Все новости
Театр
31 Мая 2023, 00:16

Войны священные страницы навеки в памяти людской…

«Цветущий июнь сорок первого года. Играет оркестр духовой…». В уфимском саду имени Луначарского Русский драматический театр открыл летний театральный сезон. Были планы порадовать уфимцев премьерами, а потом отправиться на гастроли по городам Башкирии…

Войны священные страницы навеки в памяти людской…
Войны священные страницы навеки в памяти людской…

Автор — Елена Попова

 

В первые же дни войны коллектив проводил на фронт несколько десятков человек — артистов, сотрудников творческих цехов, рабочих сцены. А те, кто остался, продолжали трудиться, играли спектакли на недавно обретённой собственной сцене в скромном зале на улице Гоголя, 58, с которым не у одного поколения зрителей Уфы связаны яркие театральные воспоминания.
Именно там были пережиты суровые военные годы, когда небольшая сцена делилась с другими театральными коллективами. Там же была сформирована фронтовая актёрская бригада.
В конце 1942 года по просьбе военного командования был организован филиал Уфимского театра для обслуживания воинских частей, расквартированных в Белебее. Художественным руководителем его был назначен Илларий Казимирович Глушарин. До 1944 года ведущие артисты театра и среди них Вера Гарчева, Михаил Кондратьев, Юрий Хапланов, а также заведующая музыкальной частью театра Лидия Сушкова, соединившись с игравшими в Белебее артистами, эвакуированными из разных городов Советского Союза, играли спектакли, давали многочисленные концерты.
В годы войны, конечно же, много постановок осуществлено быть не могло. В предвоенные годы и во время военного лихолетья невероятно востребованной была русская классика: трагический «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Лес» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Три сестры» А. П. Чехова.
Но главное, в репертуаре театра стали появляться спектакли о войне. И ставились они по совсем новым, буквально только что написанным пьесам.
26 сентября 1942 года состоялась премьера спектакля «Русские люди».
Пьесу Константина Симонова от первого слова до последнего печатали на страницах «Правды» рядом со сводками Сов­информбюро. Её читали везде: и в тылу после изнурительного рабочего дня, и на фронте в коротких передышках между боями.
Константин Михайлович писал пьесу между фронтовыми поездками. Первый акт он занес в Москве в Малый театр и, торопливо условившись о следующем сроке, должен был спешить, чтобы не пропустить уходившую ночью на фронт, в действующую армию корреспондентскую машину. Ему предстояло дописывать пьесу в обстановке, весьма далёкой от «кабинетной тиши», и пока полным ходом шли репетиции, пьеса эпизод за эпизодом публиковалась в газете, и сразу же по всей стране появлялись спектакли.
Режиссёром уфимской постановки был главный режиссёр театра Виктор Витт. «Артист М. М. Белоусов талантливо подал жизненный облик Сафонова — прямого благородного человека, наделив его присущими его актерской индивидуальности теплотой и обаянием».
Нельзя не вспомнить, что и две другие выдающиеся пьесы — «Фронт» Александра Корнейчука и «Нашествие» Леонида Леонова, также созданные в 1942 году, были поставлены на сцене уфимского Русского драмтеатра.
Пьеса Корнейчука была точным выполнением политического заказа. Двадцати двум театрам страны предоставлялось почетное право постановки «Фронта». Эта честь выпала и Уфимскому театру, и пьеса «приобрела на сцене свою жизнь — большую, полнокровную, наполненную тугим биением пульса вой­ны».Замечательный образ советского воина-патриота Огнева в этом спектакле создал Николай Евстигнеев, сконцентрировав в нём прекрасные, благородные черты советского человека. А одним из самых сильных мест спектакля была сцена на батарее. В этой картине «в лице скромных героев «апостолов»-артиллеристов был отображен героический образ советского народа».
С не меньшим успехом в сентябре 1943 года прошла премьера спектакля «Нашествие» (режиссер-постановщик спектакля — А. Я. Донатти). Пожалуй, ни одному из драматургов военного времени не удалось с такой обжигающей силой показать трагическую картину общенародной беды, принесенной вражеским вторжением в мирную жизнь советских людей, как это сделал Леонид Леонов.
Главный герой Фёдор Таланов (эту роль играл актер Георгий Егиазаров) только что освободившийся из заключения, оказывался в родном городе, занятом фашистами. Многие его старые знакомые и даже родной отец, известный в городе врач, смотрели на него с подозрением, ожидая, что он начнёт мстить за прошлое. Но Фёдор жертвует собой, чтобы спасти руководителя городского подполья…
В суровые военные годы спектакли, поднимающие боевой дух, были необходимы зрителю. Театр и жизнь сливались воедино. Нередко люди, выходя на улицу после спектакля, слышали несущиеся из рупора слова: «От Советского информбюро… Наши части продолжают продвигаться вперед…» И раздавались аплодисменты, теперь уже в честь бойцов Красной Армии!
Спектакли, которые создавались во время войны, призваны были вдохновлять зрителей на борьбу и победу примерами бесстрашия и героизма.
Послевоенные же пьесы представляли собой осмысление опыта освободительных битв, поиск истоков героизма и предательства, истоков победы. Проходят годы, и театр ищет новые выразительные средства, чтобы донести до зрителя (а в зале уже появляется молодежь, которая знает о страшных «сороковых-роковых» лишь по рассказам) всю боль, которую принесла война.
В пьесе «Прости меня» Виктор Астафьев (а вслед за ним и режиссёр спектакля Валерий Баронов) смело ставит перед рампой три действующих лица: в центре — раненый боец Миша Ерофеев; с одной стороны — жаждущая его кончины Смерть, а с другой — русская девушка Лида, для которой спасение Миши есть смысл её собственной жизни.
Смерть (её играла актриса Валентина Ведерникова) появлялась в облике женщины в драной шинели и кирзовых сапогах, с белым жутким лицом, на котором выделялся кроваво‑красный рот. Она была развязна, грязна и нестерпимо вульгарна. Смерть бродит по улицам, регулярно делает обход тяжелораненых в госпитале, толкается в коридоре в поисках жертв… И зритель принимал эту условность!
Смерть точно знает, кто умирает, а Лида тверда в решении спасти всех. Молодость и обаяние актрисы Жанны Ярковой работали точно на образ.
Но главным героем в этом спектакле был девятнадцатилетний солдат Миша Ерофеев. Владимир Абросимов постепенно, не сразу раскрывал душевное богатство своего героя. Он проходит длинный и сложный путь, встречается со Смертью и побеждает её, встречает любовь, которая обрушилась нежданно, осознает ответственность за себя и за любимую, но… «его пуля еще в автомате врага…». «Артист нигде не сглаживает, не упрощает свою роль. Мы видим в образе Миши Ерофеева одного из тех людей, которые победили фашизм».
Но не только на фронте ковалась Великая Победа. «Я посвящаю эту повесть своей матери, потому что речь здесь пойдёт о войне, но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, кому и положено быть мужественными и стойкими, а о тех, кто выжил и выстоял, когда, казалось бы, нельзя было ни выжить, ни выстоять…» — так начинает свою трагическую повесть «Эшелон» Михаил Рощин.
«Наш спектакль — это пристальный взгляд туда, где не солдаты в выгоревшей и просоленной форме, не окопы и траншеи, а женщины в легких платьишках, наспех накинутых перед внезапным отъездом в далекую даль от фронта», — говорил в 1984 году, незадолго до премьеры «Эшелона» Михаил Исакович Рабинович.
Вращаются «теплушки» по краю сценического круга — это эшелон с эвакуированными женщинами, стариками, детьми кружит по стальным путям войны. Почерневшие столбы, одинокий кусок железнодорожного полотна — все это уже не мирное, а военное и оттого кажется чужим и неприветливым, хоть и находится на родной земле. Такие эшелоны приходили в 1941‑м и в Уфу, вот почему для многих зрителей происходящее на сцене болью отзывалось в сердцах!..
Какие они сначала разные, эти женщины, волею судеб попавших в один вагон! Сколько пораненных душ, сколько непростых характеров: Галина Дмитриевна (Раиса Устинова), Маша (Галина Мидзяева), Лавра (Ольга Лопухова), Саввишна (Римма Байкова), Тамара (Светлана Акимова), Лариса (Татьяна Макрушина)… Но они сплачиваются, становятся не паникующей толпой, а коллективом, «способным сохранять тепло временного своего очага и человечность жителей своего ковчега». А потом они разом погибают!..
…Для не видевших ту войну поколений — важно не просто помнить о людях, которые пережили и сделали то, что нам теперь и представить страшно, а помнить о том, какие это были люди! И театру, если он ведет со зрителем предельно искренний диалог, обращаясь к душе каждого сидящего в темноте зала, под силу это рассказать! !

Войны священные страницы навеки в памяти людской…
Войны священные страницы навеки в памяти людской…
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: