Все новости
Театр
20 Марта , 15:00

В человеке всё должно быть прекрасно!

27 февраля исполнилось бы 80 лет народному артисту Республики Башкортостан Анатолию Хаустову (1942–2017).

В человеке всё должно быть прекрасно!
В человеке всё должно быть прекрасно!

Автор — Елена Попова

 

27 февраля исполнилось бы 80 лет народному артисту Республики Башкортостан Анатолию Хаустову (1942–2017).

Перебирая фотографии, вглядываюсь в лицо этого красивого, статного, необычайно обаятельного актёра. Вот он в роли Миши Земцова в «Жестоких играх» Алексея Арбузова — глубокий взгляд, в котором читается мудрость и несуетливость таежного врача. Вот он — игривый, виртуозный Леонид Папагатто в итальянской комедии «Моя профессия — синьор из общества» Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи. Вот — шекспировский Горацио, мольеровский Клеант, чеховский Гаев… А в памяти звучат его интонации, его удивительный голос, который, услышав однажды, сложно забыть — мягкий, располагающий, доверительный, с нотками доброго юмора…
В труппу Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Анатолий Тихонович Хаустов пришел в 1965 году, окончив Саратовское театральное училища имени Ивана Слонова. Уфимский театр стал единственным в его жизни театром, его пристрастием и любовью. Без малого полвека он отдал служению сцене!
Вместе с Анатолием Хаустовым в Уфу приехала и его жена — актриса Галина Ивановна Мидзяева, ставшая здесь народной артисткой России, завоевавшая истинную любовь зрителей.
С первых же своих ролей Анатолий Тихонович встал в ряд ведущих мастеров сцены. Незабываемыми стали такие его роли, как Шаховской в трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», Егор в «Гнезде глухаря» Виктора Розова, Энрике в «Испанском священнике» Джона Флетчера и многие-многие другие. Тепло принимали его не только на родной сцене, но и во время гастролей по разным городам страны. В него, красавца-мужчину, поклонницы влюблялись бесконечно! А он до конца дней был предан своей любимой Гале…
Актерская судьба Анатолия Хаустова сложилась, без сомнения, успешно. Ему довелось дружить и учиться с замечательными российскими актёрами, работать с выдающимися режиссёрами — такими, как Анатолий Васильев, Яков Хамармер. Творческий тандем сложился у Хаустова и с Габдуллой Габдрахмановичем Гилязевым, бывшим главным режиссёром театра.
Много ролей сыграл Анатолий Хаустов и у Михаила Рабиновича. Одной из первых совместных работ стал спектакль «Вишнёвый сад», где в полной мере проявились органичность актёра, тонкое понимание авторского текста и сверхзадачи режиссёра. Образ Гаева точно лёг на актёрскую природу Анатолия Тихоновича. В нём самом было что-то от этого чеховского персонажа.
Анатолий Хаустов был из той когорты актёров, для которых «совпадение» с ролью являлось залогом успеха. Быть может, в силу врожденной неконфликтности характера роли «на сопротивление» стоили ему много сил и нервов. Однажды в стремлении добиться от актёра нужного результата приглашённый на постановку режиссёр пошёл на определенные провокации, желая вызвать в играющем одну из главных ролей Хаустове нужную эмоцию. Анатолий Тихонович тяжело переживал ситуацию, но сумел сохранить своё человеческое достоинство. И в этом он был прав! Театральная этика была для него одним из главных законов!
Как вспоминают партнёры по сцене, Анатолий Тихонович ни к кому не относится как мэтр — хотя и опыт, и возраст это позволяли. Каждому молодому коллеге он старался помочь адаптироваться в труппе, доверял, принимал всех с открытым сердцем и никого не поучал. Провожал взглядом на сцену: «Иди, все будет хорошо!» И у начинающих актёров появлялась уверенность в своих силах. И относились они к Анатолию Тихоновичу с искренним пиететом.
На сцене родного театра Анатолий Хаустов сыграл более семидесяти ролей. Одиноким, беззаветно любящим Нору был его Доктор Ранк в «Кукольном доме» Генриха Ибсена. А его Генри-Джеймс Честерфилд в «Загнанной лошади» Франсуазы Саган был полон достоинства. Трогательным был его Саня Арефьев в «Кадрили» Владимира Гуркина. А Муров в «Без вины виноватых» был так жалок, что его становилось жалко…
И, конечно же, невозможно не вспомнить сыгранного Анатолием Хаустовым Графа Норфолка в «Вашей сестре и пленнице…» Людмилы Разумовской. С огромным успехом этот спектакль шёл на сцене театра шестнадцать лет, был показан на гастролях во многих городах России, Польше, Литве, Белоруссии, став своеобразной визитной карточкой театра. Анатолий Тихонович — один из немногих актёров, кто без замен и дублей отыграл все до единого спектакли. Стать, осанистость, благородная седина волос — всё работало на этот сценический образ. В его Норфолке воплотились черты истинного царедворца — здесь была и боязнь королевского гнева, и трусоватость, и попытка просчитать выгодный «ход». Как беспомощен он был, когда Елизавета, задумав гениальную провокацию, сначала предлагала ему английским трон и свою руку, а потом разоблачала его — успевшего сделать предложение Королеве Шотландской Марии Стюарт!..
Одну из главных ролей Анатолий Хаустов сыграл в спектакле «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой. И его Андрей Иванович Лепёхин — нелепый, непрактичный, неустроенный, эдакий чеховский «недотепа» — удивительным образом зарифмовался с его Леонидом Андреевичем Гаевым. Бесконечно добрый и очень человечный, он тоже оказался не готовым к новому жизненному укладу нового рубежа веков.
За заслуги в развитии театрального искусства республики Анатолий Тихонович Хаустов в 1984 году был удостоен почетного звания «Народный артист Республики Башкортостан».
Обаятельный, интеллигентнейший человек, он был истинным актёром русской театральной школы, и в нём было прекрасно всё: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

В человеке всё должно быть прекрасно!
В человеке всё должно быть прекрасно!
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в