Все новости
Театр
19 Декабря 2022, 00:10

В Рождество все немного волхвы…

Разве не испытываем мы трепетного волнения от приближения главного зимнего праздника — будь это католическое Рождество, Новый год или Рождество православное? Разве не ждём волшебную ночь, ожидая свершения Чуда?.. Даже, казалось бы, тогда, когда и надежды на него нет, мы всё равно хотим верить.

В Рождество все немного волхвы…
В Рождество все немного волхвы…

Автор — Елена Попова

 

«До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снежной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам…»
В. А. Никифоров‑Волгин

Разве не испытываем мы трепетного волнения от приближения главного зимнего праздника — будь это католическое Рождество, Новый год или Рождество православное? Разве не ждём волшебную ночь, ожидая свершения Чуда?.. Даже, казалось бы, тогда, когда и надежды на него нет, мы всё равно хотим верить.

И не просто верить, а делить эту веру с ближними! Потому, наверное, так любимы зрителями спектакли, где вопреки всем невзгодам под бой курантов сбываются мечты…
Год назад на сцену Государственного академического русского драматического театра вернулся спектакль «Пока она умирала» — без преувеличения, одна из самых любимых зрителями лирических комедий, поставленная по пьесе Надежды Птушкиной незабвенным художественным руководителем театра Михаилом Рабиновичем. Премьера его состоялась под Новый 2000‑й и произвела невероятное впечатление. Зал то взрывался смехом, то замирал, ловя в тишине каждое слово… Доброта и удивительный юмор, которые лились со сцены, дарили самое главное, за чем люди тогда шли в театр, — надежду!
…Немолодые мать и дочь привычно коротают долгие вечера, читая любимого Диккенса при мерцающей свечке — накануне Нового года отключили электричество. Этот вечер, наверное, стал бы одним из бесконечного множества других, если бы не раздался стук в дверь и на пороге не появился таинственный незнакомец… И сотворилось несбывшееся — любовь, нежность, семья, счастье!
Все это — новогодняя сказка? Пожалуй, да, но только отчасти… Ведь Чудо — обязательное условие рождественских историй, и здесь чувство сопричастности к нему рождалось у зрителя от радости узнавания — ситуации, людей, мельчайших деталей…
Спектакль вернулся в репертуар, когда Михаила Исаковича уже не было с нами. В тишине звучат первые аккорды, и раздаётся звук его голоса, строки спетого им для спектакля романса: «Быстро молодость проходит…» И сегодня особенно ясно понимаешь, что главный дар этого спектакля — и зрителям, и всем его участникам — соприкосновение с талантом большого театрального Мастера, его человеколюбием, его мудростью. А разве это не Чудо?..
Стоит вспомнить, что это не единственный рождественский театральный сюжет, к которому обращался Михаил Рабинович. Видимо, рубеж веков вызывал необходимость говорить о важных, жизнеобразующих вещах. И режиссёр обратился к пьесе Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме Купьелло».
Кропотливо и вдохновенно Лука Купьелло мастерил рождественский вертеп — символ святого семейства. Ведь в его собственном доме всё пошло прахом: нет согласия с женой, не устроены дети… И чем больше множатся несчастья, тем сильнее Купьелло отдается работе над крошечными фигурками, с головой уходя в другой, идеальный мир. А этот, трещащий по швам, он восстановить не в силах.
«Лука Купьелло всегда был большим ребёнком и считал мир огромной игрушкой. Но когда он начал понимать, что с этой игрушкой нельзя играть, он этого не вынес. От взрослого в Луке Купьелло ничего нет. А для ребенка он слишком стар». Таковой виделась реальность 30‑х годов итальянскому драматургу.
Но театр, стоящий на пороге нового тысячелетия, не мог не даровать зрителям надежду, и горький финал был, несмотря ни на что, пронизан светом!
С момента постановки того спектакля прошло чуть больше двадцати лет. Многое поменялось в мире, в театре, в нас самих. Но ожидание рождественского чуда, способного изменить человеческую жизнь, не становится меньше.
Совсем недавно молодой белорусский драматург Влада Ольховская написала незамысловатую пьесу «Рождественская история». Молодой режиссер Константин Денискин поставил по ней незамысловатую сказку для взрослых. Однако спектакль этот, идущий на Камерной сцене театра, пользуется у зрителей большим спросом.
…Однажды на просёлочную дорогу упала огромная ель, и семеро путешественников застряли в заснеженном лесу. Случись это в обычный день, быть может, никакой истории бы и не было, но в рождественский сочельник…
Несправедливо обвиненный в проступке полицейский, отправленный нести службу в праздничную ночь, встречается с виновницей инцидента; глава семейства, всячески избегавший совместного празднования, оказывается здесь в ловушке вместе со своими близкими; сводит случай и расставшихся влюблённых… Словом, всё это вполне бытовые ситуации и перипетии. Вот только под воздействием «магии Рождества» они вдруг обретают бытийный смысл. Обиды оборачиваются прощением, неприязнь — любовью…
Да, зритель прекрасно видит все «белые нити», которыми шито каждое из чудес, и каждому находит реалистичное объяснение (впрочем, как и персонажи — они тоже не изображают веру в ирреальность!). Но чудо здесь выступает главным двигателем сюжета — благодаря ему герои оглядываются на свою жизнь и решают её изменить, пусть даже не признаваясь в этом самим себе.
И как раз эта дуальность позволяет зрителю принять правила игры и, почти по Пушкину, испытывать радость от театрального обмана.
…За окном декабрь. Для театра это горячая пора детских сказок и вечерних спектаклей. Каждый день зал будет полон. И хочется, чтобы все, кто будет приходить на спектакли, уносили в своём сердце дары театральных волхвов — немного тепла, доброты и веры в лучшее.

В Рождество все немного волхвы…
В Рождество все немного волхвы…
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: