Все новости
Театр
31 Января , 15:05

Горячее сердце

Интересная тенденция наблюдается уже не первый год в сфере новогодних утренников. Когда ведомая родителями или учителями ребятня плавно перетекает после хороводов и чтения стихов Деду Морозу и Снегурочке из-под празднично украшенных ёлочек в зрительные залы, там их ждёт не логичное продолжение предновогодней милоты, а нечто другое.

Горячее сердце
Горячее сердце

Автор — Элла Молочковецкая

 

Это совершенно особенные спектакли — при яркости формы и использовании современных технологий, чтобы молодому поколению было быстро и нескучно, в представлениях заложен глубокий смысл. Одним из примеров таких спектаклей является показанная в новогодние праздники в Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова «Снежная королева» в постановке Александра Родионова.
Более всего известный как руководитель Народного театра танца «Ренессанс», Александр Александрович активно работает как хореограф-постановщик практически во всех уфимских театрах. Только к концу 2023‑го он выпустил в этой ипостаси два спектакля: помимо новогоднего представления «Снежная королева», — «Играем Пушкина: Царевна-Лебедь» в Национальном молодёжном театре РБ им. Мустая Карима.
«Ледяная королева», как называют её создатели, за год работы Александра Родионова в БГФ, стала очередной после постановок «Урал-батыр и три богатыря», «Аленький цветочек», «Спящая царевна» и, конечно, прогремевший Мюзикл-шоу. В премьерном спектакле от Ганса Христиана Андерсена остались разве что сквозные персонажи: Герда (Татьяна Теплова, Олеся Исламова) и Кай (Роман Галимов). Остальные герои были придуманы режиссёром практически единомоментно.
«Сюжет сказки взят из жизни, — рассказывает Александр Родионов. — Думаю, это увидят те, кто смотрел сказку не поверхностно, а пытался уловить её посыл. В ней я хотел отразить самые важные человеческие проявления: любовь, веру, добро, чистое сердце. Началось всё с того, что мне предложили взять за основу известный всем сюжет «Снежной королевы». На следующее утро у меня уже было готово либретто. Но не андерсеновской «Королевы», а сугубо моей. Буквально, за ночь передо мной явились идеи о смене времён года. Что Снежная Королева изначально была Феей Весной (Гульшат Гирфанова). Появились совсем новые персонажи, такие как изобретатель Магнус (Ильдар Абдуллин) и его помощник Симплекс (Салават Мухамедьяров), Шаманка (ещё один персонаж Зилии Сафиуллиной — Роза), Женщина Лето (Дина Хусаинова, Гульнур Мансурова), Хан (Артур Шарипов) и Бану (Динара Габдуллина). Тут же пришли стихи к песням; определились инструменты, на которых должны играться мелодии; какая по характеру музыка должна звучать. Поскольку я уже знаю, у кого из вокалистов какие голоса, видел, кто может быть распределён на определённую роль.
На следующий день я пришёл полностью готовый, оставалось только оформить замыслы в текст. Договорился с драматургом Владимиром Аношкиным, который мою идею перевёл в словесную форму. Затем началась работа с композиторами Олегом Ждановым и Романом Агишевым. Эти талантливые люди сразу принялись за работу, я объяснял им, как должна звучать каждая мелодия, какие инструменты нужно использовать, что должна нести каждая музыкальная композиция. После записи ритм-секции начали накладывать инструменты. Помогли в создании оригинальной музыки референсы — темы, от которых можно было оттолкнуться. Двенадцать композиций были записаны за десять дней, — одна лучше другой. Параллельно ко мне стали приходить стихи. В процессе литературной обработки Владимира Аношкина в первозданном виде остались две мои песни. За четыре дня до премьеры я написал стихи для пролога, который раньше был совсем другим. Скидываю стихи Татьяне Тепловой, напеваю в месенджере, как могу, ту мелодию, которую хочу там слышать. За несколько часов Таня написала на эти стихи полноценный музыкальный трек. Иначе как волшебством это нельзя объяснить».
«Я помогала записывать вокальные партии, — продолжает композитор-аранжировщик и исполнительница роли Герды Татьяна Теплова, — и выстраивать вокальные мелодии. Записывала их нотами, а наши солисты разучивали. В той сцене, где поют цветы, звучат мои партии. И а‑капелльные партии Шаманки прописала я. Мне понравилась интерпретация Александра Родионова этой известной истории. Получилась глубокая вещь, в которой Кай и Герда — прообраз молодых героев, чья привязанность начинается с дружбы. А Снежная королева и Магнус, возможно, они же во взрослом возрасте. Мы видим пример того, как должен мужчина относиться к женщине, чтобы она, в переносном, а в нашей сказке — и буквальном смысле, не «заледенела». Наша Снежная королева не злая, она, скорее, страдающая героиня. Моя Герда, когда приходит в Ледяное царство, конечно, страшится будущего, но не сомневается, что тепло её сердца растопит лёд.
Всё мы в спектакле поём вживую, и каждый показ происходит по-новому, выявляя какие-то нюансы, мелочи, находки. Хоть я и не драматическая артистка, а вокалистка, для меня стало важным опытом стать участницей этого действа, проявить себя как актриса. Можно сказать, что в этой области состоялся мой дебют. Год назад я немного участвовала в новогодней постановке Александра Алексанровича «Урал-батыр и три богатыря». И в этом году получила одну из главных ролей».
«У этого спектакля было всего лишь две репетиции, на которых из-за своей загруженности присутствовали не все исполнители, — раскрывает закулисные тайны Александр Родионов. — Исполнитель роли Кая вообще начал работать со мной в форс-мажорном режиме за четыре дня до премьеры. Все танцы, кроме двух для артистов балета БГФ в постановке Рамизы Мухаметшиной, ставил я для ансамбля «Ренессанс». Над спектаклем работала наша замечательная постановочная группа. Светлана Степанова занималась и сценографией, и эскизами костюмов, и видеоконтентом. За короткое время мы нашли потрясающего аниматора Урала Махиянова, который сделал уникальную компьютерную графику».
«Снежная королева» стала очень личной постановкой для режиссёра. В завершение нашего интервью он рассказал о её сверхзадаче: «Эту сказку я писал для взрослых мужчин. В каждую сцену хотел вложить определённый смысл. Взрослые, приходящие на нашу сказку, могут увидеть, к чему может привести недопонимание между людьми. Пусть это фантазийные персонажи, которых зовут Магнус и Фея Весна — нужно уметь понимать друг друга, а если это невозможно в силу эгоистичности одного из них, обида разлетится острыми ранящими осколками. А для малышей, конечно, это будет яркое зрелище, под которое можно танцевать. В финале Фея Весна говорит, что всё можно начать с чистого листа. Главное — честно посмотреть на свою жизнь, исправить ошибки и сделать определённые выводы».

Горячее сердце
Горячее сердце
Читайте нас в