Все новости
Театр
6 Июля 2023, 13:15

Сказка – не сказка

«Богатырь Степан Ромашкин» – премьера в Театре юного зрителя, жанр которой её режиссёр Анастасия Гайнанова определяет как «Сказка – не сказка».

Сказка – не сказка
Сказка – не сказка

Автор — Элла Молочковецкая

 

Действительно, создатели спектакля идут на эксперимент: накладывают «сказочный» текст на эстетику площадного театра и гротесковую манеру существования актёров. Смелый опыт, учитывая, что это первая подобная проба и для постановщика, и для большинства артистов (а в спектакле задействована почти вся труппа). По признанию постановочной команды, работа идёт до сих пор, после трёх премьерных показов.
Началось же всё с чудесного совпадения (в дальнейшем подобные приятности случатся ещё не раз). И главный режиссёр Уфимского ТЮЗа Полина Шабаева, и режиссёр Анастасия Гайнанова (она же — директор театра в гриме «De Bufo», в прошлом сезоне поставившая в ТЮЗе этническую клоунаду «Ер»), одновременно, независимо друг от друга обратили внимание на пьесу Дмитрия Войдака. Драматург, актёр Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Дмитрий Войдак — лауреат многочисленных театральных фестивалей и драматургических конкурсов. Он уже несколько лет знаком уфимскому зрителю по спектаклю «Маленький Дед Мороз», с успехом идущему в ТЮЗе.
«Мы с ним познакомились на Мастерской сказок, которая проводилась в Уфимском ТЮЗе в 2018 году, — рассказывает Полина Шабаева, — Дмитрий прислал очень много своих пьес, и, в принципе, можно было брать любую из них, и в любой категории она бы заняла своё место. Но так как там нужно было заполнить нишу произведений для самых маленьких, в номинации 0+, то его пьеса «Придёт серенький волчок» осталась одной, сделанной как эскиз. В том же ряду был и «Маленький Дед Мороз», который мы на следующий год поставили. А о «Богатыре Степане Ромашкине» очень долго думали. Так совпало, что и Настя Гайнанова сразу стала симпатизировать этой пьесе. И я поняла, что нужен режиссёр, умеющий работать и со сказкой, и с ярким визуальным рядом. Ведь в пьесе много необычных миров, фантазийных героев, что, конечно, не может не привлекать зрителя. А кроме того, она очень ироничная, там заложено много подтекстов. Так как мы выбрали для себя ориентир театра для всей семьи, этот спектакль будет интересен как детям, так и взрослым».
— Для меня было важно, что само произведение интерактивно, — объясняет свой выбор Анастасия Гайнанова. — Там напрямую есть моменты, прописанные драматургом, например: «Дети решают, куда отправится герой». Это как раз моя тема и «специализация». Начали мы, как обычно, с читки, на которой присутствовала вся труппа. Пьеса сразу вызвала у всех одобрение и подключение. Дальнейшая работа шла не могу сказать, чтобы очень просто. Ведь пьеса — это не классическая сказка с её общепринятыми законами и канонами. Мы пытаемся вначале задать привычные сказочные приёмы, но потом их намеренно разрушаем. Посыл самой этой замечательной истории заключается в следующем: чтобы стать богатырём, нужно верить в себя. Понятно, что на своём пути богатырь должен пройти самые разнообразные испытания. Но в итоге он приходит к тому, что нужно доверять самому себе. На сцене происходит аналогичная история: зритель приходит на сказку. И, если он верит тому, что там происходит, она случается. Для этого артист должен быть предельно честен со зрителем. Я люблю, когда в театре нет четвёртой стены. И здесь должно быть так: мы вам показываем не только персонажа, но и этапы того, как он создавался. Потому что невозможно всерьёз считать, что люди, пришедшие на спектакль, не понимают составляющих представления: этих декораций, бутафории, дыма.
Мы ещё работаем над тем, чтобы держать жанр. Потому что способ существования в идеале в этом спектакле гротесковый. Пока мы примеряемся к этой истории. Для меня была нова работа с артистами театра на сцене над полноформатным спектаклем. В «Степане» играют 16 человек в два состава. И очень хочется, чтобы спектакль был нашим общим высказыванием. В работе над постановкой я предложила нашим артистам свой любимый формат, чтобы они принесли этюды на тему своих персонажей. Какая-то часть труппы легко на это пошла, кому-то далось сложнее, а кто-то так и не стал это делать. Что вполне нормально — на такие вещи нужно решиться. А кто-то приносил столько домашних «заготовок», что мы, ближе к показу, только и занимались, что сокращали все эти наработки. Я получила большое удовольствие от процесса со-творчества. Интересно раскрылись артисты: те из них, кого я видела только в образах героинь/героев, нашли в себе смелость преобразиться. Например, Алёна Абдрахманова — то Алёнушка, то Настенька в других сказках, у нас играет Лихо Одноглазое.
Во многом спектакль случился потому, что удачно сошлись звёзды. Когда мы стали искать художника по костюмам, то первое предложение было к художнику-сценографу из Санкт-Пектербурга, которая делала в спектакле декорации, Марианне Ковальчук. Но это оказалось технически сложно. И тут совершенно случайно и очень удачно выяснилось, что известный художник, заслуженный работник культуры РБ Наталья Анатольевна Степанова, сможет нам помочь, — у неё оказался небольшой промежуток свободного времени между двумя проектами. Мы встретились, поговорили, поняли друг друга, что крайне важно. То, что она создала — плод наших совместных обсуждений.
— Благодаря нашему директору, Арслану Айдаровичу Зубайдуллину, мы позволили себе в этом сезоне пригласить для работы специалистов с большим постановочным опытом, — продолжает Полина Шабаева. — Прекрасные костюмы нам сделала Наталья Степанова. Наталья Анатольевна — автор костюмов к церемонии открытия VI Всемирной фольклориады, работает с театрами и творческими коллективами Башкирии и России. Мне кажется, каждый театр мечтает с ней поработать. Настоящая радость, что мы с ней сотрудничали на этом проекте.
— Не могу сказать, что «Степан Ромашкин» — сказка для маленьких детей, — говорит Анастасия Гайнанова. — Скорее, это спектакль для семейного просмотра. Кстати, сегодня мы посмотрим, как оценят премьеру дети почти без сопровождения взрослых. Потому что на двух первых премьерных днях, когда на спектакль приходили всей семьёй, родители смеялись больше детей.
С постановщиком согласна Полина Шабаева:
— Думаю, что «Степан Ромашкин» может стать выездным спектаклем, потому что он не загромождён другими декорациями. Настя сделала прекрасный анимационный ряд, это была большая работа, которая помогла тому, что у нас на сцене есть большое пространство. За счёт костюмов, видеографики и актёрской игры у нас создаются значительные объёмы.

Сказка – не сказка
Сказка – не сказка
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в