Автор — Елена Попова
В премьерном спектакле Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан «Горе от ума» грибоедовскую героиню играют сразу три актрисы. Первая из них — Софья-подросток, Софья-мечтательница, грезящая о герое своего романа, ещё не вполне уверенная в том, кто он. Эту ипостась воплощает на сцене Юлия Тоненко. Именно ей дано пережить романтическую влюблённость в немногословного секретаря отца, вспомнить горечь обиды на уехавшего друга детства, испытать тревогу и страх от внезапного возращения Александра Андреевича, погрузиться в радостные воспоминания о детских шалостях… А позже, увы, присоединиться к общему «трио», направив на Чацкого не просто винтовку, но весь сумрак ночи…
За те десять лет, которые актриса Юлия Тоненко служит в театре, она сыграла почти два десятка заметных, полных психологических нюансов ролей.
Родилась Юля в небольшом селе Новочеркасск Оренбургской области. Детство провела на севере, куда, как и многие, в середине 90‑х годов её родители отправились на заработки. Именно там, в суровом крае, она впервые прикоснулась к прекрасному: в музыкальной школе занималась в классе хореографии, училась играть на фортепиано… А когда по стечению обстоятельств вернулась уже подростком на малую родину под родное крыло и опеку любимой бабушки, стала заведовать школьным «культмассовым сектором». Придумывала мероприятия, сочиняла сценарии, искала костюмы, а если их не хватало — самостоятельно шила по ночам вручную. Это увлечение было для неё отдушиной. Именно из тех первых незамысловатых идей и стали прорастать мысли о творчестве.
Однако после школы Юля оказалась в строгих стенах Юридической академии. Невероятные объемы сухой специфической информации, абстрактные концепции, напряжённые сессии — всё это стало сильно давить на нашу совсем ещё юную тогда героиню. Ей так не хотелось расстраивать родителей, которые были уверены в надежности выбранной для дочери стези. Но сама Юля отчётливо понимала: не моё!
Наверное, в желании хотя бы ненадолго спрятаться от реальности она стала смотреть фильмы. Один, другой, третий… И всё настойчивее терзали её вопросы: почему это вызывает в ней такие сильные эмоции? отчего в стихии вымысла ей так хорошо? кто эти совсем посторонние люди и как им удается так завораживать зрителя? Ещё одним сильным потрясением стал для неё спектакль «А зори здесь тихие…» Оренбургского драматического театра, после которого она долго не могла успокоиться: слёзы лились и лились по щекам…
И вдруг она случайно узнала, что совсем неподалёку есть институт, где учатся будущие артисты, режиссёры, художники! Тайком Юля поступила на подготовительные курсы, внимательно слушала все наставления и рекомендации педагогов. А уже летом в числе первых была зачислена на актерский курс народного артиста России Рифката Вакиловича Исрафилова в Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Здесь всё было ей по душе — и то, как сдержанно, спокойно вёл занятия Мастер, как он учил своих воспитанников азам актёрской профессии, как не допускал, чтобы кто-то, не дай Бог, вышел на сцену пустым!
Там, в институте, были и серьёзные, такие важные для вступающих на профессиональный путь студентов успехи. Благодаря педагогу Дмитрию Гладкову Юлия Тоненко стала одним из победителей Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага», на котором ежегодно актёры и студенты театральных вузов со всего мира демонстрируют мастерство филигранного владения клинком.
Были обиды и разочарования: могло случиться так, что Юле не удалось бы выйти на сцену в дипломных спектаклях, ведь девочек на курсе было много и роли они играли в очередь. Разорванный в клочья текст пьесы, бурлящие эмоции, желание всё бросить и уйти за считанные дни до вручения диплома — всё было. Но рядом оказались люди, которые нашли слова поддержки: «Юля, это театр! Так бывает!» Да, постигать прописные истины, столь хорошо понятные опытным мастерам сцены, было совсем не просто. Но она всё же сыграла свой дипломный спектакль — гоголевскую «Шинель», а её Анисью даже отметили критики, которые работали на проходившем в городе театральном фестивале «Гостиный двор».
А потом в Уфе произошла судьбоносная встреча с художественным руководителем академического русского драматического театра Михаилом Исаковичем Рабиновичем, покорившим её абсолютным радушием. После прослушивания, на которое начинающая актриса приехала со своими однокурсниками — больше даже за компанию, чем в надежде найти здесь работу, и собеседования, напоминавшего скорее душевный, открытый разговор, Юля получила приглашение пополнить труппу театра. Петербург, который она собиралась покорять, мгновенно отошел на дальний план, а потом и вовсе был забыт.
Начался новый этап — постижение театра изнутри. Первые репетиции танцевальных сцен в «Голубой камее», первый спектакль «Любовь — книга золотая» с крохотной ролью Дуняши, первые вводы — и всё это в окружении невероятно талантливых, отзывчивых коллег.
Именно здесь, в театре, ей суждено было встретить свою «вторую половинку» — хореографа Алексея Ермакова. Их замечательный сын Данил, унаследовавший от мамы большущие глаза и пытливый взгляд, нынешней осенью уже отправился в первый класс.
С самого начала Юля покорила зрителей особой актёрской энергетикой и жизнелюбием. Хулиганистые девчонки — Луизон в «Мнимом больном» Мольера и Фаншетта в «Женитьбе Фигаро» Бомарше — непосредственны, задорны и темпераментны. Они не зависят от чужого мнения и готовы добиваться своей цели любой ценой. А вот её Степка в горьковских «Зыковых» будто взрослеет на наших глазах, превращаясь из милого «зайчика», пригретого хозяйкой дома, в запуганное, боящееся сгущающейся атмосферы существо.
Одной из первых серьёзных театральных работ Юлии Тоненко стала роль Вали Морозовой в жёсткой современной драме В. Дурненкова «Экспонаты». Трезвый и прагматичный взгляд на жизнь заставляет её героиню заключить сомнительную сделку с предприимчивыми дельцами. Но мечта о материальном благополучии не «рифмуется» ни с окружающей реальностью, ни с влюбленностью в честного, прямодушного соседского парня. Потому так нежно прижимает она к груди подаренный им простенький букет полевых цветов (а как иронизировала она над ним раньше!), потому перед расставанием будут так блестеть от предательской слезы её глаза. Нет, Валя обязательно совершит свой, правильный выбор!
Трогательной, смешной и нежной была её свинка Дуня в «Очень простой истории» М. Ладо. Вот уж кто поистине смотрел на этот мир широко раскрытыми глазами и готов был радоваться каждому новому дню! Её Дуня была игривой и до невозможности кокетливой — торопливо доставала она кружевной белый зонтик и озорной походкой направлялась вслед за любимым Хозяином, не подозревая, что это её первая и последняя прогулка…
А одной из самых любимых ролей для актрисы стала роль тургеневской Фенечки в спектакле «Отцы и дети». За неё Юлия Тоненко была удостоена диплома «Лучшая молодая актриса» II Межрегионального фестиваля «Волга театральная» в Самаре. Покорная и немногословная с Николаем Петровичем, не смеющая поднять глаз при его брате, Фенечка единственную отраду и отдохновение находила в своём новорожденном сыне. И лишь с Базаровым она чувствовала если не свободной, то уж открытой наверняка. Не любовь, не страсть привели её к роковому поцелую, но какое-то невинное единение душ…
Говорят, что актёр растёт на классических ролях. Их в творческой биографии Юлии Тоненко было несколько: это и уже упомянутая Фенечка, и Люба в драме «Крепостные» по повести Н. С. Лескова, и Соня Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, и Нина в драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Каждая из этих работ по-новому раскрывала грани её актёрского таланта.
Своих героинь хрупкая, миниатюрная актриса наделяет невероятной силой духа, стойкостью, всепрощением, жертвенной любовью к ближнему. Любовью, которая поистине имеет множество примет…