Автор — Елена Попова
Реформатор театра, автор сорока семи оригинальных пьес, он и по сей день остаётся необычайно востребованным. Удивительное дело! Современность и актуальность его произведений обнаруживаются с завидной регулярностью: надо же, сколько лет назад написаны «Бешеные деньги» или «Волки и овцы», а бьют в самое сердце и сегодняшних пороков.
Да, после смерти Островского в 1886 году казалось, что «певец Замоскворечья» навсегда изжил себя: его перестали ставить даже в родном «доме» — Малом театре. Но не так прост Александр Николаевич! Не пройдёт и десятка лет, и интерес к судьбам бесприданницы Ларисы Огудаловой, провинциальных артистов Счастливцева и Несчастливцева, идеалиста Жадова и циника Глумова вспыхнет с новой силой!
В 1923 году, в год 100‑летия драматурга, первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский провозгласит знаменитый лозунг: «Назад, к Островскому!» — к его умению чутко наблюдать окружающую жизнь. Станиславский, Эйзенштейн, Мейерхольд, обращаясь к Островскому, утверждали новые и новые ипостаси театра.
Колоритный язык драматурга, сочные характеры, знание законов сцены, а главное, две темы — любовь и деньги, думается, не устареют никогда.
За полуторавековую историю Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан на его сцене были поставлены едва ли не все пьесы Александра Николаевича, из которых иные — в их числе «Без вины виноватые», «Свои люди — сочтёмся», «Таланты и поклонники» — появлялись в репертуарной афише не по одному разу. Несколько постановок состоялись и при жизни автора — в конце шестидесятых-семидесятых годах XIX века. В пьесах Островского блистали на уфимской сцене и гастролировавшие здесь примы Малого театра Александра Яблочкина и Гликерия Федотова.
После того, как в 1930 году в Уфе была сформирована постоянная труппа Русского драматического театра, комедии и драмы Островского соседствовали в афишах с названиями советских пьес: в эти годы на сцене театра шли «Гроза», «Последняя жертва», «Правда — хорошо, а счастье лучше». Не исчезло имя великого драматурга из репертуара и во время Великой Отечественной войны: несмотря на необходимость создания спектаклей по военной драматургии, сотрудники театра нашли силы для работы над комедиями «Лес» и «Волки и овцы».
В послевоенное время без пьес Островского не обходился практически ни один сезон. Сколько дебатов было у рецензентов и зрителей по поводу режиссёрских интерпретаций классики! Одни вздыхали — посмотреть бы «в чистом виде», какой написал свою пьесу автор и какой желал её видеть; другие требовали актуальности, «творческой нацеленности». Сформировалось к тому времени и стереотипное восприятие героев Островского, перебарывать которое приходилось постановщикам и актёрам.
К 150‑летию Островского, широко отмечавшемуся в 1973 году, в репертуаре театра появился спектакль «Бедность не порок». Поставил его Габдулла Гилязев, с 1966 по 1983 год являвшийся главным режиссёром театра. Он вынес действие из дома купца Торцова «на улицу, шумящую масленицей», придав ему размах. Отказался он и от занавеса — решение для тех лет весьма смелое. Через зрительный зал на сцену вбегали крестьянские девушки и парни в русской национальной одежде. «Народные сцены органически сливались с сюжетом комедии, усиливая её этнографическое, фольклорное начало». Эта подчеркнутая жизнерадостность по-новому освещала и любовь главных ролей — Любы и бедного приказчика Мити.
«Но всё же определяют характер спектакля три актёра старшего поколения: В. Крутков, В. Колтенюк и Н. Дроздов», — читаем в рецензии. — Крутков исполняет центральную роль — спившегося купца Любима Торцова. Многие считают этот образ «первым босяком» на русской сцене, предшественником горьковского Сатина. Актёр в нашем театре играет Любима горячо, с сильным чувством, с оригинальными находками во внешнем рисунке. Когда Крутков — Любим произносит знаменитое «Шире дорогу — Любим Торцов идёт!» — в зале вспыхивает овация».
Не случайно, на Всероссийском смотре драматических театров спектакль этот был награжден дипломом I степени.
Безусловно, особый след в памяти уфимских зрителей оставил и спектакль «Без вины виноватые», где роль Незнамова исполнял народный артист СССР Олег Стриженов. Кручинину в той постановке играла заслуженная артистка РСФСР Римма Байкова.
Много позже, в 1999 году, театр вновь обратится к этой самой театральной пьесе Островского. Новую версию на суд зрителей представил известный режиссёр театра и кино Валерий Ахадов. И это был настоящий гимн во славу русского провинциального театра и его актёров! Мелодраматическая история о разлучённых судьбой матери и сыне, а потом их счастливом обретении друг друга здесь были лишь поводом для глубокого и вместе с тем ироничного размышления о сути театрального искусства. Ахадов лишил Островского малейшего намёка на быт, поставив его легко, шутя, играючи: весь мир — театр! И быть в нём или казаться — каждый решает для себя сам!
В конце девяностых годов венцом своеобразного шествия драматургии Островского по сцене театра стала «Снегурочка» — театральное представление для взрослых в постановке Михаила Рабиновича. Удивительным образом оказалось, что Островского можно открыть и «ключом» фантастического реализма. В этой сценической театральной фантазии в единое целое слились и яркая, образная форма, и выразительный пластический рисунок, и главная идея — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни, её вечном круговороте. Потому финал, в котором Снегурочка — Татьяна Григорьева таяла, не воспринимался трагически. Ведь всему отведено своё время, всё с неизбежностью рождается, зреет, стареет и умирает; за зимой должна наступить весна, на смену которой обязательно придет лето. Но любовь — то самое ценное, что дано от природы человеку, — вечна!
Что касается второй главной темы Островского — денег, то буквально «в десятку» в 2011 году попал спектакль Михаила Рабиновича «Бешеные деньги». Из владык мира наивные, как мы теперь уже понимаем, Чебоксаровы, Глумовы, Кучумовы, Телятевы становятся фактически холопами, потому что пришло другое время и вознёсся он — деловой человек Савва Васильков с узнаваемым гордым красным шарфом на шее…
Один из исследователей жизни и творчества Александра Островского Владимир Лакшин в своих статьях приводит интереснейшее и очень точное замечание Владимира Вернадского. Так, многое разгадавший в жизни планеты и человечества, он, «перечитывая пьесы Островского, был поражён явившимся ему впервые наблюдением: вера в прогресс относительна, люди обольщаются новизной своего века и не понимают, как мало меняются основы человеческого взаимообщения. И какой бы град отравленных стрел ни летел в наивное, беспомощное добро, как бы ни оттачивали на нём перья насмешливые скептики и агрессивные «сатанисты», — эта вера в добрые начала жизни людей лежит в сущности драм Островского, и что не меньшее диво — находит себе отзыв в тысячах душ, в новых поколениях людей, казалось бы, растерянных, изверившихся и соблазнённых азартом и победностью зла».
Буквально на днях в театре состоялась очередная премьера — комедию «Лес» поставил известный московский режиссёр Николай Дручек. Да, двадцать первый век заставил нас усомниться, что искусство не может что-то поменять и даже повлиять ни на что не может. Всеволод Мейерхольд в своём «Лесе» 1924 года мог и во весь голос говорил о торжестве комедиантства над жизнью. Сегодняшние Счастливцевы и Несчастливцевы и не предпринимают никаких попыток. Но что бы ни происходило, в человеке природой заложена жажда жизни. И он будет утверждать жизнь во что бы то ни стало! Человек хочет жить — да, нагрешив, да, одержав победу или проиграв, но он страстно хочет жить. И он имеет право на простые человеческие чувства!
В этом и ответ, почему пьесы великого русского драматурга продолжают идти на театральных сценах, собирая аншлаги: зрителям, заполняющим партер и галёрку, нужно мудрое, простое и доброе слово, и великий Александр Николаевич, этот рыцарь театра, его дарует!