С театром «Нур» сценическая жизнь Савии Сираевой связана с 1993 года. Она не представляет своей жизни без театра. И театр тоже не мыслит себя без неё. Они как пара, горящая огнём одной чистой любви, стремятся друг к другу, чтобы вместе переживать радости и огорчения творчества.
Увлечённость театром и, конечно же, незаурядные актёрские способности не оставили Савию Гимадлисламовну без сцены даже в 90‑летнем возрасте. Зрителя словно магнитом притягивают спектакли с её участием. Все знают: эта актриса — «знак качества» любого нуровского спектакля — способна воплотить самые сложные образы. «Обычно люди вашего возраста давным-давно отошли от дел, занимаются внуками-правнуками, а вы по-прежнему в работе. Отдохнуть не хотели бы?» — подшучиваем мы над актрисой, никоим образом не допуская положительного ответа. Савия апа смеясь отвечает, что её сердце вечно молодо. А потом уже серьёзным тоном говорит: «Как только меня попросят уйти, уйду в тот же день!». Однако никто и не помышляет об уходе ведущей и горячо любимой актрисы, наоборот, надеются, что она будет выходить на сцену до следующего, столетнего юбилея.
Истоки биографии актрисы запрятаны глубоко. Всё началось ещё на родине, в деревне Староисаево Нуримановского района. Девочка, ставшая двенадцатым, последним ребёнком в семье Гульямал и Гимадлислама Сираевых, сколько себя помнит, всегда мечтала стать артисткой. Детство Савии пришлось на военные годы. Четырёх её братьев забрали на фронт. Отец-инвалид, получивший ранения на германской и финской войнах, в трудные годы Великой Отечественной всеми силами старался уберечь семью от голода. А девочка с малых лет была искусна в словесности. Читала стихи, выступала на концертах с танцевальными номерами. И неудивительно, что, окончив Старокулевскую восьмилетку, Савия поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище. Брала уроки у Хазиахмета Бухарского, Лека Валиева, Рима Сыртланова и за три года окончила актёрский курс, рассчитанный на четыре года обучения. Дипломный спектакль «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова стал её первой закалкой.
Поначалу жизнь сложилась так, что после учёбы по разным причинам она не попала в театр. Но, не прекращая своё служение искусству, восемь лет вместе с артистами Башкирской государственной филармонии она выступала в составе ансамбля песни и пляски. И вот однажды пути-дороги привели Савию Сираеву в Салаватский государственный башкирский драматический театр. Первый спектакль, сыгранный там, стал для неё успешным. Приехавшая на просмотр спектакля комиссия из Уфы высоко оценила её игру, что позволило ей вскоре стать актрисой Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. С момента создания театра «Нур» в 1991 году она подумывала о переходе в новый коллектив, ей хотелось связать свою судьбу с татарским театром, что и случилось два года спустя.
«Я пришла в то время, когда «Нур» ещё не был таким роскошным театром, как сейчас, — вспоминает актриса. — Было только решение свыше. Все трудности первых лет мы преодолевали вместе.
«Вы могли бы стать звездой Башкирского академического театра», — намекаю я в ожидании захватывающего рассказа о прошлом.
Она же объясняет:
— В начале девяностых один за другим стали открываться новые театры. Мы мечтали основать Молодёжный театр, и тринадцать человек ушли из Башкирского театра. В театре Гафури того времени ситуация была непростая. Хотя, признаю, Рифкат Исрафилов очень талантливый режиссёр, работа под его руководством всегда была праздником для артистов. Но так уж получилось, что, окрылённые лозунгом «Создадим новый театр!», вслед за Олегом Хановым мы вышли из благополучного академического театра и зашли в бывшее здание Политпросвещения с разбитыми стульями… Это было время, когда никто из нас не смог найти себе место в доставшемся нам не уютном доме. Савия Сираева неохотно включает этот период в свою творческую биографию. Да и коротким он был. Другое дело — театр «Нур». Однажды волею судьбы, проходя мимо театра оперы и балета, она повстречала режиссёра Байраса Ибрагимова, который и пригласил её в театр «Нур».
На следующий день актриса уже спешила в Черниковку, где тогда в здании ДК им. 40‑летия Октября ютился вновь созданный татарский театр. В поделенной занавеской на зоны комнате суета, дети, на столе грязная посуда. В общем, впечатление удручающее. Но, как ни странно, в тот же день этот неустроенный театр завоевывает её душу навсегда.
— Знаю прошлое театра и вижу настоящее, — говорит Савия апа. — Помню, как много сил было вложено тогдашним директором Уралом Гирфатуллиным для становления театра. Сравниваю и завидую молодёжи. Сейчас у нас для работы четыре зала, прекрасные спектакли, интересный репертуар, в партнёрах, ведущие актёры. Режиссёры сильные. Энергичный и умелый руководитель. Театр работает чётко, как часовой механизм. Народ к нам хорошо ходит. Наш зритель очень честный, отзывчивый. Хочу, чтобы театр и впредь развивался, совершенствуясь. В частности, полагаю, что нужно усилить внимание к языку. Артистам необходимо развивать сценическую речь, передачу смыслов посредством речи, умение различать в тексте основное и второстепенное.
…Наш разговор продолжается в гримерке за чаепитием. С материнской заботой Савия апа расспрашивает о том, что я люблю, о моём семейном положении. А я восхищаюсь её умом, готовностью находить интересное во всём. От неё исходит материнское тепло. Возможно, поэтому роли матерей и бабушек получаются у неё особенно удачными. Как, например, в драме Шарифа Хусаинова «Белое платье моей матери», которая с большим успехом идёт на сцене «Нура» второй десяток лет. С этой ролью связан интересный инцидент:
— Я пригласила на «Белое платье моей матери» своих детей, — рассказывает актриса. — Через два-три дня дома на своём столе обнаружила целую гору фруктов и суп в литровой банке. Рядом записка: «Мама! Ешь!». Оказалось, их настолько потряс спектакль, что они решили, что мне не хватает внимания. Я смеялась над этой ситуацией и одновременно радовалась. Так дети, проявляя излишнюю заботу, иногда ставят меня в неловкое положение.
В беседе за чашкой чая Савия апа охотно рассказывает о том, что любо её сердцу. Оказывается, она увлечённо занимается садом, выращивает цветы, с удовольствием готовит выпечку и очень любит баню.
— В работе для меня нет и не должно быть никаких привилегий. По давней привычке на репетиции прихожу первой. К новым ролям готовлюсь очень серьезно! Я сыграла много ролей в «Нуре» (более сорока — авт.) и все играла с наслаждением! Люблю все жанры — трагедию, комедию, драму. Вместе с тем чувствую — зритель ждёт от меня комедийные образы. Но комедийные роли не позволяют артисту полноценно развиваться. Ему нужны разные роли и разные режиссёры. Мне как актрисе очень повезло. Я имела возможность соприкоснуться с творчеством легендарных режиссёров. Сотрудничала с Шаурой Муртазиной, Гали Галимовым, Фатхлисламом Галяутдиновым, с казахскими, калмыцкими постановщиками. Работа с Леком Валиевым вообще была бесценным даром. Много занималась дубляжем фильмов на башкирский язык. Играла в произведениях почти всех башкирских и татарских драматургов — Ангама Атнабаева, Мустая Карима, Ибрагима Абдуллина, Назара Наджми, Сагита Мифтахова, Туфана Миннуллина. Всех не перечислить. Прошла серьёзную школу у таких мастеров сцены, как Тансулпан Рашитова, Ляля Ахтямова, Бадар Юсупова. И посвятила всю свою жизнь выполнению главной миссии актёра — не оставлять человека равнодушным, менять его мировоззрение, помогать тем, кто ищет свое предназначение. Я счастливая актриса!