Автор — Элла Молочковецкая
«Мне нравится экспериментировать», – скромно отвечает на вопрос о новом сингле «Танцы» музыкального проекта «STEKKLO» его создатель Аркадий Черкашин. Уроженец города Орла, время своего формирования он провёл в Стерлитамаке. И сейчас, несмотря на молодость, а может, благодаря ей стал человеком, совмещающим ипостаси музыканта, продюсера, актёра и режиссёра. Впрочем, обо всём по порядку.
— У вас есть музыкальное образование?
— Я учился в Орловской музыкальной школе № 1 им. В. С. Калинникова по классу флейты. В школе учился с интересом, но после забросил флейту, стало любопытно обучаться играть на гитаре. Сначала я стал брать потихоньку гитару у отца. Он, заметив мой интерес, сказал, что, если я серьёзно хочу учиться, то надо мне обзавестись своей гитарой. Мы поехали в магазин музыкальных инструментов, купили мою первую гитару, потом отец показывал мне аккорды, я старательно зарисовывал их в тетрадку. Через какое-то время он сказал, что научил меня всему, что знал сам. Дальше были практика и самообразование.
— Вы родом из театральной семьи. Ваш отец, Игорь Анатольевич Черкашин — известный режиссёр-постановщик. Помогла ли артистическая среда для вашего формирования?
— Я с детства в театре, и это безусловно повлияло на меня. Очень люблю театр, это удивительное искусство, объединившее под одной крышей режиссёров, авторов, актёров, музыкантов, танцоров, художников. Трудиться, безусловно, надо — вообще, в принципе. Но мы с отцом — представители разных школ: он окончил режиссёрский факультет Щукинского института, а я — ГИТИС. Знаю только, что он мной гордится, радуется моим успехам. Как и я, в свою очередь, всегда помню, чему он меня учил, и горжусь им.
— В 2002 году, когда Игорь Анатольевич стал художественным руководителем и главным режиссёром Стерлитамакского русского драматического театра, вы все вместе переехали из Орла в Стерлитамак. Каковы были первые впечатления от города?
— Первые впечатления были удивительные: в апреле, когда мы переехали, там ещё лежал снег, в то время как в Орле уже наступала весна. Второе, что удивило, — это чистота и ухоженность города.
— Спустя совсем короткое время вы начали писать первые песни. Вам было тогда пятнадцать лет. Повлияло ли на это знакомство с работой Стерлитамакского рок-клуба и его председателем Вячеславом Сергеевичем Гнусиным (Аксакалом)?
— На формирование моего музыкального вкуса повлияли отцовские пластинки. Он меломан, и наряду с джазом, авторской песней, классической музыкой там были Битлз, Дип Пёпл, Дорз, Наутилус, Кино, Аквариум и многие другие рок-группы, записи которых я слушал с большим удовольствием. Мне было двенадцать лет, и папа взял меня на первый в моей жизни рок-концерт, в ДК «Сода». Играли местные стерлитамакские группы, и кто-то из Уфы в качестве хедлайнера. Там я познакомился с Вячеславом Сергеевичем, он спросил меня, как концерт, я ответил, что круто. Он посмеялся, сказал: «Молодец, пацан, приходи к нам в рок-клуб». Так я стал ходить на все концерты в рок-клубе, а потом собрал первую группу.
— Как назывался ваш первый музыкальный коллектив?
— Группа называлась «Отражение себя». В первом составе было всего два человека: я и Евгений Сорокин, мой одноклассник. Мы играли по очереди то на акустических гитарах, то на перкуссии. Я писал песни и пел, а Женя отвечал за бэк-вокал. Мы играли песни о любви и жизни. Под влиянием альтернативных течений в музыке, конечно же, но это была мелодичная музыка. И я, и Женя решили, что всё должно быть в меру меланхолично и красиво. Таким составом мы и дебютировали в 2007 году на сцене Стерлитамакского рок-клуба. На фестивале «Подворотня-2007» мы получили награду в номинации «Дебют».
— Группа «Ot.sebya», организованная в 2008 году, насколько я понимаю, возникла на волне популярности indie-pop музыки?
— Да, второй мой проект был тоже акустическим, и работали мы именно что в жанре indie-pop, потом еще экспериментировали с элементами фолка, различными инструментами, играли на укулеле. Я вспомнил о флейте, мы приглашали к нам в состав виолончелиста, использовали этнические барабаны. Первый альбом мы писали на домашней студии Алексея Гришаева в Орле. Алексей — лидер известной орловской группы «Еретики», участник различных музыкальных проектов, мультиинструменталист и звукорежиссёр. Мы записывались в его домашней студии, оборудование которой позволило нам провести интересный эксперимент. Чтобы сохранить некий вайб живого выступления, музыканты находились в изолированных комнатах и записывали все партии одновременно, «живьём». Потом были дописаны перкуссионные партии и голоса. В общем, запись получилась профессиональная и интересная. В то время были популярны нет-лейблы, на одном из таких независимых нет-лейблов — mimonot.net, мы и выпустили наш первый альбом. Завоевали определённую популярность в Орле и за его пределами. Альбом также вышел и на CD. Второй альбом был сборником ремиксов и новых песен, записанных на орловской студии МОСТ.
— Возникший в 2010 году музыкальный проект «STEKKLO» был больше ориентирован на студийную работу, чем на живые выступления?
— «STEKKLO» — это мой электронный студийный проект, в рамках которого я работаю в разных жанрах. Это и инструментальная электронная музыка, и IDM, и панк-рок песни, и new wave. В основном все партии я записываю самостоятельно, но иногда привлекаю разных музыкантов и с удовольствием делаю с ними совместные записи. Проект «STEKKLO» всегда существовал параллельно всем моим другим проектам. Иногда я приглашаю сессионных музыкантов, чтобы дать выступление или выступаю сам — с сольной песенной программой или с электронным сетом — всё это «STEKKLO».
— На днях вышел сингл «Танцы» проекта «STEKKLO» на вашу музыку и стихи Владимира Кротова, бывшего когда-то фронтменом стерлитамакской группы «Некрополь». Вы были с ним знакомы ещё с того периода?
— Нет, с творчеством Владимира Кротова я познакомился значительно позже. 30 апреля 2008 года в Стерлитамаке умер музыкант и поэт Глеб Чичко. Я хотел поучаствовать в концерте памяти Глеба и начал искать тексты песен, чтобы сделать кавер-версии. Наткнулся на сайт Владимира Кротова, где Глебу была посвящена страничка. Почитал стихи Владимира, мне очень понравился его образный язык, и так мне захотелось попробовать что-то сочинить на его стихи. Я сделал пару песен, одной из них была «Танцы». Связался с Владимиром, отправил записи, ему понравилось.
— В вашей трудовой книжке значится и работа звукорежиссёром, и ведущим прямого эфира. Когда возникла идея получить режиссёрское образование?
— Я действительно работал на Орловской рок-радиостанции «Экспресс Радио», это было чудесное время. Интервью со знаменитыми рок-музыкантами, концерты, мы делали отличные программы. Помню, когда приезжал Юрий Юлианович Шевчук со своей группой, он посетил нашу студию, было большое интервью, и мы ему устраивали связь в прямом эфире со Стерлитамакским рок-клубом его имени (Шевчука). Он был приятно удивлён. Станция существует до сих пор и пользуется популярностью в Орле. В 2014 году там же проходил очередной фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, на котором я работал корреспондентом от радиостанции. Посмотрел много спектаклей, меня это страшно вдохновило. Решил, что от себя не убежишь, хочу в театр, хочу ставить. И поехал в Москву.
— Вы окончили режиссёрский факультет ГИТИСа. Как вам было учиться у Александра Галибина?
— Александр Владимирович — замечательный актёр и режиссёр. На нашем курсе вместе со вторым педагогом Игорем Владимировичем Яцко они нас обучали методу игровых структур, разработанному режиссёром Анатолием Александровичем Васильевым. Заочное обучение у них предполагает две сессии в год по 30 дней без выходных с жёстким графиком занятий и репетиций. Но и после сессий мы весь театральный сезон были с мастерами. Учились при театре Школа современной пьесы, где регулярно встречались, репетировали и играли спектакли. Два наших курсовых спектакля «Игра в преступление. Достоевский» и «Мольер. Новый Дон Жуан» вошли в репертуар театра, и мы играли их тетыре сезона и всегда были аншлаги.
— Как вы попали на работу в Московский областной ТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой?
— Я был принят в театр в 2016 году в качестве артиста. Сыграл в театре более пятнадцати ролей. Ровно год назад у нас состоялась прекрасная премьера — мюзикл Александра Зацепина в постановке Александра Нестерова «Иван Царевич и Серый Волк». В этом спектакле я играю Кота Ученого. Играю Бобчинского в спектакле «Ревизоръ», Изобретателя Захара в спектакле «Важная птица», много разных интересных ролей. В 2019 году я окончил режиссёрский факультет ГИТИСа и, продолжая работать актёром, стал ставить. В нашем Московском областном ТЮЗе, который ныне называется Московским государственным театром роста в Царицыно, я поставил два спектакля: «Сказки на всякий случай» по мотивам произведений Евгения Клюева и иммерсивный спектакль-квест «Тайна Снежной Королевы».
— Вы пишете музыку для театра, кино, радио и телевидения. Ближайший проект — спектакль «Чайка» московского режиссёра Павла Карташёва?
— Да, с Павлом интересно работать на уровне каких-то ассоциаций и атмосферы. Мы много говорили о пьесе, искали звук. Думаю, спектакль выйдет отличным, я со своей стороны сделаю всё возможное, чтоб и музыка не подкачала.
— Продолжаются ли живые выступления проекта «STEKKLO»? Каков его актуальный состав?
— Постоянного состава у проекта нет, но периодически выступления случаются. Например, я традиционно играю концерт в свой день рождения. Каждый раз это что-то новое: то рок-концерт в электричестве, то акустическая программа, то электроника. Хочу и в этом году придумать что-нибудь интересное.