Все новости
Театр
19 Декабря 2022, 00:25

«Замандаш» – Современник

С 9 по 12 ноября в Уфе проходила Театрально-образовательная платформа «Замандаш» («Современник»). Организаторами этого мероприятия выступили Министерство культуры РБ, Национальный молодёжный театр РБ им.Мустая Карима, Центр драматургии и режиссуры РБ.

«Замандаш» – Современник
«Замандаш» – Современник

Автор — Элла Молочковецкая

 

С 9 по 12 ноября в Уфе проходила Театрально-образовательная платформа «Замандаш» («Современник»). Организаторами этого мероприятия выступили Министерство культуры РБ, Национальный молодёжный театр РБ им.Мустая Карима, Центр драматургии и режиссуры РБ.

В августе Национальный молодёжный театр РБ имени М. Карима совместно с Центром драматургии и режиссуры РБ объявил о приёме заявок на Республиканский семинар современной драматургии в рамках Театрально-образовательной платформы «Замандаш» (Современник). Участие в проекте приняли вновь созданные оригинальные пьесы и инсценировки, написанные на башкирском, русском, татарском языках, рассчитанные на подростковую и молодёжную аудиторию, ранее не опубликованные и не поставленные на профессиональной сцене.
На семинар поступило более 40 произведений, и экспертами был составлен шорт-лист из 13 заявок, куда вошли лучшие пьесы и инсценировки.
В состав экспертной комиссии вошли ведущие театральные деятели республики: доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор УГИИ им. З. Исмагилова, заслуженный деятель искусств РБ Галина Яковлевна Вербицкая, преподаватель кафедры теории и истории искусства УГИИ им. З. Исмагилова Ирина Фидаилевна Шамсутдинова, драматург и сценарист Наталия Александровна Мошина.
11–12 ноября подвела итоги работы и режиссёрская лаборатория. Итоговые эскизы спектаклей по пяти произведениям из шорт-листа Республиканского семинара современной драматургии были показаны в Учебном театре УГИИ им. З. Исмагилова и на Камерной сцене Национального молодёжного театра РБ им. Мустая Карима.
В интервью нашему журналу участник экспертной комиссии Галина Яковлевна Вербицкая рассказала об истоках лабораторий драматургии в нашей республике и наиболее интересных страницах Театрально-образовательной платформы  «Замандаш».
— Давайте окунёмся немного в историю. Более двадцати лет назад Министерство культуры проводило драматургические конкурсы, как правило, приуроченные к историческим датам. Помню, как меня к ним привлекали не только как преподавателя вуза, но и в качестве эксперта. Затем возникла идея, тоже в недрах Минкульта, проведения семинаров‑лабораторий драматургии и режиссуры. Это происходило, как правило, на озере Талкас. От Министерства культуры там работала Дина Гатуевна Давлетшина, которая также неоднократно привлекала меня к участию в работе. Там происходили серьёзные разборы пьес, и это уже была школа: не конкурсы, а учёба, просвещение. И уже тогда активно подключались к процессу режиссёры, показывавшие свои эскизы. Было много открытий, среди которых известные сейчас Сарвар Рашитовна Сурина, Владимир Жеребцов. Также у истоков этих лабораторий находился драматург Наиль Гаитбаев, который очень серьёзно анализировал все пьесы.
Затем в 2014 году в Уфе зарождается интересная конгломерация — Центр драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. У истоков этого начинания стоят два человека: Алия Фаритовна Яхина — она является директором этого Центра, и Зиннур Фаритович Сулейманов — режиссёр, а ныне начальник отдела профессионального искусства, образования и творческих проектов Министерства культуры РБ. Тогда я принимала активное участие в этом мероприятии как лектор и педагог-эксперт.
Совсем недавно мне позвонила Алия Фаритовна и попросила принять участие в «Замандаше». Я подумала и согласилась. Главную роль сыграло то, что это не конкурс, где выносятся окончательные оценки. Там мы занимались тем, что мне нравится больше всего: учёба, подробнейший разбор пьес, беседы с драматургами.
Структура мероприятия была таковой: мы разбирали пьесы, которых в день было по три-четыре, а иногда и по семь. Это зависело от складывающейся ситуации, потому что мы существовали в так называемом ручном управлении. Здесь я должна отметить роль Национального молодёжного театра и, в частности, его литературной части в лице Альфии Фаргатовны Кульсариной и заведующей литературной частью Разили Ишбулдовны Рыскужиной. Кстати, она участвовала в нашем мероприятии как драматург. Они провели огромную работу, присутствуя на мероприятии практически круглосуточно. Благодаря созданной ими тёплой семейной обстановке драматург не ждал, когда будет выноситься вердикт их тексту. Наоборот, все имели возможность высказаться.
Не могу не сказать о своих замечательных коллегах. Подчёркиваю, что в нашей команде не было председателя и рядовых членов, все были на равных. Это драматург и сценарист Наталья Александровна Мошина, которая подходила к разборам как практик, давая бесценные щедрые советы драматургам. Замечательные впечатления от моей молодой коллеги, которая преподаёт первый год в институте искусств, — театровед, моя дипломница Ирина Фидаилевна Шамсутдинова. Моя основная деятельность — педагогическая, я занимаюсь ей уже 37‑й год. И наблюдать своих учеников — отдельная радость.
Теперь поговорим о представленной драматургии. Поначалу к разбору было привлечено 12 пьес. Скажу честно, до чёртовой дюжины дотянула я, приведя буквально за ручку с 1‑го курса студента актёрского отделения Рената Имаева с очень неплохой пьесой под названием «Оболенский». С удивлением обнаружила, что автору знакомы законы сцены, построения сценической истории, характера и сюжетосложения. И когда позвонила Алия Фаритовна Яхина, я попросила, чтобы в этом мероприятии принял участие ещё один «семинарист». Надо сказать, что он получил ободряющие отзывы моих коллег. И парень утвердился, что ему нужно продолжать работать в этом направлении, тем более что театр «Нур» уже взял его в сотрудничество как литератора.
Что касается участников мероприятия, то их амплитуда колоссальна. От студента-первокурсника до легендарной фигуры Леонида Алексеевича Соколова. Это известнейший писатель-юморист, автор многих книг, лауреат литературных премий. В «Литературной газете» он постоянно публикуется в рубрике «Рога и копыта», где вышла уже 75‑я публикация. И вдруг этот состоявшийся человек решил, что называется, сесть за ученическую парту, попробовав силы на стезе драматургии. Надо было видеть, насколько он серьёзно и не снисходительно слушал разбор своего текста и те рекомендации, которые ему давались. Текст действительно был очень своеобразный. Назывался «Любовь в огне», такой юмористический парафраз на тему «Божественной комедии».
Расскажу о том, с какими проблемами пришлось столкнуться мне и моим коллегам как педагогам-экспертам. Очень сложно выстраиваются характеры. Одно дело, когда в прозе автор не ограничен объёмом и может придумать какой угодно портрет персонажа. Драма в этом плане невероятно жестока по отношению к авторам, потому что подчиняется закону принудительного сокращения событийного ряда. Сейчас в театре всё нужно уложить за два половиной, максимум три часа. И это даже много для современного зрителя, привыкшего всё визуализировать и ставить вместо слов эмодзи.
Данная тенденция не может не сказаться на драматургических текстах, которые появляются сегодня. Зрителю нужно лаконичнее, это общая тенденция. И она просматривается не только у потребителя искусства, но и художественного информатора. Поэтому характер создать оказалось очень сложно. Персонаж превращается в некий типаж, что помещает нас в психологический комфорт: не неожиданно, а значит, и не ново. Если спросить, действительно ли хотят этого сами драматурги, оказывается, что хотят, но пока это мало получается. У некоторых авторов есть претензия на такого героя. Но предстоит ещё очень серьёзно работать.
Во‑вторых, что касается жанра. Это невероятно сложно, потому что, как говорил Михаил Михайлович Бахтин: «Жанр — это ценностная категория». К сожалению, в представленных работах не было ни одного точно выверенного жанрового определения, даже в хороших состоявшихся текстах.
По поводу структуры драмы. Как я уже говорила, драма подчиняется закону сокращения событийного ряда, то есть драматург выбирает главное. А что в драме главное? Всё! Там нет побочных линий или второстепенных героев, поскольку все они работают на основную мысль, главный конфликт, раскрытие главного героя. Увы, пока эту закономерность драматургического текста только предстоит осваивать нашим семинаристам. Но не всем. Есть такие профессионалы, как Ангиза Ишбулдина и Светлана Аюпова. Они чётко знают, чего хотят, и реально представляют себе, как это будет выглядеть на сцене. Особенно Светлана Рифовна, которая сразу пишет для своей постановки.
Говоря о структуре, нужно учитывать два момента. Первый — пресловутый метраж спектакля, который напрямую зависит от адреса постановки: для детей дошкольного возраста — одна продолжительность, школьного — другая и т.д… Предпочтение отдаётся лаконичным внятным показам. Что касается самой драмы, то, например, Шекспир в идеале владел приёмом, который назывался драматической перспективой, когда после предельно напряжённого эпизода шёл эпизод-разрядка. Если на секундочку представить, что Шекспир соединил бы какие-то две подобные по уровню накала сцены, картинка бы абсолютно не сложилась. Очень важно держать зрителя в напряжении, вести интригу, стимулировать интерес к некоей истории. Ради этого мы и ходим в театр. Да еще желательно, чтобы герои напоминали нас. Такому мастерству тоже предстоит учиться нашим драматургам-семинаристам.
(Продолжение следует)

«Замандаш» – Современник
«Замандаш» – Современник
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: