Автор — Елена Попова
8 октября отметила красивый юбилей народная артистка России Галина Мидзяева. Она служила сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан без малого полвека, сыграла более сотни ролей! Уйдя на заслуженный отдых, душой и сердцем остается с родным коллективом, где ее любят совершенно особой любовью.
…Она часто говорит, что у неё счастливая судьба. Родилась в Саратове на просторах великой Матушки-Волги — там, где люди душевные, открытые. С детства любила театр — лучшим подарком были билеты на спектакли. Не столько часто им, ребятишкам первым послевоенных лет, выпадало такое счастье. Потому в большом дворе они сами дружной ватагой разыгрывали спектакли: натягивали занавес, раздавали билетики. Кого только не случалось играть в этих трогательных детских сказках! Но больше всего маленькой Гале нравился момент, когда объявляли всех «артистов». Галина Бантикова — гордилась она придуманным псевдонимом!
А уже в школе она начала думать о сцене всерьёз — играла в детском самодеятельном коллективе, потом в народном театре. И при этом продолжала сомневаться в себе: настоящие актрисы — они же особенные, красивые!.. И все же, рискнув, не прогадала: поступила в Саратовское театральное училище, бывшее тогда одним из лучших учебных заведений страны. Там познакомилась с будущим мужем — актером Анатолием Хаустовым, с которым они прожили вместе счастливую жизнь.
Именно Анатолия Тихоновича после получения диплома в 1965 году пригласили в Уфимский театр. Галина Ивановна, к тому моменту уже работавшая в Сызранской драме и игравшая там едва ли не все главные роли, без сомнений поехала с супругом.
Комнатка в коммунальной квартире была крохотной, но зато своей. За дочкой Ириной помогали присматривать соседи. А молодые актеры дни и ночи проводили в театре, тогда располагавшемся на улице Гоголя. К слову, там Галину Мидзяеву впервые увидел будущий художественный руководитель театра Михаил Рабинович — увидел и навсегда полюбил, понимая, сколь редким дарованием наделена эта актриса.
Среди ее работ не было проходных — даже к самым крохотным эпизодам она относилась со всей серьезностью и высочайшим профессионализмом. Что уж говорить о ролях главных!
Эмоциональная, открытая, владеющая прекрасной реалистической школой, она создавала яркие, непохожие друг на друга образы. И это были выдающиеся работы молодой актрисы.
Роль Оль-Оль в «Днях нашей жизни» Леонида Андреева далась непросто: сложно было найти краски и подробности для героини, при всей своей внутренней чистоте вынужденной по указке матери торговать собой…
В «Гибели эскадры» Александра Корнейчука роль Комиссара Галина Мидзяева играла в паре с актрисой Башкирского театра Гюлли Мубаряковой. Глядя на опытную коллегу, не копировала её рисунок, а искала в образе своё. Глафиру в «Волках и овцах» Островского играла в параллель с Риммой Ивановной Байковой — переживала, что выходить на сцену приходилось значительно реже, чем уже признанной приме театра…
Очень любила Галина Ивановна роль Аделы в «Доме Бернарды Альбы» Лорки, в «Русских людях» Симонова играла разведчицу Валю, в «Дне свадьбы» Розова — Нюру Салову. Зрительская любовь с каждой сыгранной ролью становилась всё сильнее. Заметили её и профессионалы: в 1968 году за роль Поли в «Мещанах» актрисе Мидзяевой был вручен Диплом Всероссийского фестиваля, посвящённого 100‑летию М. Горького.
Особой вехой на творческом пути Галины Мидзяевой стала встреча с ныне легендарным режиссёром Анатолием Васильевым. В 1972 году он, студент выпускного курса ГИТИСа, приехал в Уфу ставить свой дипломный спектакль — «Женщина за зеленой дверью» Рустама Ибрагимбекова. На зрителя постановку сыграли всего шесть раз — спектакль был запрещен из цензурных соображений. Но роль Шаргии, совершенно не привычный способ работы над текстом, запомнились навсегда.
Пришли и новые успехи. Царицу Ирину в трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» Галина Ивановна играла с двумя разными партнерами — Владимиром Прибыловым и Валерием Малюшиным: один Царь Фёдор был старше, мудрее, другой — импульсивнее, резче. Потому свою роль актриса тоже выстраивала по-разному: было и сложно, и интересно.
Потом случилась профессиональная встреча с режиссёром Михаилом Рабиновичем, и Галина Ивановна была занята почти во всех его первых спектаклях: Полина Семеновна в «Пяти романсах в старом доме» Владимира Арро — спектакле с невероятной атмосферой и звенящими интонациями, Маша в «Эшелоне» Михаила Рощина («роль огромной и убедительной силы, искренности и душевной щедрости» — писали рецензенты), Серафима Ильинична в «Самоубйце» Николая Эрдмана.
Сложно складывалась для Галины Ивановны работа над образом Раневской в чеховском «Вишнёвом саде». «У меня было ощущение, что я приближаюсь к ней — а она улетает. Вот, кажется, поймала, уловила — и снова ускользает! — делилась актриса в одном из интервью. — Но это даже хорошо, что у меня осталось такое впечатление от этой роли. Потому что в искусстве нет совершенства. Оно безгранично, как Вселенная».
Непросто переживала Галина Ивановна и случавшиеся моменты творческих простоев, и переход на возрастные роли…
А вот зрительская любовь год от года только росла! В театр шли специально «на Мидзяеву». Тексты её ролей разбирали на цитаты! Что стоит только её Бабушка в «Семейном портрете с посторонним» Степана Лобозерова! Какой колорит! Какой неподражаемый юмор, присущий и самой Галине Ивановне сквозил в каждой реплике! Глядя на весь случившийся переполох, очень хотелось верить, что кошкин бог существует, и от него всем этим милым, чудаковатым людям за их добро «зачтётся»!
А после такой живописной (по-другому не скажешь!) деревенской хозяйки Галина Мидзяева выходила на сцену в роли помещицы Варвары Ивановны Долговой в «Касатке» А. Н. Толстого. И была ничуть не менее убедительной!
Поистине «звёздной» стала для актрисы роль Памеллы Кронки в трагифарсе «Дорогая Памелла» Джона Патрика. За эту работу она была награждена Премией Союза театральных деятелей Республики Башкортостан имени Бедэр Юсуповой!
Несколько лет подряд при постоянно аншлаговых залах шла на Камерной сцене театра комедия «Squat, или Парижская «коммуна» Ж.-М. Шевре, где Галина Мидзяева сыграла главную роль — Маривонн Дюпре, пожилую даму с активной жизненной позицией.
Проникновенной и глубокой была она в лирической драме «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование» — её Фёдора находила такие нужные слова и такую интонацию, от которых щемило сердце…
Мудрая Лошадь «Сестричка» в «Очень простой истории», неугомонная, эксцентричная Этель в «Музыке небес», гостья на балу в «Маскараде» — не имело значения, играла ли Галина Ивановна эпизод или главную роль: на сцене она всегда приковывала внимание зрителя! И не только зрителя! От неё не могли оторвать взгляд партнёры, многие из которых являлись её учениками, ведь Галина Ивановна воспитала, взрастила три актёрских курса! В кулисах на её сценах выстраивались сотрудники цехов!..
Когда во время очередного собрания коллектива Галина Ивановна и Анатолий Тихонович сообщили, что приняли решение уйти на пенсию, в зале воцарилась тишина: представить театр без этих них было невозможно! Они, попрощавшись, шли по театральному двору к воротам, и кто-то вслед произнес: «Уходит эпоха!..» И это было абсолютной правдой!
Под счастливой звездой родилась не только Галина Мидзяева, но и все те, кто имел счастье работать с ней в театре, видеть её на сцене!
Долгих Вам лет, наша дорогая Галина Ивановна!