Свою малую родину — деревню Сабаево Буздякского района, история которой восходит к XV веку, наш герой считает лучшим местом на земле.
— В детстве главным моим учителем была улица. Я носился по деревне с гармошкой и меня, осыпая почестями как гармониста, приглашали на разные застолья. Мой отец очень любил петь, а мама была прекрасной гармонисткой. Она и принесла мне первый в моей жизни музыкальный инструмент. А дело было так. Мне было лет пять, когда в магазин привезли игрушечные гармони. Ослепительно белого цвета, гармошка стояла на полке и манила меня. Как хотелось её купить! А денег-то нет!.. Дома я плакал весь день, просил, умолял, проявляя неимоверные актёрские способности, и добился своего — гармошку мама купила.С каким гордым видом я ходил по улице с этой гармошкой! Мнеказалось, что я играю очень хорошо, хотя это было совсем не так. А когда я учился в начальной школе, мама принесла настоящую тальянку. Вот это был праздник! Но однажды к нам заехал бригадир и, устроив с отцом застолье, уговорил его продать тальянку. С ней из нашего дома ушла радость. Помню, мама сильно обиделась. И на следующий же день мы купили хромку «Беларусь». Одноклассник Радиф Туйгузин показал мне одну мелодию, и, повторяя её снова и снова, я, наконец, научился играть. До сих пор очень люблю гармонь.
— А как в вашей жизни возник театр?
— После школы хотел поступать в Белебеевский агромеханический техникум или в суворовское училище, но по разным причинам это желание не осуществилось. Наверное, так распорядилась Судьба. Но мне посчастливилось попасть в число студентов института искусств на актёрский курс, набранный специально для театра «Нур». Руководителем была талантливый педагог, заслуженный деятель искусств БАССР Фардуна Касимова. И по сей день вместе со мной в театре работают её воспитанники, мои сокурсники Эльмир Газизуллин, Айсылу Гумерова, Миннинур Саитова-Гизатуллина, Лияна Хаертдинова, Резида Зарипова. Все удостоены почётных званий.
В Уфе я встретил свою вторую половинку. Когда мы с Луизой женились, нам было по девятнадцать лет. Время «лихих девяностых»… Я очень рад, что рано женился. Может быть, семья спасла меня от многих ошибок. Всем, чего я достиг в жизни, я обязан своей супруге.
Несмотря на то что молодость пришлась на очень тяжёлые годы, я всегда вспоминаю её с грустью. Как бы бедно мы ни жили, жизнь была прекрасна. Когда у театра не было своего здания, выступали в сельских клубах. Затем театр обрёл свой «дом», открылся малый зал, следом и большой. В то время мы были очень дружны. В перерывах между репетициями вместе пили чай. На гастролях было весело — выходили на шашлыки, делились новостями и проблемами… Теперь всё по-другому.
— Насколько я знаю, ваша деятельность связана не только с театром.
— Да, это верно. Нужно признать, что театр не то место, где можно заработать. Чтобы обеспечить семью, поставить на ноги четверых детей, я организовал автосервис, небольшую строительную фирму, работал днём и ночью. Спасибо жене, ей приходилось быть для наших детей и отцом, и матерью.
— Вы много лет на сцене. Ведёте счёт своим ролям?
— За тридцать лет в театре я сыграл более шестидесяти ролей. Отрадно, что наш народ любит театр, особенно сельчане.
— Есть ли у вас роль, о которой вы мечтаете?
— Много всего хотелось бы сыграть… Мечты всегда подтягивают тебя к новым свершениям. И оценивая ранее сыгранные роли с точки зрения сегодняшнего дня, думаю, что, может быть, сейчас сыграл бы их по-другому. Мир меняется, и ты к нему приспосабливаешься. У каждой эпохи свои герои и свои зрители.
— Хотелось бы услышать о «непокорных» ролях, с которыми пришлось повозиться…
— Каждая роль требует к себе огромного внимания и максимальной отдачи. Всё даётся с трудом. Без усердной работы на сцене успеха не добиться.
— В жизни есть люди, чем-то похожие друг на друга. А персонажи, которых вы воплощаете в спектаклях, могут быть похожими? В поведении, в манере говорить?
— То, что называется шаблонностью, действительно имеет место быть. Иногда я боюсь повториться. К примеру, ловлю себя на том, что вот сейчас приложил руку к груди, как мой Маргаритов из «Поздней любви» Островского. Но это случается со мной крайне редко. Роль всегда воспринимается нутром. Походка, жесты, манера речи зависят от внутреннего состояния и возникают автоматически. У нас в театре очень насыщенный график работы, играется много спектаклей, и переход от роли к роли, метод вхождения в другой образ уже сформирован на профессиональном уровне.
— Этот год театр начал с большого события — юбилея заслуженной артистки России, народной артистки Башкортостана и Татарстана Савии Сираевой. А вы представляете, что будете выходить на сцену в свои девяносто лет, так же как она?
— О‑о‑о‑о!.. Даже не представляю. Это просто сладкая мечта. Дай бог всем так жить и работать как Савия апа! В театре такие долгожители (а их немного) — умные, здравомыслящие в преклонном возрасте, очень нужны. Молодым актёрам нелегко играть возрастные роли. А если пожилого человека играет артист такого же возраста, это всегда убедительно и впечатляет.
— Какова ваша самая большая гордость, ваше главное достижение?
— Это мои дети! Мои дочери с детства тянутся к творчеству. Алина вышла на сцену в возрасте трёх лет в легендарном спектакле «Осень». Его поставил у нас главный режиссёр театра имени Галиаскара Камала Фарид Бикчантаев. Тогда выход Алины на сцену казался случайным, а стал судьбоносным. Она училась актёрскому мастерству в Казани, работала в Альметьевском театре, сейчас в театре Камала. Я искренне горжусь ею. Попасть в труппу театра Камала — большая удача. Там же работает и зять Алмаз Гараев, и внучки. Зубайда начинала с выхода в «Голубой шали» и до сих пор занята в массовых сценах. Наша маладшенькая Зулейха вышла на сцену совсем крохой, ей даже сшили специальный костюм.
Раушания в детстве увлекалась многим, но выбрала танец. Окончив Башкирский хореографический колледж, уехала в Ижевск, танцевала в ансамбле песни и танца «Италмас».
Джамиля тоже «болеет» театром. Занималась в студии Константина Хабенского. Играла внучку героини Савии Сираевой в спектакле «Белое платье моей матери». Сколько поколений наших детей вырастила в этом спектакле героиня Савии-апы! Сначала внучку играла Джамиля, потом дочь Резиды Зариповой, сейчас играет дочь Вильдана Мисбахова. Как только платье становится мало, меняется исполнительница роли (смеётся). У Джамили были роли и в Башкирском театре драмы. Недавно она снялась в одной из центральных ролей фильма «Помилование» по Мустаю Кариму. В августе прошлого года Джамиля поступила в Московскую театральную школу Олега Табакова. Из пяти тысяч абитуриентов испытание прошли 25 человек, и среди них наша Джамиля.
Бахтияр учится в пятом классе, будущую профессию ещё не выбрал. Но и он тоже познал вкус сцены. Играет в спектакле «Фатима», выезжает с нами на гастроли.
— С высоты своего сценического опыта посоветуйте, что нужно для успеха.
— В первую очередь усилия. Ставя перед собой цель, надо идти к ней настойчиво, хотя бы маленькими шагами, но идти. И тогда, несомненно, всё получится.
— Что бы вы пожелали зрителям?
— Приходите в театр! Театр дарит незабываемые впечатления. Только в соприкосновении с искусством можно сохранить гордое имя Человек. И, конечно же, желаю всем здоровья, мира и счастья.
— А мы желаем вам новых творческих успехов. Спасибо за беседу!