Автор — Елена Попова
Пожалуй, глядя на актрису Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Александрину Баландину, с этим сложно не согласиться.
Она верит в судьбу, и судьба, похоже, отвечает ей тем же. В Уфимский государственный институт искусств Александрину привел случай. В будущую alma mater она пришла «за компанию» — поддержать подругу, решившую поступать на актёрский факультет. В коридоре на неё обратил внимание один из педагогов и пригласил принять участие в творческом конкурсе. Что-то вдруг затрепетало внутри, и Александрина вошла в учебную аудиторию. Благо, в её «багаже» был солидный запас стихов, оставшийся в памяти после занятий в студии по эстетическому воспитанию, и не что-нибудь, а испанская поэзия!
Расположившаяся в амфитеатре комиссия прониклась к ней симпатией, и абитуриентку Баландину пригласили на следующий тур. Однако третий этап она не прошла. Но за несколько дней, которые девушка провела в новой, незнакомой ей доселе атмосфере, она настолько увлеклась, что не смогла смириться с отчислением. Добившись встречи с руководителем курса Михаилом Исаковичем Рабиновичем, Александрина убедила его, что она должна остаться, пусть для начала даже вольнослушателем. А уже к концу первой сессии Александрина Баландина получила заветный студенческий билет.
Сценическая жизнь многих студентов актёрских курсов, набираемых целенаправленно для театра, начинается уже во время учёбы. Да и может ли быть иначе, ведь где, как не на сцене, постигать им азы профессии?
Первой большой ролью для Александрины Баландиной стала роль Веры в спектакле «Последние». Встреча с уникальным режиссёром, педагогом, профессором Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина Александром Михайловичем Поламишевым была настоящим бесценным подарком судьбы.
Из наивного, восторженно глядящего на мир ребенка её героиня превращалась в сломленную, в один день повзрослевшую женщину, которой некого и незачем больше любить и не во что верить. Обстановка Камерной сцены, на которой шёл спектакль, и сильнейший актёрский состав требовали максимальной концентрации эмоций и сил. Ещё не было необходимого опыта, но Александрина Баландина чувствовала возложенную на неё ответственность и мощнейшую поддержку своих педагогов по актёрскому мастерству — Галины Ивановны Мидзяевой и Ольги Борисовны Лопуховой, которые тоже были заняты в этой постановке.
Ответственность, пожалуй, и по сей день остается одной из главных черт характера Александрины Баландиной. Какие бы сложные ситуации ни возникали в театре — будь то экстренный ввод в спектакль вместо заболевшего партнера, сжатые сроки выпуска премьер или гастрольные форс-мажорные обстоятельства, — на неё всегда можно положиться.
В 1999 году курс сдал последние экзамены, были сыграны дипломные спектакли. Документы о том, что отныне вчерашние студенты стали артистами драматического театра и кино, были на руках. Александрину и нескольких её однокурсников уже зачислили в труппу театра. Но в момент выпускного вечера пришло вдруг отчетливое осознание, что вот только сейчас и начнется настоящее открытие профессии, где главное — «не слава, не блеск…»
Не знаю, думала ли тогда Александрина о параллелях с чеховской Ниной Заречной, о том, что на театре превыше всего — умение нести свой крест и верить… Но судьба распорядилась так, что приглашённый режиссёр Валерий Ахадов, известный своими работами не только в театре, но и в кино, выбрал для постановки «Чайку», а роль Нины выпало сыграть именно Александрине.
Она была трогательной Люсей Ведерниковой в драме «Годы странствий» — так искренне любившей своего мужа, так отчаянно и сдержанно переживающей его душевные метания и так почти по-детски мудро прощавшая его. Её полька Кристина Брожек в комедии «Squat, или Парижская «коммуна» при всей внешней хрупкости была удивительно сильна духом — а что ещё остается делать бедным мигрантам, живущим в чужой стране на «птичьих правах»?
Стали появляться в её репертуарном листе и роли характерные: Людмилочка в трагифарсе «Тварь», Розалинда в комедии «Музыка небес», Ассунта в трагикомедии «Неаполь — город миллионеров», а вот сегодня — Белина в комедии «Мнимый больной» и Маня в водевиле «Вредный элемент». Для каждого нового образа актриса ищет свои краски, свои черты, где-то идя от внешности, где-то отталкиваясь от пластического рисунка роли.
К слову, в тот момент, когда курс, на котором училась Александрина, пришёл в театр, в репертуаре стали появляться спектакли, где одной из важнейших составляющих была именно пластика — «Снегурочка», «Черный иноходец», «Ваша сестра и пленница…» Сотрудничество с известными хореографами, безусловно, стало мощным стимулом в постижении новых граней мастерства. Неслучайно сейчас в масштабных мюзиклах театра «Голубая камея», «Белый конь. Златая птица» Александрина Баландина обладает той визуальной лёгкостью, которой требует этот совсем не простой сценический жанр.
С особой отдачей Александрина играет в спектаклях для детей, доверяясь своим героиням — лихой азартной Маленькой разбойнице в сказке «Снежная королева», смелой ласковой Ласточке Лилу в мюзикле «Дюймовочка и Принц», — и через них несет юным зрителям добро и дарит веру в чудеса.
Благодаря талантливейшим режиссёрам, с которыми ей довелось работать, — Михаилу Рабиновичу, Олегу Рыбкину, Паоло Эмилио Ланди, Игорю Черкашину, Григорию Лифанову и многим другим — актриса в каждой из свои неординарных, порой эксцентричных героинь, находила частичку себя, быть может, изначально не подозревая об этом. Ведь известно, что Театр — есть путь познания себя через другого. И истина сия равносильна и для зрителей, и для тех, кто выходит на подмостки!