Все новости
Театр
25 Февраля , 00:08

Многоголосие на волжских берегах

За последние два десятка лет фестивальная жизнь в России приобрела небывалый размах. Каждый уважающий себя регион, да что там, каждый город считает своим долгом иметь собственный форум профессиональных театров. Но при всём обилии театральных смотров нерусскоговорящему театру сложно попасть в их программу. И зачастую дело не в художественных достоинствах спектаклей. Поводом для отказа может стать техническая сторона: невозможность обеспечить синхронный перевод.

Многоголосие на волжских берегах
Многоголосие на волжских берегах

Автор — Дина Давлетшина, театровед

 

За последние два десятка лет фестивальная жизнь в России приобрела небывалый размах. Каждый уважающий себя регион, да что там, каждый город считает своим долгом иметь собственный форум профессиональных театров. Но при всём обилии театральных смотров нерусскоговорящему театру сложно попасть в их программу. И зачастую дело не в художественных достоинствах спектаклей. Поводом для отказа может стать техническая сторона: невозможность обеспечить синхронный перевод.

Фестиваль, о котором пойдёт речь, уникален в своём роде. В минувшем году завоевавший устойчивую популярность Межрегиональный фестиваль национальных ТЮЗов и молодёжных театров «Волжская сказка» им. Иосифа Дмитриева (Трер) в шестой раз прошёл в столице Чувашской Республики. Это единственный российский проект, который позволяет проявить себя театрам для детей и юношества, облечённым миссией сохранения родного языка и культуры. Таких иноязычных тюзовских коллективов, как говорится, раз, два и обчёлся. Чтоб не быть голословной, уточню, они есть в Башкортостане, Чувашии, Марий Эл, Татарстане, Ингушетии и Саха (Якутии). Большая часть из них и явилась костяком чебоксарских встреч. Логично, что позже к ним присоединились национальные драматические театры с репертуаром для детской аудитории.
Уточним формулировку: «национальный» в названии фестиваля — не ограничение, не размежевание, а подчёркнуто уважительное отношение к языковой культуре любого этноса. Этническое разнообразие, задуманное и поставленное во главу угла идеологом фестиваля Иосифом Дмитриевым, не исключает из этого ряда язык межнационального общения, коим является русский.
«Волжская сказка» — конкурсный форум. Номинаций здесь не много, ценятся они высоко, воспринимаются как большая честь. Театры нашей республики не единожды боролись за его награды. Вот о них и пойдёт речь в этом крат­ком обзоре.
Башкортостан присоединился к фестивалю в 2017 году, выслав десант в составе трёх театров. И сразу завоевал лидерство спектаклем «Таганок» Стерлитамакского государственного башкирского театра. Сценическая версия повести Мустая Карима в авторской постановке Антона Фёдорова была безоговорочно признана лучшим спектаклем для юного зрителя. Сказка «Деревенский пёс Акбай» по Туфану Миннуллину в режиссуре Зиннура Сулейманова, поставленная в Уфимском государственном татарском театре «Нур», стала лучшей по версии детского жюри. А профессиональное жюри отметило в ней Айрата Фатыхова (Сарбай) как лучшего исполнителя мужской роли. Для Национального молодёжного театра РБ им. М. Карима был важен сам факт участия, поскольку из тогдашнего репертуара на башкирском языке театр смог предложить только спектакль по пьесе Сарвар Суриной «Золотой топор» — некогда вполне симпатичный, но к тому времени заметно обветшавший.
На следующем фестивале фиаско постигло спектакль Уфимского ТЮЗа «Бабушка напрокат» по пьесе Анны Богачёвой. Сказалось полное отсутствие фестивального опыта у дебютанта. Впрочем, вскоре наши тюзовцы реабилитировались, год за годом наращивая успех. «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона в постановке Юрия Карманова принесла награду в номинации «Лучшая женская роль», обладательницей которой стала Полина Шабаева, создавшая образ Анни Салливан. Лучшим исполнителем мужской роли был признан Николай Чурилов, сыгравший Мишу Ерофеева в постановке Владимира Епифанова по пьесе Виктора Астафьева «Прости меня». А спектакль «Всем, кого касается» по пьесе Даны Сидерос в режиссуре Полины Шабаевой вообще собрал целый букет дипломов. Здесь и главная награда фестиваля «Лучший спектакль для юного зрителя», и спецпризы артистов Виктории Емелёвой, Павла Лобанихина, Николая Чурилова, Полины Решетниковой, и диплом «Лучший актёрский ансамбль», который я отношу к самой значимой награде команды. Он (ансамбль) действительно был по-настоящему безупречен.
Вполне успешными явились два чебоксарских показа «Молодёжки». Поставленная Рустемом Хакимовым «Очень простая история» Марии Ладо (башкирская труппа) получила диплом «За вклад в развитие театрального искусства», к которому добавились специальные награды Дании Губайдуллиной (Пёс) и Лейсан Миннигалиевой (Свинья). Годом позже за режиссуру социальной драмы «Я — кулак. Я — А‑Н‑Н‑А» по пьесе Марты Райцес (русская труппа) специального диплома была удостоена Ольга Мусина, а Светлана Бронникова (Анна) награждена как лучшая исполнительница женской роли.
Театр «Нур» отметился на фестивале лирической комедией Мунира Кунафина «Живи на солнечной стороне» режиссёра Байраса Ибрагимова. Результат — спецприз за актёрский дуэт Рифа Губайдуллина (Федя) и Азата Валиуллина (Самат). Через год «Нур» предложил фестивалю необычную интерпретацию пьесы Мустая Карима «Страна Айгуль» Зиннура Сулейманова. Здесь награда «Лучшая роль второго плана» ожидала Ирину Ганиеву (Зульхабира).
«Страна Айгуль» едва не вышла в лидеры. Не хватило совсем немного, чтобы обойти претендентов. Ранее пресловутое «чуть-чуть» не позволило победить спектаклю Сулейманова «Путь Канифы», созданному по пьесе Сарвар Суриной и поставленному в Сибайском башкирском государственном детском театре «Сулпан». Успех пришёлся на 2021 год: осуществлённое Зиннуром Сулеймановым в башкирской труппе Молодёжного театра сказочное действо «Арба», навеянное стилистикой театра дель арте и приправленное восточным ароматом, одержало полную победу в номинации «Лучший спектакль».
К сказанному добавлю, что наши театры состязались с сильными конкурентами, каждый из которых имеет в арсенале немало весомых творческих достижений.
Отдадим должное и главному организатору «Волжской сказки» — коллективу Чувашского ТЮЗа им. М. Сеспеля во главе с неугомонным директором Еленой Николаевой. Пандемия с её ограничениями, то отступающая, то вновь набирающая обороты, не повергла их в уныние. В минувшем году форум прошёл в формате онлайн и оффлайн, доказав, что и в этих условиях он не теряет свой актуальности. От прежних встреч его отличал разве что дефицит радостного ажиотажа, свойственного этому фестивалю с его неизменным и неподдельным радушием.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в