Автор — Элла Молочковецкая
Одно из мнений гласит, что актёры — не вполне люди. Причём это высказывание отнюдь не уничижительное, а скорее, возвышающее мистическую и такую трудную профессию. Актёр Григорий Служитель, опубликовавший совсем недавно, в 2018 году, дебютный роман «Дни Савелия», продолжил традицию сентиментальных рассказов от имени животных. Его первая профессия, возможно, подспудно, дала возможность адаптировать текст под театральные нужды, не прикладывая героям ушки и хвосты, чтобы показать жизнь лохматых персонажей.
Написав инсценировку романа, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной молодёжной премии им. Ш. Бабича Мусалим Кульбаев поставил в Национальном молодёжном театре РБ им. Мустая Карима спектакль «Дни Савелия», обозначив его жанр как «путешествие». Модный, предполагающий умеренный интерактив жанр «бродилки» (в программке указано как «променад-спектакль»), где нарушается единство места действия, не очень удобен для артистов, зато позволяет зрителям пройти целый квест. Кроме того, сама череда локаций дает возможность не очень педалировать декорационно-бутафорскую составляющую, делая облик этих локаций минималистичным. Благо, в Молодёжном театре все фойе и закоулки красивы и романтичны. Все первое действие происходит в Зимнем саду, среди тропических насаждений, на деревянном мостике, в окружении аквариумов. Там мы впервые знакомимся с главными действующими лицами: московским бродячим котом Савелием (засл. артист РБ Андрей Ганичев, засл. артист РБ Дмитрий Гусев) и его возлюбленной кошкой Гретой (Карина Фатхиева). Выглядят они, как обычные неформалы (художник-постановщик, художник по костюмам засл. деятель искусств РБ Юлия Гилязова), их встреча начинается с вроде бы непритязательного диалога о воздушных змеях. И, забегая вперед, в конце спектакля этот диалог будет «закольцован», приобретя совсем иной смысл.
О том, почему выбрал именно эту, философско-кошачью тему для своего нового спектакля, рассказал режиссер-постановщик Мусалим Кульбаев: «Роман Григория Служителя рассказывает об очень простых, но невероятно важных, я бы сказал, главных вещах… О том, что жизнь, подаренная нам единожды Всевышним, скорее всего, не повторится. И она не бесконечна, поэтому надо уметь ценить и беречь каждую её минуту; видеть в ней гармонию и радость, а если повезёт встретить своё счастье, ценить его каждый миг. И быть счастливым сегодня. Ибо завтра может и не быть. Об этом, нам кажется, поговорить и поразмышлять всегда уместно».
Постановка рассчитана максимум, на 40 зрителей, которые готовы идти за некими «кошачьими ангелами» в чёрном, которые, в зависимости от ситуации, могут становиться то кротами, то ассистентами доктора, то гастарбайтерами. Их играют и уже известные артисты Молодежки, и выпускники этого года театрального факультета Института искусств, специально «заточенные» для НМТ.
В первом действии мы узнаем из уст Савелия о своем рождении от Мамочки (Лада Николаева) — деятельной спортивной кошки, назвавшей резвых сестёр главного героя по имени благодетельницы-кассира Зиной (Иванна Калмыкова) и в честь продуктового магазина — АБК (Эвелина Завричко). Потом Савелий попадает в причудливую семью с тепличным Витей из предпоследнего класса школы (Мельсик Петросян), влюбленным в Юлю (Эвелина Завричко) и лечащим разбитое сердце теплым котом. Наверное, впервые за весь спектакль Савелий показывается именно как кот, который терпеть не может все эти «кис-кис» и способен даже приложить хозяина пушистой лапой. Обретший имя Август (у каждого хозяина он получает новую кличку), Савелий не только постепенно смиряется со своей участью, но даже бодро ответствует по-английски Бабушке Вити (засл. артистка РФ Людмила Воротникова) — бывшей учительнице, живущей в своем мире.
Параллельно ведётся повествование о жизни Греты до встречи с Савелием. Мы узнаём о некоей Свете (Иванна Калмыкова) — бывшей хозяйке кошки, встречавшей на своём танцевальном пути то нечистого на руку бизнесмена по прозвищу «Медвежонок» (Загир Яруллин), то темпераментного Хосе Игнассио (засл. артист РБ Ренат Фатхиев).
Дополнительное ощущение от жизни бесприютных тварей создают попавшиеся на стезе Савелия и Греты испуганный породистый песик Людвиг (Ильяс Хасаншин) и бывалый кот Боцман (нар. артист РБ Линар Ахметвалиев). В их историях есть так часто встречающиеся в жизни стечение обстоятельств, и невнимательность, и беспечность, из-за которых хозяева теряют своих питомцев.
Характерно, как танцевальные номера, поставленные Александром Родионовым, своим юмором во многом смягчают достаточно жесткие ситуации. Например, отправку Савелия к зловещему ветеринару Игорю Валентиновичу (Загир Яруллин). Или танго Светы с её знойными кавалерами. Или последний вальс Греты…
Когда в начале второго действия зрители спускаются в гардероб, их ждет шоковая сцена в исполнении Андрея Ганичева (во втором составе — Дмитрия Гусева) и Асхата Накиева (Пожилой господин). Таких героев Асхат, пожалуй, ещё никогда не играл. Не раскрывая сюжет, отмечу, что трюковой номер, поставленный титулованным московским каскадером Айдаром Закировым, производит мощное впечатление.
Вослед идёт вознесение зрителей и героев всё выше и выше — к доброму гастарбайтеру Аскару (засл. артист РБ Ренат Фатхиев), чей монолог на некоем общесреднеазиатском языке понятен и без перевода с телефона одного из «человека театра» (Элина Гарданова).
Вообще, интересно, как по вечерам будет смотреться этот спектакль снаружи здания — с улицы Ленина. Случайный прохожий, идущий с работы, увидит, как некий поток людей поднимается по крутой винтовой лестнице башни театра, рассаживается вплотную к огромным окнам, у которых танцуют два героя. Должно быть, это добавит интересный эффект.
В спектакле большую роль играет свет (художник по свету Денис Черепанов). К сожалению, в день генерального прогона вовсю светило солнце, поэтому эффекты можно было ощутить в полной мере только в последней сцене, где перед зрителем раскинулся безбрежный вид с высоты на Город. Там Савелий и Грета встречают прекрасных хозяев кото-кафе Сеню (Владислав Нурисламов) и Попова (Ильнур Ганиев). И там вечером видно, как зажигаются в окнах разноцветные огни. А ближе к темному рассвету погасают. Так же, как угасает эта история и заканчивается путь кота Савелия.