Все новости
Театр
29 Февраля , 01:36

Дом для потомков

Очередным творческим экспериментом порадовал Уфимский театр юного зрителя, в конце декабря представивший спектакль-обряд «Уфа». В этом сложном жанре в постановке Анастасии Гайнановой и Виктории Емелёвой слились документальные хроники о создании Уфимской крепости с мифологической системой гордого миролюбивого и гостеприимного народа, который освоил благодатную и красивую землю ценой непростого подвига и обрёл дом для себя и своих потомков.

Дом для потомков
Дом для потомков

Автор — Элла Молочковецкая

 

Поэтому в 50‑минутном насыщенном действе появляются реальные исторические персонажи, такие как воевода Иван Нагой (в его роли Дмитрий Широнин), который 30 мая 1574 года по царскому повелению высадился между устьями рек Ногайка и Сутолока и основал при реках Уфа и Агидель город Уфу. И населяют спектакль такие эпические герои, как Акъял батыр (Рамир Махмутов), реки Сутолока (Елена Пухова), Агидель (Зухра Баймурзина), Караидель (Алина Латынова), которые до похищения злодейкой владелицей вод Аждахой (Виктория Емелёва), были юными прекрасными девушками.
— «Мы как единственный в городе муниципальный театр хотели сделать подарок любимому городу к его 450‑летию, — рассказывает главный режиссёр Уфимского ТЮЗа Полина Шабаева, — окунуться в историю образования уфимской крепости, учитывая специфику нашего юного зрителя, привыкшего видеть на сцене сказки. Когда мы читали пьесу, сразу обратили внимание, что это похоже на театральный лабораторный эксперимент. Этот спектакль ближе к эпосу, у него особенный ритм, не похожий ни на один другой в нашем театре. Могу поделиться своими впечатлениями как зрителя: когда смотрела спектакль в декабре, в первый премьерный день, зная театр изнутри с первого года существования, я была восхищена и удивлена. Потому что открыла для себя новую грань возможностей актёрской труппы и нашей сцены. Нужно поблагодарить художника-постановщика «Уфы» Эдуарда Гизатуллина за то, что сценография создаёт атмосферу. Безусловно, говорю спасибо Людмиле Николаевне Клинушиной, благодаря которой мы слышим звук этого спектакля. И, конечно, режиссёрам Анастасии Гайнановой и Виктории Емелёвой. Совсем недавно я узнала о таком известном композиторе-инструменталисте, как Марат Татурас, и было приятно, что Настя пригласила его в эту работу. Благодаря «Уфе» многие артисты проявили себя как музыканты, овладели музыкальными инструментами и вокалом».
Автор сценографии — Эдуард Гизатуллин, художник театра и кино, чьи постановки с большим успехом идут в столичных и региональных театрах, художник-постановщик популярных фильмов и сериалов. Полотнища, установленные на металлических кранах, парящих над сценой, имеют несколько степеней свободы. Это даёт им возможность парадоксально раскрываться в различных плоскостях, то окутывая героев, то словно подталкивая их, то создавая экран для театра теней. На полотнищах отпечатаны цитаты из исторических документов со старинными планами уфимской крепости, которые для сканирования были предоставлены Музеем истории города Уфы. Построенный посреди зала «подиум», как никогда, приближает зрителя к актёру. А тяжёлый деревянный частокол вокруг сцены, так же как и устье колодца, повисшее над головами участников спектакля, предупреждают, что речь идёт о крепости. Не желая предвосхищать события, можно намекнуть, что в конце спектакля декорация сказочно преобразится.
Художником по костюмам стала заслуженный работник культуры РБ Наталья Степанова, автор костюмов к церемонии открытия VI Всемирной фольклориады, сотрудничающая со многими театрами и творческими коллективами Башкортостана и России. Когда перед глазами зрителей проходят «документальные» эпизоды, костюмы героев максимально приближены к тем, которые носили различные сословия в XVI веке. А в «мифических» сценах глаз радуют разноцветье и разнообразие творческой фантазии художника.
Созданный по мотивам античного театра «хор» (Тарон Тоноян, Павел Лобанихин, Олег Кириллов, Наиль Рамазанов) выдаёт живой фон музыки, звучащей почти непрерывно. Для создания особого этнического колорита был приглашён композитор, широко известный в Республике Башкортостан и далеко за её пределами, Марат Файзуллин (Татурас). В постановке также использованы музыкальные композиции Аркадия Манджиева и Расуля Карабулатова.
— «Не будучи специалистом, я вместе с большинством артистов открывала для себя мир башкирской культуры, — делится режиссёр-постановщик Анастасия Гайнанова. — У нас есть два артиста, которые с детства знают все особенности этой культуры. А для нас все эти сказки являются новыми.
Над спектаклем как постановщики мы работали с Викторией Емелёвой. Кроме того, Вика играет в этом спектакле. Когда мы разбирали материал, я поняла, что это должен быть лабораторный формат работы. Хотелось, чтобы каждый, смотря постановку об Уфе, ощущал причастность к этой истории. Мы много разговаривали об этом, и наши мнения разделились поровну: часть артистов говорила, что играют в спектакле про Уфу, а часть — про ТЮЗ.
Мы объединились с Викторией в процессе этих лабораторных работ, потому что у неё были отличные идеи и классные визуальные решения. Проведя вместе недели две в тренингах и обсуждениях, мы с артистами пришли к тому, что это будет пластический спектакль. Чуть-чуть взяли из формата театра дель-арт, потому что хотелось попробовать себя в новой форме. И затем определились с жанром, который обозначили как спектакль-обряд. Это было нужно, чтобы избежать пафоса и сохранить камерность. Мы включили в постановку элементы реального обряда на дождь, который вплетён в контексте спектакля. Для этого нужно было перелопатить массу литературы.
Текст пьесы написала Рената Насибуллина. Она взяла исторические и мифологические персонажи и на основе мифов и исторических фактов создала эту драматургию. Часть текста у нас ушла в пластический жанр, оставили только важные вещи. Сейчас, когда мы получаем первые отзывы, некоторые зрители говорят, что, зная только о некоторой части персонажей, получают стимул узнавать об остальных. Так что, думаю, до спектакля не обязательно изучать материал, чтобы идти подготовленным, а вот после было бы неплохо поднять свой образовательный уровень.
Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин проявил свою монументальность в рамках нашей маленькой уютной сцены. К сожалению, у нас было очень мало времени с ним на диалог в силу нашей и его предновогодней загруженности. Но, думаю, что его задумка сработала, мы для этого сделали всё возможное. И она задала определённую атмосферу. У нас это только третий показ, и освоение такой большой декорации в полном объёме нам ещё предстоит. Точно могу сказать, что декорациями удалось произвести впечатление на зрителей.
Что касается музыки, то у нас два основных композитора в спектакле: Марат Файзуллин (Татурас) и Наиль Рамазанов, наш звукорежиссёр, который, оказывается, пишет музыку, и замечательную! Наиль сделал музыкальные отрывки в тех местах, где нам отчаянно не хватало саунда. Получилась полная картина, где, помимо двух основных композиторов, присутствует несколько произведений Расуля Карабулатова, Людмилы Клинушиной и Аркадия Манджиева. То есть у нас пять композиторов для постановки, длящейся пятьдесят минут!
Понятно, что для современных подростков и детей нужно, чтобы это была стилизация древней истории, интересная для нынешнего поколения. Спасибо Марату Файзуллину, который умеет совмещать этнику с новейшими музыкальными направлениями. Наиль всё время находился в процессе репетиций, сумел написать нужные отрывки и частично в течение спектакля работал «вживую» на сцене. И артисты примерили на себя образ музыкантов, все в этой постановке научились звучать».

Дом для потомков
Дом для потомков
Читайте нас: