Все новости
Театр
29 Февраля , 01:43

МУЗЫКА ЖИЗНИ

В 2023 году мировая музыкальная общественность чествовала 150‑летие со дня рождения двух уникальных художников и творцов – великого певца и непревзойденного артиста Федора Ивановича Шаляпина и гениального композитора, феноменального пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, своим творчеством прославивших Россию, чье искусство составило целую эпоху в русской и мировой культуре. «То были два гениальных современника, связанных совместным творчеством и прекрасной светлой дружбой. Вместе они разучивали партитуры к операм «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, в которых авангардист русской музыки отобразил все самые темные стороны национального менталитета и бездну русской истории, «Русалку» Даргомыжского, «Майскую ночь» Римского-Корсакова… Это был удивительный союз, где «Шаляпин поджигал» Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая друг друга, буквально творили чудеса», – вспоминал писатель Николай Телешов.

МУЗЫКА ЖИЗНИ
МУЗЫКА ЖИЗНИ

Автор — Рамиля Латыпова

 

Ничто не омрачало их крепкую дружбу, — ни мировая слава, пришедшая к обоим музыкантам за границей, ни дальние расстояния. По воспоминаниям самого композитора, дружба с певцом была для него «одним из самых сильных, глубоких и тонких переживаний». В память о друге Рахманинов написал несколько романсов, один из которых — «Судьба» исполнялся Шаляпиным и был им очень любим. Современники вспоминали, что Федор Иванович олицетворял собой динамику, «играл, бесконечно жестикулировал», тогда как Сергей васильевич был полной ему противоположностью, «сосредоточием спокойствия и улыбался своей доброй улыбкой…».
На протяжении всего календарного года в память об этих удивительных музыкантах в столице Рес­публики Башкортостан было проведено множество концертных проектов и презентаций, составленных из самых популярных произведений, любимых публикой. Безусловно, большим подарком для уфимских меломанов стал показанный в кинотеатре «Родина» документальный фильм «Шаляпин в Уфе», презентованный уфимцам мисс Вселенной, телеведущей и основательницей благотворительного фонда Оксаной Федоровой. Значительный вклад в популяризацию творчества музыкантов внес и Башкирский государственный театр оперы и балета, ныне с гордостью носящий звание «Академического», в один вечер представивший музыкальную поэму «Алеко» на хрестоматийный сюжет известного классика и знаменитый Второй фортепианный концерт, исполненный Евгением Изотовым, талантливым воспитанником Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова.
Другим творческим приношением музыкального коллектива стала мировая премьера спектакля «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь», составленная из замечательных сочинений одного из самых русских и любимых публикой и музыкантами композиторов, ставшим замечательным последователем творческой мысли великого Чайковского. Удивительно, но равнодушный к критике своих произведений, Рахманинов рассматривал их как наследие к будущим поколениям, в которых прослеживаются простые, но возвышенные и сильные чувства, необычайно величественные, красочные и мечтательные. Его инструментальные этюды-картины завершили историю фортепианной романтической миниатюры, симфоническая поэма «Колокола» обобщила наследие композиторов романтической школы, а непревзойденное хоровое сочинение «Всенощное бдение» и сегодня ставят в один ряд с величайшими духовно-музыкальными творениями Баха, Моцарта, Бетховена и Берлиоза.
Эта постановка стала первым обращением уфимского коллектива к такому культивируемому в современном театре феномену, как биографический деконструктивизм (хореографирование жизненной истории), появившемуся в середине прошлого столетия в художественном танце. Тогда на смену псевдоромантической наивности пришло осознание невозможности быть причастным к социальному и культурному контексту развития современного искусства. Новая форма балетной драматургии представляла глубину и точность балетной символики, претендовала на выражение духа и смысла подлинной истории. В России таким первооткрывателем был главный балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский, познакомивший столичную публику с национальной героиней французского народа Жанной Д`Арк и скрипичным виртуозом Паганини. В 1975 году свою оригинальную версию национальной истории в балете «Иван Грозный» представил легендарный хореограф Юрий Григорович, безусловно, отразивший отдельные яркие эпизоды исторической личности. Но большая известность принадлежит создателю нового концептуального хореографического стиля Борису Эйфману, подарившему публике такие спектакли, как «Чайковский» (1993), «Русский Гамлет» (1999) на музыку Бетховена и Малера, «Чайковский. PRO et CONTRA» на музыку П. И. Чайковского (2016), балет-посвящение А. Ахматовой «Реквием» (2014) на музыку Моцарта, Шостаковича и Рахманинова. Из молодых современников следует назвать хореографа Большого театра Юрия Посохова, благодаря творческим исканиям которого в 2019 году появился балет о королеве моды «Шанель», где партию великой мадмуазель исполнила Светлана Захарова.
В небольшом списке отечественных авторов, успешно работающих в популяризации этого направления, появилось новое имя. Им стал Олег Габышев, воспитанник легендарного хореографа Бориса Эйфмана, плодотворно воплощающий заглавные образы в авторских балетах своего наставника, приглашенный для участия в уфимском спектакле. Молодой и перспективный хореограф настолько вжился в образ своего героя, что научился играть на фортепиано, прослушал и отобрал фрагменты (около 40) редко исполняемых инструментальных, хоровых и вокальных программных сочинений Рахманинова, куда были включены виртуозные этюды Черни, арии из опер Мусоргского. Все эти сочинения, призванные создать не только атмосферность спектаклю, но и саму драматическую историю с его многочисленными надломами и депрессиями, сопровождавшими композитора, были бы неэффектными. Ведь Рахманинов был и остается величайшим пианистом-виртуозом, с собственным исполнительским стилем, характеризующейся внутренней эмоциональной силой. Эту необычную задачу в балетном спектакле впервые в мировой практике успешно претворил молодой и талантливый музыкант и педагог Марат Губайдуллин. Непривычно (но жанр обязывает), что концертный рояль находился в зрительном зале, рядом с оркестровой ямой, на нём артист удивительно тонко и виртуозно исполнял фрагменты. Три часа удивительно прекрасной музыки в его интерпретации прозвучали диалогом времен, где каждый номер, как калейдоскоп, составлял единое целое, за каждым было свое психологическое предначертание, внутреннее и эмоциональное состояние, вложенное композитором.
Главными идеологами и инициаторами постановки стали художественный руководитель Башкирской оперы Аскар Абдразаков и главный художник Иван Складчиков, много лет назад создавший эскизы и либретто будущего спектакля, где имевшие место быть действительные события из жизни и творчества Рахманинова «поданы» через субъективное восприятие образов — девяти сновидений, в которых отображаются период учебы в частной школе у Зверева и московской консерватории, выпускной экзамен в котором возглавлял знаменитый Чайковский. Перед публикой разворачиваются обстоятельства знакомства с Шаляпиным и первая любовь, провальное представление первой симфонии, депрессия и связанные с ним призраки-фобии, знакомство с доктором Далем, под гипнозом которого композитор вновь вернется к сочинительству, и успех Второго концерта для фортепиано, с восторгом встреченный публикой Дворянского собрания. Пожалуй, самыми драматичными фрагментами этого балета являются послереволюционное «Прощание с Родиной», когда композитор, партию которого в очередь исполняли С. Бикбулатов и О. Габышев, замечательно продемонстрировали «тяжелый воздух чужбины», несмотря на большой успех как концертирующего пианиста-исполнителя и дирижера. Драматической кульминацией спектакля стало сновидение, повествующее о последних минутах жизни Шаляпина, где известный певец предстает в своей лучшей роли — Борисе, проникновенно исполненной А. Абдразаковым.
Известно, что «мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё». И уфимская постановка это доказала. Здесь было и подлинное величие, и истинный масштаб творчества и личности Рахманинова, и высокий профессионализм его исполнителей.

МУЗЫКА ЖИЗНИ
МУЗЫКА ЖИЗНИ
Читайте нас: