И всё благодаря драматургу Михаилу Хейфецу. Театральная общественность знает Михаила Израйлевича как автора ставшей культовой и одной из самых популярных пьес последнего десятилетия — «Спасти камер-юнкера Пушкина». Всего же им написано более двадцати пьес: «В ожидании Его», «Анатомия страха», «Кабаре «Астория»», «Rock-n‑Roll на закате», «Как Циолковский летал на Луну», «В поисках волшебства» и других. Они были поставлены в десятках профессиональных и любительских театров на территории России и за рубежом. А «Не забудьте расписаться» в «Третьем поколении» поставили после переговоров и благословения автора.
Рассказывает художественный руководитель театра Юрий Стульников:
— У нас есть традиция, что, когда театральный коллектив уходит на каникулы, мы озадачены тем, чтобы читать и находить новые интересные пьесы. Прежде всего, чтобы этот материал был интересен зрителям, учитывал обстановку и реалии, был актуальным. На основе общения мы коллегиально выбираем драматургию, которую будем ставить в будущем сезоне. Так было и на этот раз.
Художественный совет театра, состоящий из его «старейшин», обратил внимание на пьесу Михаила Хейфеца. Затем настал черёд юридической работы. Мы связались с автором. Я рассказал ему, что наш театр — самодеятельный, народный, мы не находимся на государственном обеспечении. Что в театр приходят люди со своих основных работ: юристы, врачи, педагоги, есть и пенсионеры, и студенты. И все они играют исключительно из любви к театру. В итоге переговоров нам дали добро на постановку.
Режиссёр-постановщик Игорь Белов отмечает, что действие спектакля происходит не в нашей стране:
— Почему мне понравилась эта комедия? Мы знаем: в западных странах происходит сейчас то, что мы себе и представить не можем. Поэтому подчёркиваем, что действие происходит в недалёком будущем в слишком «продвинутой» стране. Но несмотря на абсурдность некоторых ситуаций и юридические препятствия, любовь всё равно побеждает. Наша комедия необычная, поэтому мы взяли её в работу. У наших персонажей, собственно, нет имён, что придаёт им обобщающий облик. Это Герой (Евгений Мельник, Вадим Шевчук) и Героиня (Галина Триппель, Рината Шевчук). А также Первый адвокат (Владимир Улитин, Марат Шайдуллин) и Второй адвокат (Лина Кузьмина, Роза Габбасова).
Адвокаты представляют взрослое поколение, а ребята — молодая пара. Завязка заключается в том, что в этой чересчур «развитой» стране свидание без адвокатов невозможно. Отсюда исходит масса и забавных, и непонятных ситуаций. Мы видим, как герои шаг за шагом преодолевая все эти предрассудки, выходят на территорию чистого чувства. Что касается актёрских образов, то я впервые работал с Линой Кузьминой и Розой Габбасовой, и остался очень доволен той отдачей, с которой они репетировали. У Розы это первая роль в нашем театре. А остальных артистов я знаю исключительно с хорошей творческой стороны, поэтому они и заняты в нашем спектакле. Огромное спасибо всем актёрам за творческую атмосферу и создание интересных образов.
Евгений Мельник, один из исполнителей роли Героя:
— В Народном театре «Третье поколение» им. Петра Шеина я играю третий год, до этого был в другом театре. То есть, опыт работы на сцене имею, в спектаклях целоваться уже приходилось, так что, в принципе, это было несложно. В плане пикантных моментов могу сказать, что по образованию я психолог-сексолог. Поэтому такие ситуации встречаются на консультациях с клиентами, и на сцене ничего преодолевать не пришлось. Я больше переживал за партнёршу, чтобы наш сценический поцелуй прошёл спокойно и без лишних переживаний. В итоге, на мой взгляд, поцелуй получился вполне позитивный. Если обсуждать в целом тему спектакля, то не такая уж она и абсурдистская. То, что происходит сейчас на Западе, — не недалёкое будущее, а реальность. Там и посмотреть на женщину нельзя, можно получить статью за домогательство. Мы же показали в спектакле, что для любви нет никаких преград.
Галина Триппель, исполнительница роли Героини:
— В этом театре я уже два сезона, отыграла третий спектакль. С Евгением Мельником мы опять играем пару, как в «Подыскиваю жену. Недорого». Могу сказать, что репетировать с Игорем Беловым было несложно и очень приятно. Конечно, как обычно, было трудно распределить время, учитывая другие нагрузки и то, что период репетиций был небольшим. Надеюсь, что мы справились с этой задачей. Было весело.
Роза Габбасова, роль второго адвоката:
— Когда я прочитала пьесу, которую нам всем дали на ознакомление, режиссёру было важно, согласна я или не согласна играть этот материал. А я сразу вспомнила, что по окончании школы планировала поступать на юридический факультет. Но мама настояла, чтобы я пошла по медицинской стезе, и я её послушала. А тут есть возможность сыграть адвоката! Я для себя решила, какая моя героиня, что ею движет, какова её биография до того момента, как она появляется на сцене. Мои мысли развил режиссёр, и думаю, в итоге, образ сложился.
Рината Шевчук, Героиня:
— Мне потребовалось некоторое время, чтобы полюбить и принять тот образ, который я должна воплощать. Такие пьесы предназначены не для чтения, а для игры. Через пару недель репетиций, когда начинаешь искать, становится интересно. Героиня — полная противоположность моего характера, поэтому её пришлось придумывать целиком, начиная с голоса, реакций, манер. Что касается самой ситуации, о которой идёт речь в спектакле — надеюсь, что нас не ждёт такое будущее. Что здравый смысл восторжествует, и такие «юридические казусы» останутся только в литературе, и больше нигде».
Переполненные залы на всех премьерных показах, постоянный смех зрителей именно в тех местах, которые были предусмотрены автором, — это показатели безусловного успеха постановки. А ещё было важно, что и в антракте, и после спектакля люди обсуждали увиденное. Значит, спектакль получился актуальным. И просто получился.