Все новости
Театр
6 Июня , 19:53

Создавать новые традиции

С 9 по 12 марта в Уфе состоялись гастроли легендарного Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Показы спектаклей прославленного театрального коллектива прошли в рамках праздничных мероприятий, посвящённых 450‑летию Уфы при поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова и Министерства культуры Республики Башкортостан.

Создавать новые традиции
Создавать новые традиции

9 марта в фойе Государственного академического русского драматического театра РБ прошла пресс-конференция, приуроченная к гастролям МХТ имени А. П. Чехова в Уфе. Участие в пресс-конференции приняли художественный руководитель-директор МХТ им. А. П. Чехова, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Константин Юрьевич Хабенский и министр культуры Рес­публики Башкортостан Амина Ивниевна Шафикова.


«Наши гастроли — это знак любви и уважения в преддверии юбилея Уфы. Московский художественный театр уже больше десяти лет не был у вас. С прошлого раза мне запомнился искренний тёплый приеём зрителей, — рассказал Константин Хабенский. — Мы привезли вам две абсолютно разные истории о любви. Первая — это музыкально-литературная композиция, поставленная Георгием Ковалёвым из рассказов авторов, которые причастны к МХТ, — это Чехов, Горький, Вампилов. Музыку Кузьма Бодров написал специально для этих рассказов — он очень серьёзно погружался в литературу, и в музыке прописал все те паузы, которые необходимы в чтении. Спектакль создан и в рамках 125‑летия театра, и к 70‑летию Юрия Башмета. И, конечно же, участие в нем принимает Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, что делает этот проект уникальным. Второй спектакль — «Дом» по пьесе Евгения Гришковца поставил Сергей Пускепалис. Спектакль идёт достаточно давно, тринадцать лет, с постоянными аншлагами и зрительским интересом. А ещё мы на гастролях давно практикуем встречи со студентами местных театральных вузов, с действующими актёрами театров для того, чтобы услышать, что происходит здесь, почувствовать и пропитаться творческой атмосферой и для того, чтобы поделиться тем, что происходит на театральных подмостках столицы. Сейчас, например, творческие встречи и мастер-классы для студентов и актёров проведу я и Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ».


26 октября 2023 года легендарный Московский художественный театр отметил свой юбилей — 125‑летие со дня основания. Юбилейный сезон полон творческих проектов — новых постановок, образовательных программ, благотворительных акций. В день юбилея состоялся праздничный вечер, где был представлен спектакль Дениса Азарова «9 ряд. 10, 11 место». Пьесу к юбилею театра написала драматург Юлия Поспелова, отра­зив в ней жизнь театра в разное время. По сюжету, из года в год Он и Она приходят на спектакль «Три сестры» и встречаются в девятом ряду партера.


— Кому принадлежала идея так небанально отметить юбилей театра?


— Мы не хотели из юбилея делать вечер, где стали бы зачитывать правительственные телеграммы или вспоминать, как артисты работали в театре в те или иные времена. Мы хотели рабочими спектаклями, входящими в репертуар театра, показать, что мы живы, мы в рабочей форме, любим то дело, которым занимаемся, и с большим уважением и любовью относимся к тому месту, где находимся. Вначале хотели пойти по линии, как в разные времена Московский художественный театр отмечал свои юбилеи. Но затем решили отразить историю любви, которая проходит, пересекаясь с историей театра. Так получился многослойный спектакль о людях, которые познакомились когда-то в Художественном театре; том, как МХАТ отмечал свои юбилеи; том, как современный режиссёр пытается в новых тенденциях поставить спектакль «Три сестры», плюс истории монтировщиков и билетёров. Всё это переплелось и сложилось в одну большую историю любви к этому месту. А название мы придумали, уже отталкиваясь от репетиций со Станиславом Любшиным и Натальей Теняковой. Мы придумали, пройдя по зрительному залу, где бы их герои могли год от года встречаться в театре.


В этот юбилейный год театр объявил о создании собственной премии в области искусств. Премия Художественного театра направлена на поддержку и популяризацию молодых, ярко заявивших о себе деятелей искусств до 35 лет. В ней восемь номинаций: «Балет», «Опера», «Литература», «Кино», «Театр», «Современное искусство», «Классическая музыка», «Современная академическая музыка». Шорт-лист номинантов формируется экспертным советом, а победителей премии определяет жюри, состоящее из выдающихся деятелей культуры и искусства, в числе которых Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Фёдор Бондарчук, Евгений Водолазкин, Светлана Захарова, Константин Хабенский.
— Открытие талантливых имён всегда было и остается сегодня одной из важных миссий МХТ имени А. П. Чехова. Легко ли было выбрать победителей в прошлом году? Кто может попасть в номинанты?


— В год 125‑летия нам пришлось отказаться от огромного количества задумок, которые мы хотели осуществить в пространстве Московского художественно театра. Причина — мы не смогли бы тогда качественно отработать репертуар. Поэтому оставили премию, которая предназначается для молодых творцов. Такой премии ещё никогда не было, и мы решили, что в традициях МХТ — создавать новые традиции. Мне кажется, этот зачин прошёл достаточно просто, ярко и современно. В этом году 27 марта мы проведём вторую церемонию вручения премии. Театр с большой историей может себе позволить подхватить и подсветить тех, кто только начинает свой путь в искусстве. Тем более, это совершенно разные направления, и эксперты высочайшего класса выбирают то, что они знают и могут оценить.


Ещё одним неординарным проектом стал объявленный МХТ им. А. П. Чехова конкурс короткометражного кино «Прилёт Чайки», который также проводился в рамках программы празднования 125‑летия Московского художественного театра. Перед участниками стояла задача снять короткометражный фильм длительностью не более 125 секунд на тему «Прилёт Чайки».


— Что из этого получилось? Какое творческое продолжение было после вручения наград?


— Всегда было так, что кино и театр — отдельные области искусства, которые иногда даже мешают друг другу. Мы бросили клич по московским киношколам, студентам-выпускникам снять короткий метр. Что это за чайка, о чьём прилёте они должны были снять фильм? Да та, что осталась на занавесе Художественного театра. Было авторитетное жюри, большое количество заявок. Десять из них вышли в финал. Все работы мы разместили для открытого просмотра на одной из онлайн-платформ. Победителю Ирине Прохоровой дали возможность снять с актёрами МХТ имени Чехова расширенный короткий метр по мотивам Немировича-Данченко. В архивах мы нашли подтверждение того, что Владимир Иванович писал и сценарии для кино. Фильм был снят и получился, на мой взгляд, очень симпатичным. Скоро он примет участие в фестивале короткометражных фильмов. И в этом году уже были собраны заявки на фильмы к юбилею А. С. Пушкина хронометражом 225 секунд. Конечно, в этом проекте есть доля шутки, однако мы не шутим, предлагая хорошие перспективы выпускникам кинематографических школ.


Благодаря 125‑летию театра мы смогли завязать отношения с Роскосмосом, предложив им новую традицию. Теперь перед отправкой на Байконур команда космонавтов с родственниками приходит в МХТ смотреть спектакль, потом мы общаемся, дарим им игрушки с индикаторами невесомости, которые они берут с собой. Мы им отправляем наши спектакли в видеоформате, аудиокниги, сделанные к юбилею театра, где артисты читают рассказы А. П. Чехова. И пока космонавты находятся на орбите, их семьи приходят к нам, смотрят спектакли, изучают репертуар. Во‑первых, чтобы не чувствовать себя одинокими. А во‑вторых, чтобы посоветовать потом вернувшимся космонавтам, на какой спектакль пойти.


Труппа МХТ пополняется новыми силами. Спектакль «Как вам это понравится?» Уильяма Шекспира, панк-комедия, — это стихия молодости. Спектакль, где главные роли отданы новому поколению актёров театра. Спектакль Юрия Муравицкого — яркое, парадоксальное, полное драйва действо. По словам режиссёра, это похоже на то, как будто Sex Pistols играют Шекспира, причём на сцене театра «Глобус».


— Кто оно — племя младое, незнакомое? Чтем отличается от предыдущих поколений артистов и что между ними общего?


— Мы делаем всё возможное, чтобы ребята не сидели на «скамейке запасных», годами ожидая выход в какой-то знаковой работе. Поэтому «Как вам это понравится?» имеет двойственную задачу. Во‑первых, Юрий Муравицкий делает довольно оригинальный способ существования, и интересно смотреть, как артисты с классическим образованием смогут вой­ти в этот рисунок. Второе, что вся без исключения труппа выходит на основную сцену Московского художественного театра и работает. Ребята не то что не засиживаются — они не успевают соскучиться и работают на той же площадке, что и великие мастера разных поколений. А какие они, представители нового поколения? Могу сказать, что у всех у них есть огромное желание работать. Что многие и делают 24/7.


С Уфой Константина Хабенского связывают крепкие творческие нити: в ноябре 2011‑го на базе средней школы № 49 открылась творческая студия Фонда Константина Хабенского, где талантливые ребята постигают азы сценического искусства, а в 2013 году прошёл фестиваль «Оперение», объединивший более 500 человек — всех студийцев и педагогов из разных городов России.


— Вот уже более десяти лет проводится фестиваль «Оперение». Как он меняется, развивается? Поддерживается ли в нём преемственность поколений студийцев?


— Я поддерживаю связь с чудесной уфимской студией «Хахачу». На фестиваль «Оперение» съезжаются все студии, и эта неделя показов, разговоров, обсуждений и фантазий заряжает нас на следующий год работы. С помощью благотворительного проекта «Поколение Маугли» мы собрали более 50 миллионов рублей для помощи больным детям. Но главная ценность проекта в том, что нам удалось на примере спектакля заронить в ребятах зернышко благотворительности. Оно обязательно даст всходы, и благотворительность непременно станет культурой их жизни.

Создавать новые традиции
Создавать новые традиции
Автор:Элла Молочковецкая
Читайте нас: