Автор — Азалия Балгазина
В преддверии открытия 102‑го театрального сезона в Башкирском государственном академическом театре драмы имени М. Гафури 5 сентября состоялась читка новой пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом» известных современных драматургов Ярославы Пулинович и Светланы Баженовой (на русском языке). Читка проводилась в рамках V Международного театрального фестиваля «Толстой», организаторами которого являются Международный фонд «Наследие Л. Н. Толстого» и Министерство культуры России. Это популярный фестиваль, который с 2016 года проходит в музее-усадьбе «Ясная поляна» Тульской области. В этом году «Ясная Поляна» отмечает 100‑летие.
В программе ежегодно представлено более двадцати театральных событий: спектакли, променады, читки, встречи с рёжиссерами и актёрами. В этом году фестиваль несколько раз отменялся из-за «ковидных» ограничений. Его время пришло на осень. С 3 по 5 сентября в Ясной Поляне прошли лекции, встречи, аудиоспектакли-прогулки... Были показаны пятнадцать разножанровых постановок ведущих театров из десяти регионов страны, например: сайт-специфик спектакль «Сила слова» О. Жанайдарова в постановке Е. Ненашевой и театральной компании «Июльансамбль» (Москва) был показан на одном из старейших российских заводов электроакустического оборудования «Октава»; балет-сюита «TOLSTOY» — хореографические миниатюры творческой мастерской В. В. Васильева, созданные по мотивам произведений Л. Толстого, стал одним из первых обращений современной хореографии к творчеству писателя, а спектакль «Алексей Каренин» В. Сигарева раскрывает трагедию мужа Анны Карениной, пытающегося сохранить семью. В числе спецпроектов фестиваля — читка пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом», параллельно с нами она прошла и в других российских театрах, это Хабаровский ТЮЗ, Челябинский молодёжный театр, Новосибирский драматический театр «Старый дом», а также в рамках фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Программный директор фестиваля — известный театральный критик, кандидат искусствоведения П. А. Руднев.
Когда театру поступило приглашение принять участие, мы не смогли отказаться по двум веским причинам. Во‑первых, для нас это большая честь — впервые принимать участие в столь известном и значимом фестивале, тем более на правах единственного национального театра среди участников. Во‑вторых, имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого золотыми буквами вписано в историю нашей республики. Неоднократно приезжая на кумысолечение, он полюбил башкирские степи, считая наш край «одним из благодатнейших краев России», приобрел хутор на реке Таналык, восхищался башкирским народом, сострадал и помогал обездоленным. Под впечатлением от поездок по Башкирии он оставил воспоминания и создал рассказы «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно?».
Документальная пьеса «Толстой о людях. Люди о Толстом» основана на дневниках Л. Толстого, его тезисах, воспоминаниях, а также на книге посетителей усадьбы «Ясная Поляна». Чтобы по-настоящему окунуться в усадебный мир, авторы прожили в Ясной Поляне десять дней, взяли интервью у работников музея и жителей деревни. Режиссер читки Алмас Амиров разместил читающих актеров на сцене в полукруг перед зрителями. Актеры в спокойной, «камерной» манере, лишь слегка интонируя, читали своих современников. Чтобы полностью вовлечь зрителей в процесс, роли экскурсантов режиссер распределил среди зрителей (помощник режиссера по литературе А. Балгазина). Масштабная видеопроекция с изображением берёзовой рощи ассоциировалась с основным местом действия — Ясной Поляной и давала эффект присутствия в этом знаменитом фестивале под открытым небом (художник А. Нестеров). Девять основных героев: Хранительница сада (артистка И. Гильманова), Хранительница библиотеки (Г. Амирова), Хранительница кучерской (Г. Казакбаева), Таксист (А. Габитов), Тракторист (А. Кабиров), Волонтер (М. Сираева), Экскурсовод (Г. Хайсарова), ежедневно соприкасающихся с «гением места», рассказывают, кто для них Лев Толстой, что они думают о его значимости, какими мифами и байками обросло имение писателя, которое он тайно покинул накануне смерти. Расскажут, что привело их сюда, и выяснится, что кто-то из них устроился работать в Ясную Поляну совершенно случайно, кто-то об этом давно мечтал.
Хранительница сада: В Ясную Поляну я попала, можно сказать, случайно. Та организация, в которой я работала, лет мне тогда было около тридцати, ликвидировалась. Пришлось искать работу. Я случайно узнала, что здесь освободилось место как раз по моей специальности. Экскурсовод: Это место было, куда попасть невозможно. Но стали расширять Ясную Поляну и объявили конкурс экскурсоводов… Я пришла, писала экскурсию полгода — надо написать было свою экскурсию, выучить её, рассказать комиссии и — возьмут не возьмут. Я очень волновалась. Я настолько хотела работать в Ясной Поляне, что думала: «Если меня не возьмут, я пойду проситься работать в теплицу разнорабочей». Потому что работать здесь — большое счастье. Тракторист: Просто на тракторе работаю. Как попал? Работа — так и попал, по работе.
А кого-то сама судьба привела в это заповедное место. Я говорю о главном персонаже — Мальчике (Т. Хусаинов), которого Мама (Л. Сагитова) привезла на экскурсию. Возле могилы писателя он находит волшебную палочку и размахивая ею «как Брюс Ли», внезапно становится неугомонным «Почемучкой». Правда, вопросы его далеко не детские, а поистине «толстовские», которыми писатель задавался всю жизнь. Мальчик начинает мучить вопросами «голосовых помощников» — Алису и Сири (обе роли — Г. Исмагилова). В силу того, что помощники искусственные, они не в состоянии осилить философскую мощь и выдают свои ответы по шаблону установленной программы. А вот Толстой (арт. И. Булатов) охотно отвечает Мальчику своими мудрейшими сентенциями.
Мальчик: Сири, в чём назначение жизни? Сири: Одну секунду… Ещё работаю… Боюсь, я не могу ответить на этот вопрос. Мальчик: Лев Николаевич?.. Толстой: Ни наслаждение, ни совершенствование своих способностей, ни совершение великого дела, ни даже содействие благу общества не может быть назначением жизни. Всё это могло бы быть, если бы не было бесконечного по времени и пространству мира и не было бы смерти «…». Нет и не может быть никакого смысла в делах человеческих. Для чего человеку трудиться ради улучшения жизни, когда вся его деятельность есть незаметная точка среди бесконечного мира и когда самая жизнь — только мгновение между двух вечностей?».
На сегодняшний день, новая документальная пьеса «Толстой о людях. Люди о Толстом» среди пьес современной российской драматургии выделяется, прежде всего, своей темой и полным отсутствием драматургического конфликта. Свойственная документальным пьесам повествовательность приобрела черты художественной прозы, а бытописание представлено в традициях русской классической литературы. Неспешные рассуждения на фоне тихого усадебного пейзажа будто останавливают время и дают возможность сопоставить мысли Толстого со своим внутренним мироощущением, этакое философско-психологическое «созерцание». Даже случайно оказавшиеся люди в усадьбе начинают задумываться о главном и вечном. Впрочем, все герои в пьесе немного философы и немного Толстовы. В нескольких сценах повторяется мысль о важности любви, на которой, как известно, и держится мир.
Толстой: Когда человек один, ему легко быть хорошим. Только сойдись с другими, и он становится дурен. И чем больше людей сходится вместе, тем труднее им удержаться от дурного. От этого-то так важна, нужна любовь. Только с нею, не делаясь хуже, могут сходиться люди. И Экскурсовод «по-толстовски» вторит ему, изрекая собственную мудрость о любви: «Главная цель человека — борьба со злом в себе. Потому что зло есть в каждом из нас. Но мы должны как-то исправляться. И для этого необходима любовь, только любовь. Такая человеческая, настоящая».
Истинно так: только любовь, человеческая, настоящая и позволит сохранить усадьбу и наследие великого Толстого на века. И судя по тому, каких искренних людей в усадьбе встретили за десять дней авторы, можно быть спокойными. Здесь думают «Люди о Толстом», как когда-то думал «Толстой о людях».