Все новости
Театр
29 Февраля , 01:49

Город над Белой рекой в пространстве театра

Город-миллионник. Город на семи холмах. Город «трёх шурупов». Родная, солнечная, гостеприимная Уфа!

Город над Белой рекой  в пространстве театра
Город над Белой рекой в пространстве театра

Автор — Елена Попова

 

О ней сложено много песен и стихов, а вот сценических образов до недавнего времени не существовало. Потому и родился в стенах Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан уникальный проект, посвященный 450‑летнему юбилею столицы Республики Башкортостан.
В формате Творческой лаборатории, которая получила название «Уфа, я люблю тебя!», молодые яркие российские режиссёры Ленара Гадельшина (Москва), Ксения Пещик (Красноярск) и Ильсур Казакбаев (Уфа) выстраивали свои диалоги с городом.
Театральная лаборатория — это время и территория экспериментов. На несколько дней её участники, режиссёры и актёры театра, погрузились в поиски — текстов, контекста, городских легенд, читали дневниковые записи уфимцев, их письма, знакомились с документами, перебирали в памяти свои личные уфимские истории, размышляли над тем, что такое наш город и как его прошлое влияет на нас, сегодняшних. Театральные тексты рождались «здесь и сейчас» — сочинялись, переписывались, дополнялись буквально до самой финальной репетиции.
Когда-то на сцене театра шёл спектакль под названием «Наш городок», где звучал очень простой и в то же время пронзительный текст: «Вы знаете, ведь в Вавилоне когда-то жило два миллиона человек, а всё что до нас дошло, — это имена царей и несколько договоров о покупке пшеницы… Но ведь каждый день все эти люди садились ужинать, и отец возвращался домой после рабочего дня, и из печной трубы поднимался дым…»
Помня о знаковых событиях, высоких достижениях, культовых именах, театр призван говорить прежде всего о человеке. Потому такими лиричными и очень личными получились все три «наброска» к будущим спектаклям, которые увидели зрители, собравшиеся в один из январских вечеров на Камерной сцене Русского драматического.
Впрочем, погружение в атмосферу города началось с закулисья. Режиссёр Ленара Гадельшина, по большому счёту, впервые познакомившаяся с Уфой и от того назвавшая свой эскиз «Первый подход», увидела в длинных театральных коридорах рифмы с главными городскими магистралями. Именно там, разделившись на две группы — одна в начале импровизированного «проспекта Октября», другая — в его противоположном конце, зрителей пригласили поучаствовать в социологическом опросе: кто из здесь находящихся родился в Уфе, а кто относится в числу «понаехавших», кого город принял в своих объятия, а с кем вступил в будничный спор… Приём, заимствованный из известного проекта театральной компании Rimini Protokoll «100% City», сработал и здесь — до того момента зрители, совершенно не знакомые друг с другом, вдруг с интересом стали оглядываться и рассматривать, а кто же стоит с ними рядом, что эти люди думают и насколько совпадают с тобой. А отсюда в небольшой «прогулке» по Уфе родилось и со-бытие, совместное бытие, наполненное радостью узнавания: улиц, перекрестков, любимых мест и маршрутов. На городской «площади» — уютном пространстве перед Камерной сценой ведущие «экскурсии» — актёры Софья Венедиктова и Руслан Катеринчук привлекли внимание участников к небольшой инсталляции и предложили взглянуть на наш город из настоящего в прошлого: где-то там, за устремляющимися в небо «муравейниками», притаились, как призраки уходящей эпохи, деревянные дома с резными наличниками на окнах… И этот момент, без сомнения, многих задел за живое!
Вообще, в этих показах было много того, что цепляло лично тебя, заставляя мысленно соглашаться, спорить, улыбаться и грустить… Было собрано и рассказано много неизвестных истории…
Одной из зрительниц «пришло» письмо со странным, казалось бы, адресом на конверте: Уфа, Гоголя, 58, партер, ряд 4, место 5. Такие письма приходили во время войны «театралам» — эвакуированным и размещённым в старом здании театра работникам заводов. Они ютились по разным уголкам, а закреплённые за каждой семьёй места в зрительном зале служили «почтовыми ящиками», чтобы люди могли поддерживать связь с далёкими близкими…
Весь эскиз Ленары Гадельшиной был выстроен на тончайших связях и ассоциациях, каких-то удивительных переходах от одной истории к другой.
Одно кресло в зале в этот вечер осталось свободным. Возле него актёры поставили небольшой режиссёрский столик, включили неяркую лампу… Зазвучала фонограмма из спектакля «Пока она умирала», из колонок раздался голос Михаила Исаковича Рабиновича. И это было пронзительно тонко, ведь мало кто может представить Уфу без этого уникального человека, Мастера, с распахнутой душой встречавшего каждого, кто входил в Дом-Театр, для каждого находившего самые нужные слова, привечающего чашкой горячего чая с неизменными маленькими сушечками…
«Я — Уфа!». Режиссёр Ксения Пещик, в первый раз оказавшаяся в Башкортостане, пошла, пожалуй, самым рискованным путем и не прогадала. В свою «команду» она выбрала тех, кто является коренными уфимцами, чувствующими город на некоем «генетическом уровне», и выстроила глубинный диалог, сотканный из самых сокровенных, потаенных воспоминаний актёров. И волей-неволей вместе с ними мы перенеслись в город, которого нет, — город детства, уходящего навсегда, но продолжающего жить в нас.
«Я — роддом № 3», «Я — последний красный трамвай, идущий по проспекту Октября», «Я — парта синего цвета». после каждой реплики зрительское сознание дорисовывало свои «картинки», оживляло пустое пространство сцены, наполняя его теплотой и ностальгией. А где в Уфе лучшее место? Лучшее место — это папины плечи! Айгуль Шакирова и Анна Бурмистрова, взявшись за руки, вскакивали на табуретки, и вот они уже оглядывают пеструю толпу, идущую на демонстрацию, гуляют по липовым аллеям, вдыхая их аромат…
Нужно отдать должное актерам, раскрывшимся перед залом с какой-то невероятной степенью доверия. Здесь смех перемежался наворачивающимися слезами. Средь дворового гама и суеты с их незамысловатыми играми в «колечко», «резиночку», «чику» пробивались рассказы о первой «свадьбе» во время тихого часа в детском саду, о неразделенной школьной любви, о ненавистных походах в парикмахерскую, о потере близких… О головокружительных падениях и обретениях. Обо всех нас, хранимых «тремя шурупами»…
Завершающий Творческую лабораторию показ перенёс зрителя в другую эпоху — Уфу дворянскую, прославленную именами нескольких поколений семьи Аксаковых: писателя Сергея Тимофеевича, его сына Григория Сергеевича — первого уфимского губернатора, его любимой внучки Ольги Григорьевны, о чьей истории любви мало кто знает.
Драматургическую основу эскиза «Оленькин цветочек» составили многочисленные факты, документы, письма Аксаковых, кропотливо собранные режиссером Ильсуром Казакбаевым благодаря помощи научных сотрудников Мемориального дома-музея Аксакова.
Главная героиня предстает перед зрителями в трёх возрастных ипостасях: шестилетнюю трогательную Олиньку сыграла приглашенная на эту роль юная Елизавета Пейсахович, влюбленную, чарующую Ольгу — актриса Дарья Толканёва, доживающую последние дни Ольгу Григорьевну, любой ценой стремящуюся сохранить семейные архивы, — заслуженная артистка Республики Башкортостан Валентина Гринькова.
Сколько достоинства было в каждом члене этого уникального семейства, сколько нежности и любви! Хватило их и на то, чтобы дать приют, заработок, окружить сочувствием ссыльного в Уфу гродненского помещика польского происхождения — молодого Александра Биспинга (в эскизе в этой роли зрители увидели артиста Александра Троицкого). Именно за него должна была выйти замуж Ольга, если бы не трагическая его гибель накануне свадьбы… Ласковая пороша белых акаций (именно этот романс стал лейтмотивом любовной линии) навсегда сменилась кипящим снежным прахом, бураном, житейской стужей…
Писатель и журналист Петр Вайль, автор книги «Гений места», говорил: «Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».
Так вот, кажется, дух этого самого genius loсi поселился в январские дни в Государственном академическом русском драматическом театре. И хочется верить, что надолго, ведь у каждого из эскизов есть реальная перспектива стать репертуарным спектаклем.

Город над Белой рекой  в пространстве театра
Город над Белой рекой в пространстве театра
Читайте нас: