Все новости
Театр
1 Августа 2023, 16:40

«…И шла всегда легко по жизни: наивно, просто, с добротой»*

Героиня моего рассказа – тот самый редкий случай, когда в трудовой книжке всего одна запись. Венера Хасанова появилась в Салаватском государственном башкирском театре драмы сразу после окончания Уфимского института искусств. А было это в 1974 году, когда актёрский курс выпустил режиссёр и педагог Рафаэль Аюпов. В 2013-м к тому моменту народная артистка Башкортостана, она завершила свою профессиональную карьеру, чем немало удивила многих.

«…И шла всегда легко по жизни: наивно, просто, с добротой»*
«…И шла всегда легко по жизни: наивно, просто, с добротой»*

Автор — Дина Давлетшина, театровед

 

Всегда подвижную и деятельную, её как-то неловко было звать по отчеству, так моложава и энергична она была и остаётся все годы нашего знакомства. Я не могла видеть её ранние работы, но внушительный список режиссёров, под чьим началом создавались эти роли, весьма впечатляет. Вазих Сайфуллин, Анвар Нурмухаметов, Ким Надыршин, Гульдар Ильясова. И это далеко не полный перечень имён. Дебютной стала роль Бибигайши в спектакле по Т. Гиззату «Смелые девушки», где романтичной Венере пришлось исполнить роль совсем не лирической героини. Знатоки относят к лучшим её Эвридику в «Антигоне» Софокла и Сажиду в «Снохи-подружки» Х. Вахита. Особо отмечают образ Миляуши в спектакле «Миляш-Миляуша» по драме Н. Асанбаева, удостоенный Театральной премии СТД РБ им. Бедер Юсуповой. А я застала время, когда артистка переходила к возрастным ролям. Таким, как блистательно сыгранная ёю слепая бабушка Масрура в драме А. Гилязова «След оленихи, потерявшей оленёнка».
Приход в театр нового режиссёра — это новый этап в работе, иной постановочный стиль, поиск созвучного времени театрального языка. На зрелый творческий период Венеры Хасановой пришлось появление драматургии Флорида Булякова, совпавшее с возвращением в Салаватский театр Вазиха Сайфуллина, много и увлечённо ставившего буляковские пьесы. В «Таштугае» ей посчастливилось сыграть одну из лучших драматических ролей — роль Галии. «Выходили бабки замуж» подарила роль обитательницы дома престарелых, бывшего партработника Фатимы. Этот образ плавно перекочевал в «Похищение дедов», а позже с подмостков театра шагнул в киноверсию пьесы «Выходили бабки замуж», снятую режиссёром Равилем Хакимовым под названием «Бабье лето».
Тогда же она создала незабываемый образ старухи Зумрат в драме «Нэркэс» И. Юмагулова, важные для творческого багажа роли Нелли в мелодраме «Дальше — тишина» В. Дельмара и Людмилы в постановке по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Несмотря на явный лирико-драматический талант, острохарактерные роли, как мне кажется, подпитывали мою героиню. Очевидно, что новые грани дарования раскрылись в посреднице в любовных делах Фрозины из комедии Ж.-Б. Мольера «Скупой», эксцентричной Бабке из спектакля «Кавардак Forever!» по пьесе С. Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним», в Купунисе из «Девушки с веснушками» К. Акбашева, где наряду с внутренней пластичностью актриса поразила публику своей невероятной телесной гибкостью.
Замечу в скобках, что, являясь кандидатом в мастера спорта, Венера Гиниятовна по сию пору легко, без усилий садится на шпагат. Гимнастика — её ежедневный тренинг, который и позволяет на зависть молодым оставаться в прекрасной физической форме. Добавьте сюда музыкальность, отличные вокальные данные, танцевальную грациозность, мастерское владение сценической речью. Из этих слагаемых и состоит гармоничный образ актрисы Венеры Хасановой. А вот чего в ней, по словам коллег, никогда не было, так это нахрапистости, умения «выцарапывать» себе роль любой ценой. Бывший партнёр по сцене Ильдар Валеев назвал Венеру Гиниятовну актрисой с не вполне раскрытым режиссёрами талантом. Я же склонна объяснять эту недораскрытость её природной деликатностью, отношением к Театру как к месту духовного служения.
Спустя годы после ухода из профессии Венера Хасанова вернулась на сцену. Равиль Хакимов пригласил её в созданную им труппу «Наш театр». Этот частный по статусу театр играет спектакли на русском языке и состоит в основном из начинающих артистов. Наряду с молодёжью на сцену выходят бывшие корифеи Салаватского театра: народные артисты РБ Рим Аминев и Гульшат Зиязитдинова, заслуженный работник культуры РБ Зухра Аминева, заслуженный артист РФ, народный артист РБ Миндулла Идрисов. Сам факт появления маститых актёров в молодежном коллективе — явление значимое. Кому, как не им передавать традиции мастерства. Но и для мастеров работа в этой труппе серьёзное испытание — испытание русским сценическим языком в постоянной борьбе с акцентом. Преодоление этой трудности подстёгивает опытных артистов, что само по себе способно продлить их жизненную активность.
Но вернёмся к нашей героине. Приглашение в новый театр вполне логично вырастает из сотрудничества актрисы с режиссёром Хакимовым над уже упомянутым «Бабьим летом» и съёмками киноленты «Галиябану» по мотивам пьесы М. Файзи, где Венера Хасанова сыграла сваху Бадигу. Позже режиссёр включил «Галиябану» в репертуар «Нашего театра» с теми же исполнителями.
Поводом для моей новой встречи с «Нашим театром» стала премьера музыкальной комедии «Тётушка, я женюсь!» по оперетте Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Продолжительная работа над постановкой завершилась отличным результатом. Оформление спектакля — декорации, костюмы — выше всех похвал. Отлично освоен музыкальный материал. Роль главного героя Аскера режиссёр оставил себе, что в раскладе персонажей на труппу вполне логично. Хорош Илья Корницкий в роли Сулеймана. Милена Герасимова (Гюльчохра), Валерия Степанова (Асья), Елена Хусаинова (Телли), Иван Южаков (Вели) заражают своим молодым азартом, я бы даже сказала, сценической дерзостью, но мне как искушённому зрителю не хватило разнообразия красок в образном решении их героев. (Впрочем, потенциал у спектакля есть. Уверена, он ещё «разыграется», обретёт большую лёгкость). Другое дело Султан-бек Рима Аминева и тётушка Джихан Венеры Хасановой. Здесь и опыт, и мастерство, и влюблённость в материал. Героиня актрисы Хасановой жизнерадостна, отчасти романтична, отчасти кокетлива. Чего только стоит её исполнение куплетов Джихан и зажигательный танец в дуэте с Султан-беком!
Премьера «Тётушки…» была приурочена к юбилею Венеры Хасановой. В это трудно поверить, но актрисе исполнилось 75 лет, огромная часть из которых прожита на сцене. По сути спектакль стал её бенефисом. Бенефициантка заметно волновалась, что, впрочем, было свойственно Венере всегда. А тут ещё чествование. Да какое! С вручением Серебряной медали Станиславского от СТД России, с волнующими выступлениями гостей, среди которых не было случайных людей. Они всё шли и шли на сцену, и запланированная церемония грозила затянуться, но под опытной рукой режиссёра она красиво завершилась показом трогательного видеопоздравления юбилярши самыми близкими людьми. «Рампа» присоединяется к поздравлениям и желает Венере Гиниятовне долгих лет!

«…И шла всегда легко по жизни: наивно, просто, с добротой»*
«…И шла всегда легко по жизни: наивно, просто, с добротой»*
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в