь остановить музыку, но Николай Петрович не дает ей это сделать. И так несколько раз. Я допела ему песню и до сих пор помню, как он внимательно ее слушал. Что в итоге? В финал я не вышла. Но — самое ценное — узнала, какие дебаты разгорелись по поводу моего выступления. Оказывается, при голосовании Караченцов очень горячо вступался на мою кандидатуру и отдал за меня оба голоса, которые ему полагались как председателю жюри. И это дорогого стоило.
— Спасибо вам за то, что придумали онлайн-проект «Сказка на ночь», который очень помог в эпоху локдауна!
— Когда нас собрал Альберт Альфритович и спросил, как мы будем реагировать на события пандемии, «Сказка на ночь» придумалась как-то сама собой. Сначала мы записывали сказки каждый из своей квартиры. Соблюдая все карантинные условия, в маске и перчатках, наш реквизитор привозила нам куклы и реквизит, которые были необходимы для той или иной мини-постановки. Потом мы вышли на новый уровень и могли записывать сказки в студии театра. И сейчас мы это дело не бросаем, сделали специальную студию, продолжаем записывать сказки на ночь. Кстати, лирическая клоунада нового спектакля «Айболит» родилась из наших бесконечных веселых импровизаций.
— Ни дня не пожалела, что выбрала эту профессию, — подытоживает Ольга Юрьевна, — Ведь не собиралась стать артисткой, вмешался Господин Случай. И с тех пор каждый день благодарю Бога о том моменте, когда Он направил меня поступать в Институт искусств…

Автор:Любовь Нечаева