Все новости
Театр
29 Февраля , 01:29

Русскому народному театру — 75 лет

Русскому народному театру города Октябрьского в 2023 году исполнилось 75 лет. Участники, на протяжении многих лет бывшие главными действующими лицами, с любовью собирали материалы об истории и современности театра, которые стали основой для этой статьи.

Русскому народному театру — 75 лет
Русскому народному театру — 75 лет

Автор — Элла Молочковецкая

 

Как город Октябрьский нельзя представить без нефтяных вышек, так и культурную жизнь его — без Константина Константиновича Нордлунда. Без преувеличения это был легендарный режиссёр Русского театра города, слава которого шагнула далеко за пределы республики. За 30 лет его работы в театре состоялось 95 премьер, а общее количество сыгранных спектаклей шло на тысячи!.. Репертуар широчайшего диапазона — от водевилей до трагедий.
Первым в репертуарном списке появилась «Площадь цветов» Катаева (1946 г.). В 1947 году Нордлунд поставил два спектакля: «Русские люди» по пьесе Симонова и «Тайга» Ялунера. В 1949 году было три премьеры, а в 1950 уже четыре: «Святая ложь» Аграненкова, «Где-то в Москве» Дыховичного, Слободского, «Особняк в переулке» братьев Тур, «Свадьба с приданым» Дьяконова, «Шестеро любимых» Арбузова и «День отдыха» Катаева и так далее. В масштабе страны был отмечен спектакль по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» (1953 г.), в котором женщина-комиссар противостоит анархичной команде боевого линкора. Легендарный фотокорреспондент Евгений Халдей лично приехал в Октябрьский, чтобы запечатлеть для истории яркие образы героев спектакля. Напомним, что на всемирно известной фотографии именно Евгения Ананьевича Халдея «Знамя Победы над рейхстагом» были запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Не менее резонансным стал спектакль «Кремлёвские куранты» Погодина (1955 г.), где помимо отличной игры актёров столичными театральными деятелями была особо отмечена талантливая работа гримёра Маргариты Миловановой.
Около тридцати воспитанников Константина Нордлунда, начинавших свой путь на самодеятельной сцене, стали профессиональными актёрами, руководителями больших творческих коллективов. Так, например, Пётр Александрович Шеин — заслуженный работник культуры БАССР, много лет проработавший директором и режиссёром Уфимского дворца культуры «Нефтяник». А по-другому и не могло быть: в клубе собирались по-настоящему горящие и влюблённые в творчество люди. И неудивительно, что именно коллектив Русского самодеятельного театра города Октябрьского первым в Башкирии 23 октября 1959 года получил высокое звание «Народный».
Невозможно листать страницы истории театральной деятельности и не упомянуть прославленного участника коллектива — Петра Александровича Шеина. Пётр Шеин окончил в городе Октябрьском восемь классов средней школы № 10. Уже тогда проявились его яркий талант и горячая любовь к театру. В 1958 году Шеина пригласили в коллектив Народного театра под руководством последователя вахтанговской школы Константина Нордлунда. В этом театре Пётр Шеин сыграл 30 ролей: Алексея в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Фёдора в «Барабанщице» Афанасия Салынского и другие. В 1981 году Пётр Шеин был назначен директором Дворца культуры нефтяников (Дома техники) объединения «Башнефть» в Уфе. Он не мог жить без театра, поэтому почти сразу же создал театральный коллектив, получивший в 1985 году высокое звание «Народный».
За большие заслуги в развитии театрального искусства Пётр Шеин был удостоен высоких званий заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженного работника культуры БАССР. Он был лауреатом премии имени Г. Саляма. Про театральный коллектив города Октябрьского Петр Александрович никогда не забывал.
С 1976 года режиссёром-постановщиком Русского народного театра был последователь Нордлунда Юрий Лазарев. По воспоминаниям современников, Юрий был не менее талантливым режиссёром. Его отличали особые художественные пристрастия, придирчивость к репертуару, раскованность и смелость, постоянный поиск себя в неожиданных диапазонах драматургического материала и удивительная требовательность к декоративной части: свету, музыке, цвету, разработке костюмов. «Небрежность в оформлении может привести, в конечном счете, к расхлябанности актёра, к профанации театра» (Ю. Лазарев). Немалое количество постановок Ю. Лазарева остались в памяти любителей театра, среди них, безусловно, «Обыкновенное чудо» (Е. Шварц), «Сверстницы» (А. и П. Тур), «Не забывай меня, солнце» (А. Абдуллин), «Огонь на себя» (И. Назаров) и другие.
Артист, ведущий, худрук, «Октябрьский Левитан» — Александр Петрович Назаров в качестве режиссёра-постановщика участвовал в жизни Русского народного театра в конце 70‑х — начале 80‑х годов. Один из старейших энтузиастов самодеятельного театрального искусства Александр Назаров прошёл хорошую театральную школу еще в 50‑е годы, занимаясь сценическим искусством под руководством легендарного режиссёра Константина Нордлунда. Ученик, коллега, последователь — талантливый человек впитал в себя всё, что смог дать наставник и приумножил, развил свой уникальный дар. Саша Назаров впервые попал на театральное представление в 15 лет — драматический кружок ДК нефтяников давал «Фиалку Монмартра». Впечатление было настолько глубоким, что с того самого дня подросток «заболел» театром! Наставник — Константин Константинович Нордлунд — помог мальчику преодолеть первую скованность на сцене, развил любовь к театру.
Более 30 лет на сцене театра, около 50 сыгранных ролей: Мика Ставинский («Барабанщица» А. Салынский) Матрос Раскалупа («Между ливнями» М. Шатров), Сеня («Домик на окраине» М. Арбузов), Растворов («Рассудите нас, люди» А. Андреев) и другие… Много сыграно ролей. Очень разных, но одинаково любимых, за каждой из них — человеческая судьба!
Об Александре Петровиче вспоминает известный городской композитор Анатолий Сафонкин: «Он был художественным руководителем и бессменным ведущим городских программ. Своего рода наш октябрьский Левитан. Что его выгодно отличало от других — быстрое включение в тему и умение правильно расставить акценты. Поэтому и сценарии он писал очень быстро и легко соглашался на любые предложения выступить. Кроме того, у него было прекрасное чутьё на безвкусицу, он мог дать понять любому руководителю творческого коллектива, в чём сильная, а в чём слабая сторона концертного номера. Хотя по образованию он был экономист, окончил высшую профсоюзную школу имени Шверника в Москве». Совмещать работу актёра и режиссёра Александру удавалось вполне успешно — постановки Назарова имели широкий резонансный успех: «Золотое кольцо» (Д. Иванова), «Огонь на себя» (И. Назарова) и другие.
Не менее важной вехой истории Русского народного театра стала работа режиссёра Веры Александровны Сафоновой (Ильдеровой). В 1985 году Вера Александровна приступила к работе над поставленной задачей: возродить, вновь поднять на ноги некогда именитый коллектив, оставшийся без руководителя и режиссёра. Имея за спиной успешный опыт руководства самодеятельным театром «Зелёная карета» в городе Туймазы, целеустремлённая и уверенная Вера начала собирать новую труппу в городе Октябрьском. Статус театра, высокий уровень постановок и планка предыдущих режиссёров, история К.К. Нордлунда, коллектив в 130 актёров — всё это воодушевило Сафонову на огромную кропотливую работу.
Благодаря своему энтузиазму, душевности, искренности, открытости Вера смогла увлечь за собой не только половину туймазинской труппы, но и таких же горящих, болеющих театром октябрьцев. Свою судьбу Вера также встретила в театре — туймазинский коллектив «Зеленая карета» связал её семейными узами с мужем — талантливым актёром Евгением Ильдеровым.
За несколько лет работы Веры Ильдеровой с Русским самодеятельным театром в Октябрьском зрителей порадовали несколько ярких постановок: «Здравствуйте, вызывали?», «Моцарт и Сальери», «Отлёт журавлей», «С весной я вернусь к тебе» и, конечно, спектакль «Обыкновенное чудо», который зрители назвали настоящим новогодним волшебным подарком. Музыкальное сопровождение в виде песен известного и популярного в городе барда Тагира Мамлеева стало прекрасным дополнением к спектаклю. Успех постановки стал наградой за поиск, неспокойность, за любовь к зрителям.
(Продолжение следует)

Русскому народному театру — 75 лет
Русскому народному театру — 75 лет
Читайте нас: