Все новости
Театр
22 Октября , 09:56

Вот оно, чудо Хануки!

29 и 30 сентября на сцене Малого зала Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась премьера спектакля «Чудо Хануки» Уфимского музыкально-драматического театра «Шалом-Алейхем». На суд зрителей была представлена музыкальная мелодрама по пьесе «Швейцарский дядя, или Чудо Хануки» Владимира Савича.

Вот оно, чудо Хануки!

Автор — Алиса Сабирова

 

29 и 30 сентября на сцене Малого зала Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась премьера спектакля «Чудо Хануки» Уфимского музыкально-драматического театра «Шалом-Алейхем». На суд зрителей была представлена музыкальная мелодрама по пьесе «Швейцарский дядя, или Чудо Хануки» Владимира Савича.

Интрига пьесы проста и запутанна одновременно: Борис в панике, ведь уже совсем скоро на пороге его квартиры должен появиться родной дядя из Швейцарии! Дядя сказочно богат и обещает оставить всё своё состояние Борису, но с одним условием: Борис должен быть женат. Всё бы ничего, да только Борис по-прежнему одинок. Но на что только не пойдёшь ради наследства… и спасения тающих айсбергов! Борис пытается — не без помощи своей сердобольной соседки Бэллы Марковны — обустроить фиктивный брак, но к чему это в итоге приведёт?! Вот об этом и рассказывают в очень экспрессивной и юмористической манере артисты театра.
О премьере в беседе с Эллой Молочковецкой рассказал директор и режиссёр-постановщик театра Алексей Лаптев.
— Предыдущий сезон был очень сложным, но были в нём и приятные события. В частности, мы получили два гранта. Первый — из Фонда Президентских грантов. На эти средства мы провели концерт Памяти жертв Холокоста совместно с Еврейским культурным центром «Кохав» РБ. Второй грант, получение которого оказалось неожиданным и очень радостным, — Главы Республики Башкортостан. Благодаря ему мы провели Фестиваль иврита.
В нашем новом спектакле «Чудо Хануки», помимо нарратива, речь идёт и о том, что такое Ханука, какие вековые традиции и сакральное значение есть в проведении этого праздника. Разумеется, все зрители из Еврейской общины будут знать о Хануке, но для остальных людей, думаю, это будет интересным открытием, расширяющим их знания о еврейских традициях.
До календарной Хануки ещё есть время, но с учётом ограничений, могущих возникнуть в будущем, пока неизвестно, что будет в ноябре-декабре с возможностью посещать театры. Поэтому я убеждён — наш спектакль вышел вовремя!
Теперь касательно самой пьесы. Драматург Владимир Савич — очень талантливый современный русскоязычный автор, живущий в Канаде. Мы постоянно на связи, он помогал нам редактировать пьесу под нашу постановку, что, согласитесь, довольно редко встречается. И отдельное спасибо ему за то, что он написал отказ от авторских прав, которые нам, частному театру, выплачивать было бы не по силам.
В спектакле задействовано два состава: шесть актёров и танцевальный коллектив из четырёх участников. То есть у нас есть и песни, и танцевальное оформление.
По жанру это, скорее, мелодрама: о любви, о встречах и разлуках, поисках своей судьбы. Главную роль играет приглашённый артист Сергей Карпов. Он музыкант, учился в нашем Уфимском государственном институте искусств. В спектакле, кстати, он даже играет на скрипке.
На некоторые вопросы в интервью Алисе Сабировой ответил исполнитель главной роли Сергей Карпов.
— Сергей, это был ваш первый опыт участия в спектакле драматического (пусть даже и не вполне профессионального) театра?
— Да, и, признаться, это было очень волнительно. Нам всем порой кажется, глядя на какой-то спектакль или фильм со стороны, что уж здесь-то понятно, как нужно правильно играть. Но когда ты сталкиваешься с подобными вещами сам, то далеко не всегда хватает элементарных навыков: вовремя повернуться в нужную сторону, громко и отчётливо произнести какую-то фразу, придать своим словам нужную интонацию и тому подобное…
— Как вы готовились к роли?
— В процессе репетиций, работы над текстом. Это было непривычно. Дело в том, что как музыканту мне гораздо проще учить нотный текст, чем словесный. Но в какой-то момент я уловил суть импровизации и стал добавлять какие-то специ­фические еврейские словечки, интонации и прочее. Мне повезло работать с двумя разными составами (почти), и в этом тоже был свой «цимес». В каждом случае приходилось менять ритм речи ради органичного диалога. Находка со скрипкой тоже родилась спонтанно — ну какой еврей не играет на скрипке?! (смеётся). Ну а если серьёзно, мне было невероятно интересно.
— Да, я помню, что вы учились в классе профессора УГИИ Александра Абрамовича Шисмана… А как вас принял коллектив?
— Очень и очень тепло! В какой-то момент даже возникло ощущение, будто мы знакомы много лет — настолько естественно всё выстраивалось, и прежде всего профессиональное общение. Я сразу попросил коллег говорить мне всё, что с их точки зрения мне не очень удавалось. Ну посудите сами: я же не профессиональный актёр, и это мой первый опыт! Конечно, я понимал, что не всегда будет сразу правильно получаться, но благодаря моим коллегам по театру всё, я надеюсь, удалось. Плюс — я люблю учиться, узнавать что-то новое. А коллектив просто великолепный, и я очень всем благодарен!
И мы вновь возвращаемся к словам о грядущих планах на сезон главного режиссёра еврейского театра Алексея Лаптева:
— Что касается планов, то на данный момент ведутся переговоры с известным композитором Александром Журбиным. Дело в том, что следующий сезон у нас юбилейный, десятый. И Александр Борисович предложил, чтобы уже в мае мы сделали премьеру его мюзикла «Дибук». Конечно, это прекрасная идея, но всё, как это обычно бывает, упирается в финансирование. Однако мы не теряем надежды.
После написания материала стало известно, что коллектив Уфимского музыкально-драматического еврейского театра «Шалом-Алейхем» получил грант Фонда культурных инициатив на постановку спектакля «Бывших жён не бывает» по пьесе М. Миронова.
Мы поздравляем с очередной премьерой театр «Шалом-Алейхем» — второй еврейский театр в России и единственный в Республике Башкортостан.

Автор:Любовь Нечаева