Все новости
Театр
1 Июня , 17:00

СЧАСТЛИВАЯ ПЛЕННИЦА ТЕРПСИХОРЫ

10 апреля в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер педагога-репетитора балетной труппы имени Рудольфа Нуреева, народной артистки Башкортостана, лауреата премии СТД России и Башкортостана имени незабвенных  Екатерины Максимовой и Бедер Юсуповой Людмилы Васильевны Шапкиной, отметившей свой красивый юбилей в окружении коллег и успешных, востребованных публикой воспитанников. С большого экрана со словами благодарности и признательности к любимому Учителю обращались её выпускницы, успешно работающие в разных уголках России, с гордостью относящие себя к содружеству «шапкинцев». Среди них были и те, кто завершил танцевальную карьеру, и те, кто нашёл своё призвание в педагогике, продолжив творческие принципы Людмилы Шапкиной, перенятые ею у своей наставницы и педагога-репетитора, незабвенной Зайтуны Агзамовны Насретдиновой (1923 – 2009), чьим искусством восторгалось не одно поколение уфимцев.

СЧАСТЛИВАЯ ПЛЕННИЦА ТЕРПСИХОРЫ
СЧАСТЛИВАЯ ПЛЕННИЦА ТЕРПСИХОРЫ

Автор — Рамиля Латыпова

 

10 апреля в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер педагога-репетитора балетной труппы имени Рудольфа Нуреева, народной артистки Башкортостана, лауреата премии СТД России и Башкортостана имени незабвенных  Екатерины Максимовой и Бедер Юсуповой Людмилы Васильевны Шапкиной, отметившей свой красивый юбилей в окружении коллег и успешных, востребованных публикой воспитанников. С большого экрана со словами благодарности и признательности к любимому Учителю обращались её выпускницы, успешно работающие в разных уголках России, с гордостью относящие себя к содружеству «шапкинцев». Среди них были и те, кто завершил танцевальную карьеру, и те, кто нашёл своё призвание в педагогике, продолжив творческие принципы Людмилы Шапкиной, перенятые ею у своей наставницы и педагога-репетитора, незабвенной Зайтуны Агзамовны Насретдиновой (1923 – 2009), чьим искусством восторгалось не одно поколение уфимцев.

Трудно представить, как сложилась бы жизнь 12‑летней Людмилы Щигорцевой, если бы она сознанием приняла категоричное заявление выдающегося педагога, а в прошлом солистки Большого театра СССР Людмилы Павловны Сахаровой, о том, что не стоит ей заниматься балетом. Сквозь слезы и обиды, а порой стоя за дверью аудитории, она разучивала и повторяла упражнения, которые необходимо было показать на следующий день. Так в детской душе жила и крепла любовь к танцу, к которому она «прикипела» еще в балетной студии родного города Хабаровска, где испытала искренний настоящий страх перед Жабой в своем первом спектакле «Дюймовочка».
После обучения в знаменитом Пермском хореографическом училище, в 1970 году Людмила Шапкина приехала в Уфу, да так и осталась, несмотря на приглашения в труппу Леонида Якобсона и другие коллективы страны. Причин находилось много; «то самолет не летел, то сама откладывала поездку», потому что сцена Башкирской Оперы была для неё нечто большим, чем просто работа. Здесь она встретила свою судьбу в лице талантливого танцовщика и замечательного педагога Владимира Шапкина и, что очень важно, ощутила дружескую поддержку педагогов и участие коллег. Первой её работой было бессмертное творение Чайковского балет «Лебединое озеро», в котором вместе со вчерашней выпускницей ленинградской школы Зухрой Ильясовой и опытным танцовщиком Зуфаром Галимовым она выступила в технически сложном дивертисменте — па-де-труа. Только этот вставной фрагмент, погружающий зрителя в атмосферу спектакля, Шапкина исполнила 88 раз (!), прежде чем в 1977 году воплотила образ заколдованной принцессы Одетты и её двойника-антипода Одиллии.
Архивные страницы театра свидетельствуют и о том, что в разные годы партнерами Людмилы Шапкиной в балете «Лебединое озеро» были солисты Большого театра ССР Валентина и Леонид Козловы, в 80‑х открывших частную балетную школу в Нью-Йорке. А в самом репертуарном спектакле Башкирской Оперы — «Жизель» Адана — балерина стала соучастницей успеха московских коллег Ирины Прокофьевой и ученика Асафа Мессерера — Андрея Кондратьева, чьё выступление состоялось в рамках проекта «Большие гастроли» по городам Советского Союза по случаю 200‑летия основания главного музыкального театра страны. А через день, 29 февраля 1976 года, Башкирское телевидение отсняло мистическую историю о молодой наивной девушке в интерпретации легендарных танцовщиков — Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева, где Шапкина и Алик Бикчурин (инициатор и первый директор Башкирского хореографического училища им. Р. Нуреева) исполнили вставную вариацию.
В одном из редких телевизионных интервью Людмила Васильевна как-то сказала, что башкирский балет — счастливый театр. В нём всегда было много талантливых воспитанниц педагогического наследия Агриппины Вагановой и замечательных представительниц других хореографических школ — Москвы, Перми, Воронежа и Новосибирска. Здесь присутствовали большая состязательность и ответственность. И Шапкина работала. Она могла выйти в главной партии, потому как безукоризненно владела важным элементом эстетики балетного спектакля — техникой. Ей оставалось лишь выучить порядок наделить образ новыми эмоциональными красками и прожить, пережить, перечувствовать личную драму. Это польская княжна Мария в «Бахчисарайском фонтане», которую Шапкина выучила за три дня и выступила вместе с коллегами Серафимой Саттаровой (восточная красавица Зарема) и Альбертом Валеевым (хан Гирей) на сцене Башкирской Оперы. Образ доброй трудолюбивой Золушки в одноименном балете Прокофьева, созданный ею на сцене Ставропольского театра оперетты в 1981 году, и Повелительницы виллис — Мирты («Жизель» Адана) совместно с Леонорой Куватовой (Жизель) и Зуфаром Галимовым (Граф Альберт) на сцене «Рудаки-холл» в Тегеране (1976 г.) и другие.
Еще в самом начале своего творческого пути, будучи на положении солистки балета, Шапкина перетанцевала многие кордебалетные партии. А началось с подружек березки в романтической драме Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь», повествующей о тяготах военного лихолетья, Повелительницы дриад в искрящемся радостью и юмором «Дон Кихоте» Минкуса.. Танцевала Кошечку и принцессу Флорину в постановке педагога Кировского театра и балетмейстера Бориса Брускина «Спящая красавица». В памятный вечер 1973‑го образ заглавной героини сказки Перро исполнила звезда миланского театра Ла Скала и партнерша Рудольфа Нуреева Лилиана Кози…
О феноменальной преданности балетному искусству Людмилы Васильевны художественный руководитель балетной труппы и коллега Шамиль Ахмедович Терегулов как-то сказал, что были артистки, которых нельзя было заставить заниматься, а Шапкину — вывести из балетного зала. Танцевать до самозабвения и передавать публике не только темперамент, но и масштаб драмы исполняемого образа было смыслом её жизни и непреходящим чувством счастья и радости.

СЧАСТЛИВАЯ ПЛЕННИЦА ТЕРПСИХОРЫ
СЧАСТЛИВАЯ ПЛЕННИЦА ТЕРПСИХОРЫ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в