Все новости
Театр
3 Сентября 2023, 18:25

Один за всех, и все – за одного!

В первый день закрытия 33‑го театрального сезона Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима представил новую постановку — авантюрную комедию «Три мушкетёра» по роману Александра Дюма в режиссуре заслуженного деятеля искусств РБ, лауреата государственной молодежной премии им Ш. Бабича Мусалима Кульбаева. Над жанровым спектаклем по оригинальной инсценировке заслуженного артиста РБ, лауреата государственной республиканской молодежной премии им Ш. Бабича Андрея Ганичева, работала мощная команда постановщиков. Многие из них известны по успешным работам в уфимском театре: сценограф Наталья Белова (г. Санкт-Петербург), хореограф Вера Лесничая (г. Москва), поставивший трюковую пластику заслуженный деятель искусств РФ Айдар Закиров (г. Москва, ГИТИС-РАТИ), композитор Василий Тонковидов, художник по свету Светлана Насонова, педагог по сценическому бою Роберт Елкибаев (г. Москва, ГИТИС-РАТИ). Художнику по костюмам, заслуженному деятелю искусств РБ Юлии Гилязовой в день премьеры было вручено Благодарственное письмо председателя общероссийского проф­союза работников культуры.

Один за всех, и все – за одного!
Один за всех, и все – за одного!

Автор — Элла Молочковецкая

 

Также перед началом спектакля в рамках закрытия сезона прошла церемония награждения по итогам года. Начальник отдела профессионального искусства, образования и творческих проектов министерства культуры РБ Зиннур Сулейманов вручил Почетные грамоты актёрам, внесшим большой вклад в развитие театра и театрального искусства республики в целом: народному артисту РБ Нагиму Нургалину, заслуженным артистам РБ Ренату Фатхиеву, Рамзилю Сальманову, Аиде Кульбаевой, актрисам театра Ладе Николаевой и Елизавете Набиевой.
«Три мушкетёра» — классический выбор для любого молодёжного театра. В самом материале есть всё, что на протяжении нескольких столетий будоражит кровь подрастающего поколения: понятные персонажи, открытые конфликты и любовные страсти. И, конечно, бои на шпагах и красивые костюмы! В этом плане новая постановка Молодёжного театра не разочаровывает.
«Не было ли опасений, что зритель станет сравнивать новый спектакль с эталонным фильмом Юнгвальда-Хилькевича?», — спрашиваем мы у режиссёра-постановщика Мусалима Кульбаева.
«Нет, конечно, — отвечает он. — Мы делали версию, которая по-настоящему была бы нам интересна, не соотнося себя ни с какими великими образцами, потому что только то, что будет искренне интересно постановочной группе, возможно, вызовет такой же интерес нашего зрителя».
По воле авторов, многие сохраняющие внешне классический облик персонажи имеют несколько другой характер, их судьба акцентирована в иных проявлениях. Чего стоит, например, Атос (заслуженный артист РБ Андрей Ганичев), чьи поступки не всегда пример для подрастающего поколения, а его отнюдь не перегоревшая любовь к Миледи приводит к неожиданной развязке (которую увидят те, кто посмотрит спектакль в следующем сезоне).
Что до самой Миледи, то исполнительница её роли, заслуженная артистка РБ Светлана Бронникова, так отвечает на предположение, что в спектакле это не «демон в человеческом облике», а сильная дама в мужском мире: «В инсценировке сложно уместить все злодейства этой коварной женщины. Но мне хочется всегда оправдывать своего персонажа. Ведь она любит, и любит отчаянно. Она готова на всё ради своей любви… любви к деньгам. Мужчины ей нужны только как средство достижения своих целей, ведь её миром правят они…».
Дебютировавший в главной роли Мельсик Петросян вполне соответствует своему персонажу: юный пылкий гасконский дворянин отчаянно фехтует, беспредельно влюбляется в очаровательную Констанцию Бонасье, защищает её от злодейских графа де Рошфора (Асхат Накиев) и де Жюссака (Вадим Клысов). И, как говорится, сильно не заморачивается ни на чём. Возможно, в этом и был секрет карьерного роста солдата во времена правления Людовика XIII. «Обычный парень-подросток, приехавший из села покорять большой город. Это истинный романтик, — раскрывает Мельсик характер своего героя. — Если он любит, то любит до конца; если злится, то позволяет себе делать это от всей своей гасконской души. Я думаю, что в каждом своём проявлении он искренен. Д'Артаньян точно уверен, что будущее в его руках и поступках. Он честен, эгоистичен; он — как порох в пороховницах, как химическая реакция с катализатором, и даже в аду на сковородке он не перестанет зубоскалить. Во всём этом он искренен и не сомневается, что движется в верном направлении. Влюбляясь в Констанцию, он действительно считает, что она прекрасна, как сам Париж. Именно после ее смерти он начинает медленно, но верно взрослеть».
Исполнительница роли Констанции Элина Гусева так рассказывает о трактовке своей героини: «Когда я получила роль Констанции, подумала: что теперь с этим делать? Подсматривать и копировать уже имевшиеся находки я не хотела. В нашей инсценировке Андрей заботливо «осветлил» этот образ, оставив Констанцию юной незамужней фрейлиной. Это стало для меня отправной точкой. Всё — от чистого сердца, всё — для любви! Влюбляется она так же, моментально вспыхнув. И, кроме того, говорить ей о красоте и любви мог каждый, а спасать и рисковать жизнью стал только Д’Артаньян. Очень хотелось передать эту юную жажду любви, когда всё впервые, искренне и навсегда. Такие чувства бывают только раз. С ними моя Констанция и ушла».
В спектакле несколько откровенно комических персонажей, и один из них — король Людовик XIII в исполнении заслуженного артиста РБ Рената Фатхиева. Он настолько остро играет напыщенную глупость этого правителя, что несколько раз срывает аплодисменты: касается ли это дурацких речей или жалких попыток изобразить изящного танцовщика в Мерлезонском балете. Однако несмотря на то что сиятельная королева (Карина Фат-Ярмеева) в разы умнее и хитрее мужа, приятно видеть, что, сходя со сложной лестницы, первым делом она подаёт руку именно своему супругу.
Такой же по-хорошему комический эффект создаётся в диалоге Портоса (Загир Яруллин) с его пылкой возлюбленной госпожой Кокнар (народная артистка РБ Ольга Мусина). «Сама идея постановки «Трёх мушкетёров» у нас, на мой взгляд, очень удачная, — рассказывает она. — Громкое название, соответствующее духу Молодёжного театра, дорогие исторические костюмы, эффектные бои на шпагах, стильные танцы, красивая музыка…. Над таким материалом работать весело и приятно. В трактовке персонажей театр обычно, исходит из данных актёров. У нас нашлись все три мушкетера и «необъезженный» Д'Артаньян — всеми любимый Мельсик Петросян, — который компенсировал отсутствие опыта страстным желанием сыграть знаменитого гасконца и трудолюбием. Что касается моего персонажа, то тут мы подкорректировали образ, выписанный Дюма. Там педалируется тема скупости, у нас же это борьба между страстностью, ревностью и скупостью Кокнар, и манипуляция на всём этом Портоса. Мне кажется, это действеннее и, соответственно, интереснее для зрителя. Сцена, где Портос выманивает деньги у любовницы, должна была получиться смешной».
Ещё один «любовный дуэт» кардинала Ришелье (народный артист РБ Линар Ахметвалиев) и д'Эгильон (народная артистка РБ Александра Комарова) исполнен в более мрачных красках. «В романе «Три мушкетёра» практически все действующие лица — реальные исторические персонажи. И герцогиня д'Эгильон тоже, — комментирует Александра Комарова. — Эта женщина была родной племянницей Ришелье, которую он с 18 лет поселил в своем дворце, относился к ней с особой любовью и всячески ей благоволил, например, выкупил для нее титул герцогини. Что и породило недвусмысленные кривотолки. Она действительно была умна и хитра и помогала кардиналу победить многих его врагов. Её судьба тоже тянет на хороший приключенческий роман. Но если попытаться протащить эту историю в театр, получится лекция. А у нас история о дружбе, чести и любви. И, конечно, мой маленький образ — одно из колёсиков, которое помогает этому действию стремительно лететь. Конечно, я не играю никакого исторического персонажа, мой образ — квинтэссенция профессиональной интриганки. Сплетни, интриги, комераж — ее образ жизни. Такой слегка сатирический персонаж, который я играю с большой иронией».
Ещё одна профессиональная интриганка — Де Буа-Траси в исполнении Лады Николаевой, составляет хорошую партию королеве и кисло улыбается при встрече с д'Эгильон. Темпераментный капитан королевских мушкетёров де Тревиль тоже прекрасно знает дворцовые ходы и выходы. Однако основа его характера не в этом. «Мне хотелось показать его как в первоисточнике: что он очень предан королю, верен ему, — говорит исполнитель роли де Тревиля, заслуженный артист РБ Салават Нурисламов. — И что он — хороший учитель для своих учеников, который всегда их любит, как отец — своих детей. И, конечно же, он гасконец, что добавляет красок образу. Мне повезло, что судьба дала такую прекрасную роль: это положительный герой, которого все ценят и уважают».
Вместо того чтобы служить Всевышнему, по городу снуют монашки, собирая различные толки, передавая их затем Аббатисе (заслуженная артистка РБ Людмила Воротникова). Все эти перешёптывания, сплетни и мгновенно передающиеся слухи определяют придворную атмосферу, с одной стороны. А с другой — это жёсткая, на грани жестокости, история противостояния мушкетёров и гвардейцев. Временами, кажется, что то, в чём их обвиняют, называя головорезами, соответствует действительности. Даже Арамис здесь не изнеженный любитель кружевных платочков, а человек, вынужденно избравший стезю мушкетёра, но внутренне твёрдо уверенный в выбранном пути Веры. «Первым вопросом после того, как я узнал, что буду играть Арамиса, стало: что делать с манерностью, которая ему присуща? — рассказывает о работе над ролью заслуженный артист РБ Дмитий Гусев. — В наше время это очень тонкая грань. Решил пробовать делать всё через жесты, и вставлять во время боёв танцевальные па. Вроде, получилось, судить не мне. Ни в коем случае я не старался делать изнеженного человека, это мужчина из благородных, он горяч и за друзей всегда горой. С пути веры он не сходит, просто откладывая, в силу обстоятельств, вступление в сан аббата. Это я и хотел показать, И даже учил молитвы на латыни, чтобы использовать их в спектакле».
Спектакль «Три мушкетёра» только начинает свой путь, ему предстоит «отстояться» до начала следующего сезона и занять своё достойное место в репертуаре.
Но — «Один за всех, и все — за одного!». В нашем мире крайних проявлений индивидуализма этот лозунг по-прежнему способен вдохновлять.

Один за всех, и все – за одного!
Один за всех, и все – за одного!
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в