Все новости
Театр
7 Февраля , 01:01

Путешествие в детство

Спектакль «Манюня» Театра юного зрителя г. Уфы, премьера которого состоялась в ноябре, стал прекрасным подарком для тех, кто находится в детском возрасте или недавно вышел из него, или изо всех сил желал бы вернуться в это солнечное время. Одним словом, для всех.

Путешествие в детство
Путешествие в детство

Автор — Элла Молочковецкая

 

Спектакль «Манюня» Театра юного зрителя г. Уфы, премьера которого состоялась в ноябре, стал прекрасным подарком для тех, кто находится в детском возрасте или недавно вышел из него, или изо всех сил желал бы вернуться в это солнечное время. Одним словом, для всех.

Постановка получила уникальный жанр — «путешествие в детство», создана на основе сборников рассказов Наринэ Абгарян, автором инсценировки и режиссёром-постановщиком выступила Полина Шабаева. Художник-постановщик — Юлия Гилязова. Художник по костюмам — Татьяна Шафикова. Музыкальное оформление Людмилы Клинушиной. Художник-иллюстратор — Мария Биктимирова, хореограф — Лира Прокопчук, видеографика — Ольга и Фларит Галлямовы.
Генеральный прогон спектакля стал поводом отвлечь от дел его создателей и познакомиться с новым директором Уфимского ТЮЗа, Арсланом Айдаровичем Зубайдуллиным:
— В наше суетное и неспокойное время «Манюня» станет настоящим лучиком добра, — отметил он, — Эта постановка будет интересна всем: и детям, и взрослым. Зритель, хоть ненадолго, сможет забыть о своих заботах и невзгодах, и душевно согреться. Для взрослых это будет возможностью оказаться опять в детстве, а детям — увидеть ту среду, в которой росли и взрослели их родители.
Арслан Айдарович родился в 1989 году в Уфе. Окончил башкирское хореографическое училище имени Р. Нуреева по специальности «артист балета».
— В 2007 году я окончил училище, и буквально через день после выпускного заступил на службу в БГТОиБ, где работал до недавнего времени. Без лишней скромности могу сказать, что за то, что делал на сцене, мне не стыдно. В основном в моём репертуаре были гротескные партии. Среди них — Дон Кихот, где акцент делался на мастерство актёра. Это была первая роль, которая «выстрелила», когда мне было всего лет 18. После этого я начал развиваться как исполнитель, и одной из следующих удачных работ был Ланкидем в «Корсаре». Этот балет ставил Юрий Григорович, и для меня высшей похвалой на сегодняшний день является его отзыв, что «это один из немногих молодых артистов, кто вдумчиво подходит к материалу и умеет играть глазами». В дальнейшем я переиграл всевозможных королей и герцогов, и мачеху в «Золушке», и фею Карабос в «Спящей красавице», Дроссельмейера в «Щелкунчике». Еще будучи артистом, я поступил на продюсерский факультет ГИТИСА (РАТИ), который успешно окончил. До сих пор не жалею, что перешёл в этот «мир цифр», который мне очень нравится. Основательный подход к обучению давал возможность осваивать массу литературы, писать целые проекты и по созданию спектаклей, и театра «с нуля». Так я начал двигаться в сторону менеджмента и организации исполнительных искусств. И когда увидел, что проводится конкурс на должность директора ТЮЗа, подал документы. Видимо, подготовился настолько хорошо, что конкурс, проходивший в два этапа, выиграл. Уверен, что все полученные знания и мои личные качества помогут в дальнейшей работе и процветании Театра юного зрителя. Перед конкурсом я, конечно, узнал максимально много о театре. И осознал, что его самым главным фундаментом являются прекрасные талантливые актёры. Их просто необходимо всеми силами «продвигать». В декабре-январе у нас марафон показов новогодних постановок. Естественно, основное внимание в этот период мы будем уделять самому юному зрителю.
В завершение хочется отметить, что наш театр делает очень большое дело, создавая и показывая такие спектакли, как, например, «Всем, кого касается». Ведь зачастую подросток остается наедине со своими проблемами, ему некому выговориться. На это необходимо обратить внимание, мы будем двигаться дальше, чтобы решать важные подростковые проблемы.
Режиссёр-постановщик и автор инсценировки «Манюни» Полина Шабаева рассказала, чем руководствовалась при выборе материала:
— Сейчас очень часто и в кинематографе, и в театре происходит обращение к 80‑м годам прошлого века. Возможно, потому, что выросло целое поколение актёров, режиссёров и писателей, которые родились в то время. Наступила творческая и человеческая зрелось, когда хочется поговорить о том периоде, откуда мы родом, и что он значит для нас. Спектакль о том, какое влияние имеет наше детство на нас в будущем. Важно, что это не модная сейчас ностальгия по всему советскому. В моем случае, это обращение к собственному детству. Я вышла на книгу совершенно случайно. Жалею, что с прозой Наринэ Абгарян не встретилась ещё раньше. Хотя, наверное, все произошло вовремя. В период пандемии, когда все вынуждены существовать разобщенно, в своих четырех стенах, нам катастрофически не хватает общения друг с другом. А это как раз материал о том, как мы жили все вместе. У меня в спектакле персонажи соседей (их играют Павел Лобанихин, Виталий Андреев, Зульфар Ахметов, Салават Бикмиев — прим.автора) — самые главные, потому что вся страна жила одной большой семьёй. Это был совершенно другой мир, которого нам, видимо, не хватает.
Работа над инсценировкой заняла много времени и сил, потому что нужно было превратить в пьесу два сборника рассказов — «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения». Понадобилось это для того, чтобы раскрыть персонажей, сделать их многогранными, как ту же Ба — парадоксальную и необычную фигуру (эту роль запредельно натурально, но в рамках жанра, играет Михаил Ушаков — прим. автора). И мне нужно было отразить период взросления ребенка, Манюни. Большое спасибо артистам, потому что одно дело — самой писать и «склеивать» моменты, а совсем другое — начать опробовать получившийся материал на сцене. Часто бывало так, что, уйдя домой с репетиции, ночью я дописывала эпизод и утром приходила с новой частью, которую мы вмонтировали в ткань спектакля. Конечно, я не стала бы ставить эту пьесу, если бы не было исполнителей: Мани — Натальи Лысцовой, Наринэ (Виктория Емелёва, Лайсан Хузина), уже упомянутой Ба — (Михаила Ушакова), младшей сестры Наринэ, хулиганки Каринки (Алина Латынова, Виктория Емелёва). Хороши у нас и «взрослые»: папа Юра (Айнур Ризванов), мама Надя (Александра Кузнецова, Ульяна Дементьева), дядя Миша (Никита Кислухин, Дмитрий Широнин), Олег (Николай Чурилов), Ася (Регина Ратинер).
Я недавно пыталась расшифровать для себя, что такое «Манюня». Получилась такая игра по слогам: Ма — это, безусловно, мама, рождение… Ню — слог нытья, отрицания, столь характерного для детей в определенном возрасте. А Ня — искаженное, детское «На!», когда ты готов отдать, поделиться… Взросление происходит тогда, когда человек осознанно способен пожертвовать чем-то ради другого человека.
У нас в спектакле два художника. Художник-постановщик Юлия Гилязова, художник-иллюстратор Мария Биктимирова, чей образ очень близок к нашей Маньке. Она проиллюстрировала несколько историй, которые остаются «за кадром». Мы долго работали над песнями, которые исполняются в спектакле вживую. Вокальных номеров много, в том числе, и на армянском языке.
Отдельная история — сбор артефактов для спектакля, который мы объявили заранее, и на наш призыв откликнулось много хороших людей. До сих пор к нам едут шторы из Ульяновска, винтажный тонометр из Подмосковья. В ходе гаражной распродажи нам отдавали вещи из советского быта, включая игрушки.
В итоге у нас получился спектакль большой и по хронометражу, и по числу задействованных артистов, и даже по единицам реквизита. Будем его осваивать, все еще впереди.
Разговор с художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств РБ Юлией Гилязовой от технических основ декораций перешёл на смысловые темы спектакля:
— Понимание, в каком плане строить декорацию, пришло по прочтении «Манюни» и с учетом того, что нужно было работать на небольшой по размерам сцене. Хотелось создать не перегруженный деталями мир с элементами того времени. Притом нужно было иметь в виду, что мы видим маленький армянский город с точки зрения детей. Ведь в этом возрасте восприятие фрагментарно: дом, улица, детская площадка, где спрятаны «секретики». Поэтому нужно было создать эти кусочки места действия, чтобы они в глазах зрителя превращались в единое пространство. В процессе работы оказалось, что то, что молодые артисты театра не принадлежат к эпохе советского детства, создаёт для них дополнительные трудности в освоении ими площадки. Ведь они не сдавали молочные бутылки, не собирали макулатуру и металлолом, не присутствовали на агитационной площадке и вообще были окружены совсем другими вещами. Дефицит всего и мечты о завладении красивой немецкой куклой — это для них абстрактные понятия. Так же, как и непонятно, почему двор так неравнодушно реагирует на каждый поступок жильцов. Ведь сейчас соседи для нас как бы не существуют, а тогда это был важный инструмент социального реагирования. Поэтому нужно было артистам, пройдя «ликбез», научиться взаимодействовать с новой для них средой. Но важно было не только воссоздание аутентичной атмосферы, но и чтобы для сегодняшних детей всё происходящее на сцене было понятно и близко. Детство — оно ведь всегда детство, что в 80‑е, что сейчас. Маленькие зрители после спектакля смогут воочию ощутить, что и у их родителей и бабушек были свои забавы и проказы, что они не сразу стали серьезными и взрослыми. И этот даст возможность протянуть нить через поколения.

Путешествие в детство
Путешествие в детство
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в