Все новости
Театр
5 Ноября 2023, 13:30

Доброта спасёт мир

Об актёрской профессии, о том, как рождается роль, о мыслях про театр и больших смыслах мы поговорили с актрисой Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Дарьей Филипповой.

Доброта спасёт мир
Доброта спасёт мир

Автор — Елена Попова

 

«Для актёра важно уметь существовать «здесь и сейчас».
Замечать всё, что происходит вокруг. Уметь после спектакля освобождаться от роли и жить своей жизнью. Быть наполненным этой жизнью до краёв!»

В её послужном списке, а на сцене она работает с 2016 года, — полтора десятка ролей: среди них Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги»), Аксинья Даниловна («Лес»), Павла («Зыковы»), Сашенька («Иванов»), Люба («Крепостные»), Нина («Старший сын») Графиня Альмавива («Женитьба Фигаро»). У каждой из этих героинь — своя непростая судьба, а работа над каждой ролью для актрисы — непростой и долгий путь поисков.
…В детстве Дарья с упоением занималась народными танцами и даже мечтала стать артисткой ансамбля имени Файзи Гаскарова. Но во время школьных каникул в летнем лагере она встретилась с харизматичным вожатым, звали которого Рустем Гайсин и который к тому моменту уже был актёром Русского драматического театра. Он-то первым и заговорил с ней об актёрской профессии. Это «зерно» дало свои всходы: в скором времени Дарья записалась в театральную студию Детско-юношеского центра «Салям», где её способности тоже отметили педагоги, а потом и на подготовительные курсы по актёрскому мастерству в Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова. Серьёзен ли был этот шаг или она поддалась эмоциям?
На вступительных экзаменах на театральный факультет среди многочисленных абитуриентов она встретила своего друга из детского сада. Он балагурил, много смеялся, и оба они почему-то не надеялись на успех. Делали вид, что все это несерьёзно, попытка — не пытка. Может быть, так Дарья оберегала себя от мыслей, что сия неудача станет для неё более весомым, значительным разочарованием, чем это казалось ей на первый взгляд. Ведь «запасных путей» у неё не было.
Она хорошо прочитала Бродского, в упражнении на память физических действий убедительно зажигала от воображаемого коробка воображаемую спичку, в танце чувствовала себя абсолютно в своей стихии. Экзамены были благополучно сданы, заветный приказ о зачислении на бюджет давал возможность хорошо провести остаток лета и отдохнуть. Понимание, насколько сложна выбранная профессия, скольких физических и душевных сил она потребует, ещё не было.
В жизни каждого актёра учитель играет судьбоносную роль. И дело совсем не в преподавании азов мастерства. Подчас самое главное, что формирует творческую личность, даёт силы, происходит не на учебной сцене, а в кулуарах, за кулисами, когда педагог прозорливым взглядом видит в своих учениках то, что сокрыто от посторонних глаз. Художественным руководителем курса, на который поступила Дарья Филиппова, был народный артист Республики Башкортостан Азат Надыргулов.
«Азат Ахмадуллович был удивительным, невероятно талантливым, тёплым человеком. Он открыл мне профессию, как педагог старался в меня вложить очень ценные, глубинные истины.
Когда я училась на четвёртом курсе, в моей личной жизни происходили события, которые я переживала очень непросто. Мало с кем делилась этим, но в душе разворачивалась настоящая буря. Я помню, был учебный день, репетиции, а у меня слезы из глаз лились. Азат Ахмадуллович подошёл, приобнял за плечи и сказал единственную фразу: «Даша, запоминай сейчас своё состояние, свои чувства. Всё проживи! Будет что играть на сцене!» И в тот момент я поняла, что это были самые лучшие, самые мощные слова поддержки!»
Именно Надыргулов первым дал острое понимание того, что избранная стезя требует от актёра максимального погружения в глубины собственной души. Формального существования на сцене он как режиссёр не понимал, не принимал и не допускал, требуя от студентов той же самоотдачи, которой в театре всегда требовал от себя самого.
«Потому, наверное, для меня странно, когда некоторые режиссёры говорят, что не надо так глубоко «копаться» в роли, не надо так погружаться. Всё действительно можно порой делать проще, но уже потом, как результат, а для начала всё нужно пропустить через себя, своё сердце».
Счастливой для Дарьи Филипповой стала встреча и с другим большим Мастером — художественным руководителем Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаилом Рабиновичем. Большой совместной работой стал спектакль «Бешеные деньги», когда совсем молодую актрису было решено ввести на главную роль Лидиньки Чебоксаровой.
«Михаил Исакович старался раскрыть во мне женственность, манкость, которые прятались где-то в глубине меня. Головой я понимала, чего он меня требует в этой роли, но поначалу у меня не получалось, я не могла это выдать на сцене. Только позже, когда я приняла факт, что я симпатичная (красивая — звучит слишком громко!), а внешность для актёра, его лицо, тело — это его инструмент, стала чаще смотреть на себя в зеркало и получать комплименты, то нашла в себе, наконец, этот женский стержень. Это и помогло мне в работе над ролью. Я стала увереннее чувствовать себя на сцене. Ведь вся история в «Бешеных деньгах» завязана на женской красоте, хитрости, умении манипулировать мужчинами».
Еще одним режиссёром, который внёс свою лепту в становление актёрской индивидуальности Дарьи Филипповой, стал Денис Хуснияров. В его спектакле «Зыковы» по пьесе Максима Горького она сыграла роль Павлы — вчерашней воспитанницы монастыря, совсем юной, наивной девушки, для которой помолвка с молодым женихом вдруг обернулась замужеством с его отцом. Именно за эту работу актриса была удостоена Молодежной премии Союза театральных деятелей Республики Башкортостан в номиниции «Лучшая женская роль».
«Хуснияров достал из меня всю боль, которая только была внутри. Роль Павлы была для меня принципиально важной. Стояла дилемма: или я справлюсь с ней и останусь в профессии, или нет. Этот спектакль я проживала от первых сцен до самого финала. Там всё было «по правде». И как раз эта работа заставила искать ответы на важные вопросы: почему случается так, что актёр на сцене плачет по-настоящему, градус переживаний зашкаливает, а зритель может остаться холодным, безучастным? где та грань между жизненной правдой и правдой театральной?»
Для каждого актёра важна атмосфера — внутренняя и внешняя, важен заданный определённый порядок вещей, который будет неизменен перед каждым выходом на сцену. Необходим тот камертон, который даст «чистую ноту» для того, чтобы настроиться на спектакль.
«Перед «Зыковым» я всегда слушала Вивальди, его «Времена года». «Зима»… На первый взгляд кажется, что это не соотносящиеся друг с другом вещи: Горький и музыка барокко… Но вот так работает ассоциативная память. Под эту музыку в детстве родители снимали меня на видео: льётся какой-то жёлтый цвет, я сижу на полу крошечным ангелом и ещё не представляю, что меня в жизни ждёт, через что придётся пройти. Я слушала этот концерт, всегда плакала и вспоминала себя — маленькую, наивную, а рядом папа — защита, опора. И вот это ощущение надежности было для меня ключевым перед началом спектакля — ведь для моей героини всё начиналось с того, что в лице Антипы она находила то сильное плечо, которое ей было необходимо. А дальше уже разворачивались страсти…»
Наверное, невозможно при полной самоотдаче сцене, профессии, своим таким разным и сложным героям не задумываться о той миссии Театра и собственном актёрском и человеческом предназначении.
«Когда выходишь на сцену, хочется донести до зрителя какие-то важные смыслы о любви и нелюбви, о страсти, о справедливости. Банально, наверное, но хочется, чтобы зритель, проводя параллели со своей жизнью, учился на ошибках наших героев. И понимал, что всегда есть выход, есть свет в конце самого темного тоннеля. А в жизни — главное, пожалуй, творить добро, помогать тем, кто в этом остро нуждается, осознавать, что иногда даже крошечный вклад в общее дело может спасти чью-то жизнь…»

Доброта спасёт мир
Доброта спасёт мир
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: