Все новости
Театр
18 Декабря 2022, 22:56

Люди и звери

Уфимский ТЮЗ открыл XI театральный сезон премьерой современной музыкальной притчи «Дитя» в постановке главного режиссёра Полины Шабаевой. В основу пьесы драматурга из Татарстана Ильгиза Зайниева легла фантазийная история о взаимоотношениях бездомных кошек и собак, объединившихся в стаи и борющихся за место, корм и сферы влияния. Переломным моментом в этих боях без правил является внезапное появление младенца – человеческого детёныша, которого нужно или оставить себе, или отдать людям. Сам задел предполагает в повествовании долю трагизма, ведь всем известно, как непросто складываются судьбы брошенных или выросших на улице животных. На память тут же приходят аналогии с произведениями «Прощай, овраг» или «Белый Бим Чёрное ухо». Люди помоложе, должно быть, с учётом музыкального жанра постановки, считают ассоциации с мюзиклом «Кошки». А детям просто будет жаль зверушек.

Люди и звери
Люди и звери

Автор — Элла Молочковецкая

 

Уфимский ТЮЗ открыл XI театральный сезон премьерой современной музыкальной притчи «Дитя» в постановке главного режиссёра Полины Шабаевой. В основу пьесы драматурга из Татарстана Ильгиза Зайниева легла фантазийная история о взаимоотношениях бездомных кошек и собак, объединившихся в стаи и борющихся за место, корм и сферы влияния. Переломным моментом в этих боях без правил является внезапное появление младенца – человеческого детёныша, которого нужно или оставить себе, или отдать людям. Сам задел предполагает в повествовании долю трагизма, ведь всем известно, как непросто складываются судьбы брошенных или выросших на улице животных. На память тут же приходят аналогии с произведениями «Прощай, овраг» или «Белый Бим Чёрное ухо». Люди помоложе, должно быть, с учётом музыкального жанра постановки, считают ассоциации с мюзиклом «Кошки». А детям просто будет жаль зверушек.

Пласт бережного отношения к братьям нашим меньшим очень важен для создателей спектакля. Недаром даже на программке помещены реальные истории о бездомных животных, спасших детей. Важной акцией, в которой приняли участие актёры и режиссёр, стало посещение приюта для бездомных собак «Доброта». В фойе театра до спектакля зрители могли полюбоваться результатами фотосессии, где артисты снимались рядом с животными, так нуждающимися в доброте и заботе. Для аудитории была объявлена акция «корм вместо цветов», когда дети могли подарить полюбившимся персонажам не цветы, а корм или другие принадлежности для приюта.
О том, как создавался спектакль, рассказала режиссер-постановщик Полина Шабаева:
— Мы взяли пьесу драматурга и режиссёра Ильгиза Зайниева, которая уже была поставлена несколько лет назад и в Татарском государственном академическом театре имени Галиасгара Камала, и в Казанском государственном театре юного зрителя. Благодаря соцсетям год назад я увидела интервью с Ильгизом, где он рассказывал о своей пьесе. И сразу начала её искать, а прочитав, поняла, что в этом произведении есть что-то важное, что отзывается во мне самой.
Понимала, что работы будет много, потому что при всей глубине этой истории, а с другой стороны — незамысловатости и простоте хотелось её сделать очень театральной. Поэтому было придумано пространство театра, в котором можно сделать всё, в частности, воплотить жанр мюзикла. У нас в спектакле много хореографии и вокала, у артистов достаточно яркий способ существования. При всем том мы рассказываем притчу, наполненную первосмыслами, тем, без чего нельзя жить: про то, кто я в этом мире? И что я могу сделать для того, чтобы этот мир стал лучше?
Мы с Юлией Гилязовой делаем второй спектакль, и мне было важно, чтобы наши персонажи — кошки и собаки, попугай — обрели свои, особенные образы-костюмы. Мы с Юлей сразу стали существовать на одной волне. Весной я участвовала в женской режиссёрской лаборатории от СТД РФ, где прекрасные Кама Мирович Гинкас и Генриетта Наумовна Яновская рассказывали нам о важности пространства. То, где будет происходить наша история, сразу ставит всё на свои места. Тогда сразу начинает работать фантазия и приходят интересные решения.
И в самом деле, небольшая сцена ТЮЗа занята неким подобием брошенной второпях театральной гримерки. На боковых порталах видны оборванные, чудом сохранившиеся старые афиши. Пара исторических костюмов, шляпы, маски — всё это является фоном и контрастом для вполне серьезно настроенных героев. Банды (а по-другому в начале спектакля их и не назовёшь) кошек и собак облачены в неформальные одежды, покрыты татуировками. У девушек в волосы вплетены дрэды, юноши — в косухах и тяжелых ботинках. Дополняет образы тяжёлый грим. Благодаря этому антуражу понимаешь, что сейчас мы увидим историю не буквально животных, с их хвостиками и ушками, а неких покинутых, лишённых любви созданий, вынужденных ежесекундно доказывать себе и окружающим, что ты не слабак.
Художник-постановщик и художник по костюмам, заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязева подчёркивает, что в её задачу не входила интерпретация каких-то конкретных «неформальных объединений». Если приглядеться, в облике героев есть что-то и от хиппи, и панков, и от готов. Важно, что в их схожести заложен потенциал объединения, ибо все они помещены в одни и те же сложные обстоятельства.
Постепенно мы знакомимся с персонажами. Это хитрые и нервные кошки: Рудольф (Виталий Андреев), его капризная подруга Виолетта (Ульяна Дементьева, Регина Ратинер), а также боевые Джуди (Татьяна Марадудина, Елена Пухова) и Марго (Полина Решетникова, Юлия Зуева), и их противоположность, трогательная Эльба (Зухра Баймурзина, Энже Юсупова). Вот уже многие годы им противостоит команда собак: благородный Огонёк (Николай Чурилов, Айнур Ризванов), его верная Наира (Алина Латынова, Александра Кузнецова) и примкнувший к ним Малой (Михаил Вернигоров). Отдельно отстоит Черноокая (Елена Булгакова, Виктория Емелёва).
Появление экзотического попугая Алехо (Павел Лобанихин, Азат Маликов) оживляет звенящую от напряжения обстановку. Этот хитроватый и непростой герой притягивает обе стороны: как необычностью внешнего облика и поведения, так и возможностью похвастаться новым «приобретением». Именно он обнаруживает в ящике из-под реквизита младенца, и ему в дальнейшем будет оказана честь решить судьбу малыша.
Буквально с первой минуты спектакля решающим героем становится музыка. Это и песни, и сопровождение танцевальных номеров, и создание атмосферы. Автор музыки — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заведующий музыкальной частью Казанского ТЮЗа, композитор Юрий Чаплин. Казанский ТЮЗ поделился с ТЮЗом уфимским исключительным правом на музыку к спектаклю «Дитя», став партнёром проекта.
Музыкальный руководитель и педагог по вокалу Людмила Клинушина смогла вложить в уста актёров мелодичные зонги их героев. Часть этих песен продолжает звучать в голове и после спектакля. Режиссёр по пластике Андрей Сорокин придал остроты боевым танцам «диких» обитателей заброшенного театра. Художник по свету Иван Смирнов сумел выделить световой партитурой комичные (их немного), драматичные и трагичные моменты.
Очень важна в этой, местами жёсткой, местами сентиментальной, но очень жизненной постановке, сверхзадача героев: они мечтают воспитать из подкинутого ребёнка настоящего Человека. Который изначально будет гуманным и понимающим, сострадающим и обладающим эмпатией. Ради этого они будут страдать, приносить жертвы, любить. Всё, как в реальной жизни.

Люди и звери
Люди и звери
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: