Все новости
Театр
14 Сентября , 09:55

Небо над нами

Завершающей премьерой юбилейного, 160‑го сезона Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан стал спектакль «Вышел ангел из тумана» по пьесе современного драматурга Петра Гладилина. Притча, поставленная режиссёром Петром Орловым (художник-постановщик – Татьяна Виданова, композитор – Владимир Брусс), органично соединила театр реалистичный и фантасмагорический. Соответственно, для освоения этого материала понадобилась особая манера игры всего актёрского состава. Вроде бы, современная история отстраненных героев оборачивается таким затрачиванием душевных струн, что это требует, помимо мастерства, предельной искренности и открытости.

Небо над нами
Небо над нами

Автор —  Элла Молочковецкая

 

Завершающей премьерой юбилейного, 160‑го сезона Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан стал спектакль «Вышел ангел из тумана» по пьесе современного драматурга Петра Гладилина. Притча, поставленная режиссёром Петром Орловым (художник-постановщик – Татьяна Виданова, композитор – Владимир Брусс), органично соединила театр реалистичный и фантасмагорический. Соответственно, для освоения этого материала понадобилась особая манера игры всего актёрского состава. Вроде бы, современная история отстраненных героев оборачивается таким затрачиванием душевных струн, что это требует, помимо мастерства, предельной искренности и открытости.

У исполнительниц главной роли народной артистки РБ Светланы Акимовой и народной артистки РБ Татьяны Макрушиной в этом спектакле очень непростая задача. От бытовой картинки требуется внезапно перейти к «игре в игре», подобной гамлетовской, чтобы затем взойти на трагедийные высоты. И всё это — в течение двух действий, насыщенных постоянным внутренним напряжением. Изо всех сил Екатерина Кондратьевна, уже далеко не впервые в своей многотрудной жизни, пытается не просто помирить своих сыновей, а очистить их души.
И тогда в ход идут явные проявления впадения в детство, а также внезапное появление бомжеватого, в духе фильма «Майкл», типа с явно рукотворными крыльями за спиной (Гавриил — Дамир Кротов). Вообще, ассоциации со всеми фильмами, где ангелы органично сосуществуют с людьми, напрашиваются довольно часто в течение спектакля. Здесь и уже упомянутый «Майкл», и нежно любимый фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином», и «Город ангелов». Буквально переполненный библейскими цитатами Гавриил, или Гаврюша, и смешон, и слегка придурковат, и, совершенно неожиданно, — страшен и мистичен.
Не будет преувеличением назвать двух героев спектакля, братьев Илью (народный артист РБ Тимур Гарипов) и Сергея (заслуженный артист РБ Григорий Николаев) абсолютными антиподами. Из их противостояния и разъяренных диалогов высекаются искры, которыми поддерживается нерв спектакля.
Группа актёров, которым прямо-таки необходимо было образовать ансамбль, обживает и оживляет аскетичные декорации. Собственно, места действия два. Это квартира Екатерины Кондратьевны Первухиной — с остатками послевоенной обстановки: часы-ходики; большой стол, рассчитанный на то, что там будет собираться вся семья; сервант с посудой; кресло, где сидит во флёре воспоминаний хозяйка. И минималистичный офис младшего сына Сергея с жалюзи до пола и креслами, где рассаживается в планах срочно исправить ставшую катастрофичной ситуацию семья. Помимо Ильи и Сергея, это их семьи: супруга Ильи Вера (заслуженная артистка РБ Айгуль Шакирова) и дочь Рита (Юлия Тоненко), а также жена Сергея Ольга (Алина Долгова) и дочь Нина (Дарья Толканева).
Есть ещё некое пространство вне времени, где всегда идет снег и где Екатерине Кондратьевне снится дивный сон из прошлого счастливого времени. Потом зрителю представится возможность вновь увидеть краем глаза, вместе с героиней, этот «дивный новый мир».
О том, какие смыслы вкладывались в спектакль его создателями, мы расспросили исполнителя роли Ильи Тимура Гарипова.
— Я заметила, насколько остро реагировала публика на сложные перипетии спектакля. Помимо охов и вздохов, это были даже весьма слышные всхлипы. Как вы думаете, почему такая реакция?
— Мы в данный момент живём в таком контексте, что часто бывает ощущение, будто почва уходит из-под ног. Люди нуждаются в ощущении уверенности хоть в чём-то, им нужно за что-то «зацепиться». Именно сейчас и возникает потребность в базовых духовных ценностях. А семья — это одна из фундаментальных основ общества. И когда в процессе действия зрители видят, как рушится эта основа основ, они поневоле «попадают в резонанс».
Но есть еще более глубокая причина, почему людям нравится этот спектакль. Тема матери, жертвующей своим сыном, всегда будет животрепещущей на территории России, где сильно влияние христианских традиций.
И третья причина, отчего люди пойдут смотреть постановку: там есть раскаяние двух братьев. Пока мы репетировали, нам с Гришей (Николаевым) хотелось, чтобы зрители присутствовали при каком-то истинном правильном явлении… насколько это возможно в театре. Потому что раскаяние — это когда человек искренне, не уворачиваясь, отвечает самому себе на конкретные вопросы. Этот процесс, пусть сложный, духозатратный, является животворным и исцеляющим.
Нам как актёрам, но прежде всего людям, пришлось предельно напрячь душевную мышцу. Потому что ты либо честно это делаешь, присвоив себе ситуацию своего героя, либо ничего не получится. И, конечно, когда героиня напоминает моему Илье о драматичных обстоятельствах, связанных с прошлым двух братьев, я вспоминаю свою жизнь и своего родного брата.
— В сложном жанре притчи вам нужно было как-то уложить и «высокий стиль», которым говорит ангел, и бытовые обстоятельства. Сложно ли было это сделать?
— Нет, не сложно, потому что я определил главную идею спектакля в том, что любой дом может стать Храмом, где оживает душа. Если есть такое стремление…
— Не так много прошло времени после премьеры театра «Вредный элемент», где у вас была главная роль. Чувствовалось ли «послевкусие» предыдущей премьеры при создании образа Ильи Первухина?
— У меня в «Ангеле» был второй эпизод в первом действии, сделанный на грани фарса, схожего с «Вредным элементом». Так проявлялся хронический конфликт братьев и попытка представить, кто из них доминирует. Показаны временный триумф Ильи и его радость от этой победы.
— Вообще, конфликт между братьями — довольно частое жизненное явление, помимо упоминающихся в спектакле библейских Каина и Авеля…
— Конфликт между братьями — как в частном случае, так и в глобальном — возникает оттого, что люди не хотят признавать своих ошибок. Сделали гадость — и делают вид, что ничего не произошло. Исправление возможно только через признание неправоты. Только так можно восстановить настоящие человеческие отношения.

Небо над нами
Небо над нами
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в