Все новости
Театр
23 Ноября 2023, 12:09

Непокорённые

Постановка, которой открылся 6‑й сезон, была представлена русским молодёжным театром «Наш театр». Автором инсценировки и режиссёром исторической драмы стал Равиль Хакимов, который задействовал всю труппу театра, а это около 30‑ти актёров.

Непокорённые
Непокорённые

Автор — Элла Молочковецкая

 

«Мужеству и непокорённости вашей – бессмертие!» – эти слова высечены на монументе мемориального комплекса «Непокорённые», посвящённого подвигу «Молодой гвардии» в Краснодоне, открытого после реставрации по инициативе Президента РФ В. Путина в честь 80‑летия со дня казни членов легендарной подпольной организации. И именно в канун этой даты в городе Салавате состоялась уникальная и, наверное, одна из главных в сегодняшних реалиях премьера «Молодой гвардии» Александра Фадеева.

В премьерном спектакле «Нашего театра» ключевой фигурой отчётливо прорисовывается «вожак» штаба, юноша с заиканием, но который, тем не менее, на протяжении всего времени проявляет храбрость, уверенность и рассудительность в противостоянии фашистам — Олег Кошевой (Равиль Хакимов). Он не боится врагов, не боится встретиться с ними лицом к лицу, если того требует ситуация. Укрепляет в своих товарищах боевой дух, поддерживая и защищая их. Он горячо любимый сын, за которого всегда переживала Елена Николаевна Кошевая (Галия Саттарова), олицетворяющая в постановке, в определённом смысле, образ Родины-матери. Её сердце любит, страдает, обливается кровью, но при этом бережно хранит надежду на лучшее завтра. Каждая мать в то страшное время несла такое бремя в душе. Матрёна Савельевна Громова (Зухра Аминова, заслуженный работник культуры РБ) тоже всеми силами старается уберечь свою дочь от судьбы, зовёт вместе за собой перейти Дон. Но, если матерям ещё было позволено украдкой проронить слезу, то женщины старшего поколения, такие как бабушка Вера (Венера Хасанова, народная артистка РБ), оставались непоколебимой бронёй, исконно русским женским характером, отличающим волевую казачку: «Та я лучше буду разговаривать как моей душе угодно, а коли уж посулят мне погибель — так я уже стара и смерти не боюсь…».
Каждый из ребят уникален, неповторим, каждый внёс свой вклад в деятельность организации. Любовь Шевцова (Валерия Степанова) очень яркая, оптимистичная, смелая, природная артистичность помогала ей сбивать с толку фашистов. Улыбаться немцам, когда внутри ненависть разрастается с неудержимой силой, стоило невероятных усилий. Ульяна Громова (Елена Хусаинова) до последнего оставалась лидером, не позволяла товарищам пасть духом, поддаться слабости, являясь для всех примером несгибаемой воли. Иван Земнухов (Иван Южаков), обладая поэтической душой, богатым внутренним миром, всегда был верен высоким нравственным ценностям. Умел по-настоящему дружить, здраво рассуждать, свободно высказывал своё мнение, презирал ложь. Володя и Люся Осьмухины (Азамат Альмухаметов и Камилла Урзабаева) воплотили на сцене силу родственных чувств. Они всегда поддерживают, утешают друг друга в трудные моменты. В одной из сцен сестра самоотверженно защищает брата, только что перенесшего операцию. Но даже болезнь не может сломить дух Володи, он ни на секунду не перестаёт сопротивляться нападкам немецкого офицера.
Несмотря на то что война внесла свои коррективы в судьбы наших сооте­чественников, и в то нелёгкое время жизнь кипела: в ней нашлось место и настоящей дружбе, и самой верной любви… Между героями вспыхивают светлые чувства. Сергей Тюленин (Олег Дмитриенко) возглавил одну из групп организации. Решительный и отважный, он не может мириться с установившейся властью. Вместе с мягкой и хрупкой на первый взгляд Валей Борц (Руфина Муртазина) участвует он в боевых операциях. Они проникаются нежностью друг к другу, становятся неразлучны. Их любовь читается во взглядах, прикосновениях, в трепетных интонациях речи. Иногда время для них замирает — влюблённым страшно от мысли, что они могут больше никогда не встретиться.
Одной из самых тёплых и душевных сцен стала встреча героев в доме Кошевых. Они отмечают особую дату — 25‑летие Октябрьской революции. Все оживлённо и с воодушевлением слушают речь Сталина по радиоприёмнику (в постановке звучит чудом уцелевшая архивная запись — голос самого вождя народов), оттого сцена обретает ещё больше исторической значимости. Актёры, как и их герои, смогли проникнуться атмосферой торжества, ведь война не только про боль, слёзы, страх, но и про то, как даже в самые тёмные времена нужно суметь жить, не дать погаснуть свету в своей душе.
В спектакле есть два антагонистических образа, олицетворяющих добро и зло, честь и подлость. Истории известны имена людей, которые примкнули к врагам народа. И здесь таким отступником стал Игнат Фомин (Рустам Фазылов, заслуженный работник культуры РБ), бывший кулак. Он хладнокровно убил Фёдора Фёдоровича (Рим Аминов, народный артист РБ), военного врача, который верой и правдой служил своему делу, лечил раненых, оставался стойким до конца. Благодаря ему продолжали биться сердца борцов с фашизмом. «Предатели своей смертью не умирают», — так предопределили судьбу злодея участники организации.
К сожалению, в один момент свет в душах померк. Печальное известие настигло ребят: действия «Молодой гвардии» были раскрыты. Прощание следует за прощанием, товарищи еле сдерживают слёзы, зрительный зал сопереживает происходящему на сцене. Символично выстроена сцена разлуки героев — Олега Кошевого и Нины Иванцовой (Милена Герасимова). Трагизм и острота чувства переданы даже не словесно, но средствами проникновенной мелодии скрипки, языком любви через сцендвижение, жесты и взгляды и кульминационным моментом расставания двух ещё, по сути, только-только взрослеющих подростков, заворачивающихся, словно прячущихся от предстоящего ужаса, в тёплое лоскутное одеяло. Зрителей это остановившееся мгновение не оставило равнодушными. И такие душераздирающие сцены следовали друг за другом. «Я с нашими приду, с Красной армией!» — последние слова надежды, сказанные Кошевым своей матери.
Финал был исполнен трагизма и невероятного мужества участников организации. Актёрам пришлось пропустить через себя самые разные чувства и эмоции, прожить последние минуты со своим героем. «Поражает не то, сколько было совершено подвигов и каким образом, а то, что, несмотря на ужаснейшие пытки, ни один из ребят не выдал правды, не предал другого. Над ними издевались, их били, резали, ломали, но фашистам не удалось сломить боевой дух подростков. Какая же невероятная сила должна скрываться в них?..», — делится своими впечатлениями режиссёр-постановщик спектакля Равиль Хакимов.
Спектакль «Молодая гвардия» — это ещё и колоссальная работа над масштабной декорацией, большим количеством костюмов в духе того времени (а их около 80‑ти!), интерьером, музыкальным оформлением. Чего только стоит финал, словно реквием, звучащий мелодией выдающегося композитора Эдуарда Артемьева. Душевный вокализ, сильнейшая музыка, и как итог — слёзы и полное эмоциональное погружение в происходящее. Зрители остались до глубины души тронутыми, они прожили историю, которая происходила на сцене. Хочется верить, что этот спектакль будет жить, потому что люди должны знать, что такое война и каких страшных жертв она требует. Люди должны помнить своих героев и стремиться быть достойными патриотизма предшественников.
«Пусть мы умрём, пусть мы умрём тысячу раз, лишь бы вечно сиял над миром свет нашей великой Родины!» — такой сильной фразой Кошевого завершается спектакль. Как и завершился земной путь ребят, которых казнили, сбросив в шурф шахты № 5 холодной зимой 43-го. Завершился, чтобы стать шагом в бессмертие. «И не в шурф их бросали, а в наши сердца!» В сердца нашего народа… в сердца «Нашего театра»!

Непокорённые
Непокорённые
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в