Все новости
Театр
27 Июня 2022, 15:30

«Услышать сердце человека возможно только в тишине…»

Вы слышали, как бьётся материнское сердце, как трепещет оно, готовое вырваться из груди, в миг, когда родному дитю грозит беда?.. Всесильная и беспомощная, настойчивая и боязливая – образ русской Матери создаёт народная артистка Республики Башкортостан Ольга Лопухова в премьерном спектакле Государственного академического русского драматического театра «Счастье рядом», созданного по рассказам Василия Шукшина.

«Услышать сердце человека возможно только в тишине…»
«Услышать сердце человека возможно только в тишине…»

Автор — Елена Попова

 

Вы слышали, как бьётся материнское сердце, как трепещет оно, готовое вырваться из груди, в миг, когда родному дитю грозит беда?.. Всесильная и беспомощная, настойчивая и боязливая – образ русской Матери создаёт народная артистка Республики Башкортостан Ольга Лопухова в премьерном спектакле Государственного академического русского драматического театра «Счастье рядом», созданного по рассказам Василия Шукшина.

Семенящая торопливая походка, сбившийся платок, нервные движения рук, перебирающих полы серенького жилета, выдают её страх перед сильными мира сего, взявшего под арест сына Витьку, в пьяной драке покалечившего человека. Она мечется от одного человека в погонах к другому, ища в них хоть толику сочувствия. Материнский инстинкт отвергает все доводы разума — спасти, уберечь любой ценой!..
И откуда в ней, изможденной, худой, берутся силы, когда добивается она свидания с сыном? Крепко прижимает она к своей груди его бедовую голову, стараясь перебороть его строптивый нрав, гладит непокорные вихры, и его, и себя убеждая в счастливом исходе дела. А что ещё, кроме веры, ей остается?.. Замрут вокруг звуки — кажется, только разносится эхом стук её сердца. Сожмёт в кулаках горсть родной земли, поднимется с колен и пойдет просить милости своему Витьке: «Ничего, добрые люди помогут…»
В нынешнем июне Ольга Борисовна Лопухова отмечает юбилейную дату. За годы служения Сцене она сыграла более сотни разных, не похожих одна на другую ролей. Сегодня это элегантная Дама полусвета в водевиле «Вредный элемент» Шкваркина, а завтра — эксцентрично-фарсовая Брандохлыстова в «Смерти Тарелкина» Сухово‑Кобылина. Надежда Антоновна Чебоксарова в «Бешеных деньгах» Островского или Анна Марковна Целованьева в «Зыковых» Горького — каждый образ её целостен, ярок, узнаваем.
Как не вспомнить её очаровательную интриганку Коринкину в «Без виноватых», приму провинциального театра, чья слава едва не пошатнулась с приездом столичной звезды? Её засидевшуюся в девках Агафью Тихоновну в «Женитьбе», такую нелепо-трогательную и растерянную в сцене гадания, вдруг вытянувшую из ридикюля сразу все записки с именами женихов? Её красивую, статную Елену Андреевну в «Дяде Ване», которой, как и всем, «ни одной минуты счастья не дано»?.. Её Полину Андреевну в «Чайке», безнадёжно влюблённую в доктора Дорна и будто по наследству передавшую любовные муки своей дочери Маше?..
Ольга Лопухова родилась в Тамбове, где с успехом окончила школу, два года проучилась в Тамбовском филиале Московского института культуры по специальности «Режиссер народного театра».
А потом, узнав об открытии Воронежского государственного института искусств, поступила на актёрский курс, который набирал народный артист РСФСР Николай Вячеславович Дубинский. Приглашёнными педагогами у начинающих артистов были и мастера знаменитого Щукинского училища. Стоит сказать, что сам легендарный Борис Евгеньевич Захава, театральный режиссёр и педагог, увидев студентку Лопухову в нескольких этюдах, отметил, что не прочь был бы перевести её в Москву!
Но судьба распорядилась так, что свой профессиональный актёрский путь Ольга Борисовна начала на сцене Воронежского театра юного зрителя, сыграв за первый свой сезон более десятка ролей. Однако по семейным обстоятельствам из Воронежа ей пришлось переехать в Таганрог и поступить в труппу драматического театра им. А. П. Чехова. Потом немного поработала она в Грозненском русском театре им. М. Ю. Лермонтова.
В Уфу Ольга Лопухова приехала в 1981 году по приглашению Юлия Тамерьяна, служившего тогда очередным режиссером Русского драматического театра. Наверное, и сама Ольга Борисовна не знала, как надолго жизнь свяжет её с Башкортостаном. Здесь состоялось её знакомство с Габдуллой Габдрахмановичем Гилязевым, радушно принявшим молодую актрису, доверив ей сразу несколько серьёзных ролей. Она сыграла Анжелу в спектакле «Внесудебное разбирательство» Сарояна (это была её первая здесь работа — срочный ввод!), Марию в спектакле «Закон вечности» Думбадзе, Анну в «Правде памяти» Абдуллина, Ариадну в «Гнезде глухаря» Розова…
А спустя три сезона театр возглавил Михаил Исакович Рабинович, с которым Ольгу Борисовну связали не только человеческое взаимопонимание, любовь к литературе, редкое чувство юмора, но и общие театральные принципы, исповедуемые «щукинцами», родные имена великих учителей…
Неслучайно мастер режиссёрского курса Михаила Исаковича, профессор Александр Михайлович Поламишев, приезжавший на постановки в Уфу, с охотой занимал в своих спектак­лях Ольгу Лопухову — будь это гоголевский «Ах, Невский!..», где она виртуозно играла кокетливую Марию Александровну Губомазову, или «Последние» М. Горького, в котором актриса сыграла, пожалуй, одну из лучших своих ролей.
…Всё смешалось в доме Коломийцевых — вихрь первой русской революции ворвался стремительно, сметая на пути правых и виноватых. Впрочем, кто здесь есть кто?.. Меж двух огней — двух братьев, столь непохожих друг на друга — мечется несчастная Софья. Героиня Ольги Лопуховой, разумом понимая всю преступность мужа Ивана, всё же не находит в себе сил отречься от него, хватаясь за соломинку, уговаривает его повиниться перед детьми в своих грехах. А душой тянется к мягкому, но не способному уже никого спасти Якову. Кутаясь в большую кружевную шаль, в этом доме, продуваемом всеми ветрами, она, кажется, никак не может согреться — ни в ком здесь не осталось душевного тепла.
Гибнет мир. Гибнут искалеченные, развращённые, ставшие жестокосердными последние из рода Коломийцевых — сыновья Александр и Петр, дочери Вера, Надежда, Любовь. А с нами и мать их — Софья… Измученная, истерзанная чувством вины, она опускается перед ними на колени, прося прощение за то, что родила их и не уберегла. Дальше — тишина…
Сама Ольга Борисовна не раз говорила, что этот спектакль дорог ей потому, что некогда, в Воронеже, в этой пьесе Горького она играла Надежду, выходя на сцену со своим учителем — Николаем Дубинским. А в постановке Поламишева она работала уже со своими студентами — будучи педагогом актёрского мастерства на четырех курсах Михаила Рабиновича, которые набирали в Уфимском государственном институте искусств. Вот такая перекличка времен!
Немало ролей сыграла Ольга Лопухова и в спектаклях, поставленных Михаилом Исаковичем: Лавра в «Эшелоне» и Шарлотта в «Вишнёвом саде», Марья Лукьяновна в «Самоубийце» и Бобылиха в «Снегурочке», Корова Зорька и Лошадь Сестричка в «Очень простой истории» и Хаят в «Черном иноходце» и многие-многие другие.
Одной из последних их совместных работ стала комедия «Бешеные деньги», где Ольга Лопухова играет Надежду Антоновну Чебоксарову. Некогда имевшееся богатство мужа развеяно как дым: с одной стороны, засухи, неурожай, убыточный завод, с другой — дочь на выданье, наряды, театры, балы… Вот и теряет Чебоксарова-старшая бдительность, и попадается на удочку московских шутников, потехи ради сосватавших Лидиньке вместо обещанного владельца золотых приисков провинциала Савву Василькова. Как любезна, обаятельна, кокетлива Надежда Антоновна с этим Саввой — будто и не замечает его мужицкой неотесанности. Замирает, видя дорогое колье, которое тот готов подарить будущей невесте. И как зла на новоиспеченного зятя она становится после свадьбы, понимая, что тот ни долги, ни счета оплачивать не собирается.
А избалованная молодая красотка и слышать не желает об экономии, доводя маменьку до слёз и нужды пить по глоточку из хрустального графинчика горькую. В этой придуманной актрисой детали сквозит такая боль… Ведь Надежда Антоновна ещё моложава, ей и самой еще хочется мужского внимания — хоть бы и от слуги Андрея, с которым она то позирует для фото, то, выбегая из внутренних комнат, спешно поправляет блузу… А дочь немилосердно бросает ей резкое: «Вы старуха, вам бедность не страшна, я молодая и хочу жить!..» И чувствует Надежда Антоновна свою неизбывную вину — вот только не за то, что приучила дитя к золотой пыли, а за то, что не может дать ей еще больших благ…
В каждой своей роли Ольга Лопухова находит особые «зоны тишины», которые могут длиться всего лишь мгновения. И в этой тишине, которую Питер Брук называл второй кульминацией, всегда отчётливо слышно, как бьётся, замирает, трепещет, волнуется сердце — актрисы и её героинь…

«Услышать сердце человека возможно только в тишине…»
«Услышать сердце человека возможно только в тишине…»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: