Все новости
Театр
30 Ноября 2022, 01:04

СЧАСТЬЕ РЯДОМ!

Минувший театральный сезон для актёра Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Владимира Кузина был весьма плодотворным. Он был занят в трёх премьерных спектаклях, и его актёрские работы получились в них разными, непохожими, запоминающимися.

СЧАСТЬЕ РЯДОМ!
СЧАСТЬЕ РЯДОМ!

Автор — Елена Попова

 

Минувший театральный сезон для актёра Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Владимира Кузина был весьма плодотворным. Он был занят в трёх премьерных спектаклях, и его актёрские работы получились в них разными, непохожими, запоминающимися.

Его милиционер Гоша в современной сказке для взрослых «Рождественская история» поначалу кажется лишь воплощением дисциплинарного устава: короткие, обрывистые ответы по существу, минимум лишних движений, полное отсутствие эмоционального отклика на нештатную ситуацию и уж тем более эмпатии. Но за этим внешним обликом скрывается человек, переживший острую боль: не все способны принимать людей в погонах за людей. А когда под воздействием «магии Рождества» Гоша сбрасывает маску, мы видим его и готовым прийти на помощь, обладающим чувством юмора, очень искренним и живым.
Совершенно иной образ у Владимира Кузина в водевиле «Вредный элемент». Коммерсант новой формации Наважин самоуверен и даже нагл. Яркая шёлковая рубашка, дорогое пальто, фетровая шляпа — в бедной каморке безработного актёра, да ещё на фоне толпы бездомных он кажется властелином мира, где деньги решают всё! Но судьба делает поворот, и в тюремной камере облачённые в одинаковые робы, сапоги и шапки-ушанки люди уравниваются в своих правах, а сильные мира сего становятся частью безликой обречённой толпы. Не крик, а волчий рык вырывается из уст Наважина, вдруг осознавшего, что, по закону жанра, он терпит поражение, и главным в жизни являются не роскошь и блага, а талант и любовь.
в спектакле «Счастье рядом», который поставлен по рассказам Василия Шукшина, Владимир Кузин сыграл сразу несколько ролей, но ключевым героем становится, безусловно, Сергей Духанин. Дух захватывает у простого деревенского шофёра Серёги, когда он видит на прилавке магазина красные сапожки. Мнет кепку в руках, утирает ею выступивший на лбу пот от пришедшего желания — подарить их жене Клавдии. И пусть сапожки придутся не впору! Само предвкушение радости, а потом благодарное, нежное объятие жены и есть те самые дорогие в жизни минуты, ради которых и живёт человек, всей душой, всем сердцем ощущая — счастье есть, оно рядом!
Есть в послужном списке Владимира Кузина и другие удачные актёрские работы: слуга Еремей в драме «Крепостные», Илларион в лирической истории «Я, бабушка, Илико и Илларион», Макаров в «Фабричной девчонке».
За роль Егора Клягина в комедии «Улыбайтесь, господа!», поставленной по рассказам Григория Горина, он был особо отмечен жюри и награждён дипломом «За яркий эпизод» III Межрегионального фестиваля «Волга театральная».
О перипетиях жизненного и творческого пути мы и поговорили с Владимиром Кузиным.
— Давайте начнём с самого начала, с истоков. Откуда вы родом? Кто ваша семья?
— Я родился в Казахстане. Нет, знаете, я родом из Советского Союза. Так будет правильнее. Мой родной город — Актюбинск. Мама всю жизнь преподавала в школе английский язык, она заслуженный учитель республики. Отец — газосварщик шестого разряда.
— А кто из родителей решил, что вы будете Владимиром Владимировичем?
— Как-то так повелось, что в нашей семье младших детей называли в честь отцов. Потому не стали нарушат традицию… Семейную профессиональную линию продолжила моя старшая сестра — она пошла по стопам матери, стала тоже учить детей языкам.
— То есть вы в роду первый, кто занялся театром? Как так получилось?
— Со школы ещё… В четвёртом классе у нас открыли театральный кружок, и мы с другом записались на занятия. Помню, пришли в зал, и я долго не мог оторвать взгляд от театральных подмостков — мне вдруг очень захотелось понять, что ощущает человек, стоящий на сцене…
— Помните, как впервые «гул затих…»?
— Конечно! Первая моя роль была в крохотной сценке — я играл труса-пионера: в автобусе место бабушке не уступил, хулигана испугался… Потом были другие небольшие спектакли. А в пятом классе я стал Дедом Морозом — и вот уже сколько лет до сих пор с радостью иду к ребятишкам водить хороводы!
— А кто поздравляет профессиональных Дедов Морозов? Они ведь тоже, наверное, мечтают о чуде?
— Жёны! Моя Рита — профессиональная Снегурочка!
— Получается верить в чудеса?
— Честно? Да! Я верю в чудеса, в своего ангела-хранителя. Мне кажется, что у каждого человека есть своя Книга судьбы, где всё уже написано. И моя судьба меня ведет!
— Каким был ваш путь в театр?
— Он был непрямой. В 95‑м году я окончил школу и поступил в Уфимское высшее военное авиационное училище лётчиков. Проучился там два года, но по состоянию здоровья был списан. Потом получил инженерное образование в Актюбинском университете. Но от судьбы не уйдёшь, и рано или поздно ты встанешь на ту дорогу, по которой ты должен пройти. мой друг Владимир Корчуков, с которым мы дружим со школьных лет, позвал меня в Актюбинский областной драматический театр имени Тахави Ахматова. Азы актёрской профессии я получился именно там, и потому благодарен этому театру.
— Были любимые роли?
— А как же! Мой самый любимый спектакль — «Очень простая история». Пьеса Марии Ладо только появилась и сразу «пожаром» пошла по театрам. Молодой режиссёр Александр Морозов доверил мне роль Соседа. Хозяина играл пожилой актёр, а меня перед каждым спектаклем подолгу гримировали, чтобы скрыть разницу в возрасте. Но история эта была удивительной, трогательной, доброй, глубокой. Мне нравилось работать в «Женитьбе» — я был там Подколесиным… Сложно говорить о том, что получалось, что нет, поскольку театр не выезжал ни на гастроли, ни на фестивали. К нам не приезжали критики. Не было взгляда со стороны… Я отработал в Актюбинском театре тринадцать лет. Там познакомился с женой, двух дочек родили.
— Вы ведь ещё и учились параллельно?
— Да, поступил на актёрский факультет в Екатеринбургский государственный театральный институт. Очень хороший курс тогда собрался, сильный! Нашим мастером был Владимир Израилевич Дворман, с которым мы легко понимали друг друга. Учиться было невероятно интересно! Мы были заочниками — сессии пролетали мгновенно, работали с раннего утра и до глубокой ночи.
Но всё же своим самым первым педагогом я считаю Татьяну Артуровну Эбергардт, художественного руководителя нашего школьного театра. Это она познакомила меня с театром, она рассказала о Станиславском. И я ей благодарен бесконечно!
— Знаю, что у вас есть и режиссёрское образование.
— Так получилось… Я же говорю — судьба ведет… Когда сдавал госэкзамены на актёрском, был уверен, что это в последний раз — больше никогда не сяду за учебники! Но вот в один момент в Актюбинске мне предложили возглавить театр. Пришлось снова за знаниями ехать в alma mater. Режиссуре учился уже у Вячеслава Ивановича Анисимова, ученика самого Георгия Александровича Товстоногова. Но режиссёрский диплом я получил, уже будучи в Уфе. К слову, председателем Государственной экзаменационной комиссии был у нас Григорий Алексеевич Лифанов — режиссёр, хорошо известным уфимцам по таким спектаклям, как «Преступление и наказание», «Фабричная девчонка», «Мнимый больной», «Иванов».
— Как же судьба снова привела вас в Башкортостан?
— Удивительный случай. Когда в конце девяностых уезжал после училища отсюда, попрощался, казалось, навсегда. в 2015 году мы с супругой приняли решение уехать из Казахстана и разослали резюме, в том числе отправили письмо и сюда, в академический русский театр, и Михаил Исакович Рабинович откликнулся и взял нас. Рита сначала была звукорежиссёром, теперь трудится в должности помощника режиссёра. Коллектив принял нас очень доброжелательно, и атмосфера здесь тёплая, душевная.
— Что важно для вас в работе над созданием образа?
— Первое — это, конечно же, текст, слово: о чём ты хочешь говорить со зрителем. Это сложный вопрос… Иногда получается интуитивно… Смотрю старые советские спектакли, как там работают артисты — такая правда жизни!..
— Вам важна оценка извне?
— Каждому актёру важно, что о нём думают! Каждый самолюбив и каждый тщеславен. И не верьте, если кто-то будет говорить обратное! Такая профессия!.. Сегодня роль получилась, завтра что-то может не сложиться, но…
— Счастье рядом?
— Несомненно!

СЧАСТЬЕ РЯДОМ!
СЧАСТЬЕ РЯДОМ!
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: