Все новости
Театр
6 Июня , 19:50

Судьба с большой буквы «С»

«Автор заглядывает в апокалиптические вещи, которые происходят с человечеством. Что особенно характерно для нашего времени слома эпох. Валентин Григорьевич поднимает эти вопросы, а главное – он очень любит человека. Не просто анализирует в нём какие-то тёмные стороны, а хочет его спасти».

Судьба с большой буквы «С»
Судьба с большой буквы «С»

Интервью со Станиславом Мальцевым, режиссёром-постановщиком спектакля «Деньги для Марии» Государственного академического русского драматического театра РБ состоялось в антракте сдачи спектакля. Никто и подумать не мог, что вечером того же дня в реальной жизни в Подмосковье разыграется ужасная трагедия, и два премьерных показа будут отменены. Это, пожалуй, подчеркнуло, насколько нужны сейчас такие постановки. Вроде бы, простые по форме, но призывающие к человечности, затрагивающие всех и каждого.


Станислав Валерьевич Мальцев — главный режиссёр Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Работал в драматическом театре Тихоокеанского флота во Владивостоке, с 2004 по 2017 — в должности главного режиссёра. Служил также главным режиссёром в Уссурийском драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Спектакль Станислава Мальцева «С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова получил Золотой и Серебряный дипломы XI Международного театрального форума «Золотой витязь» в 2013 году. Его постановка «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина в 2015 году была удостоена Гран-при XXXIII Международного театрального фестиваля в г. Ульсан (Корея) и приза «Золотой витязь» XIII Международного театрального форума «Золотой витязь».


— Это первая моя работа в вашем театре, и сразу такая непростая. Тем интереснее, — рассказал Станислав Мальцев. — Я очень долго, почти год делал инсценировку, потому что переводить прозу в драматургию всегда сложно. За основу взял инсценировку самого Валентина Григорьевича Распутина 70‑х годов. Но всё-таки проза предполагает внедрение авторского текста, и в этом была заключена основная задача. Буквально, перед приездом сюда я поставил в Иркутском театре повесть Распутина «Живи и помни», замечательную и современно звучащую. Там тоже был автором инсценировки. Что касается «Денег для Марии», то сразу привлекла актуальность затронутых тем. Те вещи, которые он поднимал в 1967 году, были пронзительными и тогда, и сейчас. Среди них: мы для денег или деньги для нас? Когда Распутин писал это произведение, прошло всего чуть больше двадцати лет по окончанию Великой Отечественной войны. Тогда люди были объединены, но вскоре начался процесс размежевания по уровню жизни. И главное — произошла смена ценностей. Валентин Григорьевич всё время возвращает нас к этому: что же самое главное в жизни? Та проверка, которую проходят жители деревни — конечно, метафора проверки всего человечества. Если мы её не пройдём — это катастрофа.


Валентин Григорьевич писал о деревенских людях потому, что он их лучше знал, так же, как и его земляк Владимир Гуркин, автор знаменитой пьесы «Любовь и голуби». Я не люблю термин «писатели-деревенщики». Это всё равно что «писатели-шахтёры», или «писатели-железнодорожники». Думаю, что люди деревенского уклада — все мы. Немного сковырни наш городской налёт — и сразу вспоминаешь рассказы бабушки или прабабушки. Просто в деревне дольше сохранялся порядок, когда люди помогали друг другу. Была та самая соборность, о которой мы так мечтаем, и без которой на селе было просто не прожить. К этому Распутин всё время возвращается, призывает, потому что, если уж к его любимым деревенским людям приходит морок под названием деньги, обособленность или непримиримость к самым близким, то приходит мысль, зачем жить, если нет в твоей жизни главного. Мне кажется, финальный монолог Кузьмы как раз об этом. И вообще, надеюсь, к финалу станет понятнее, о чём мы пытаемся говорить.


Настоящим соавтором спектакля стал художник-постановщик — заслуженный деятель искусств России Александр Ильич Плинт. С 1999 года он является главным художником Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. В спектакле «Деньги для Марии» он создаёт, практически одним планом, и железнодорожную станцию, откуда отчаявшийся Кузьма (народный артист РБ Николай Рихтер) хочет уехать в город к брату в последней попытке найти деньги. И там же — повисшие в воздухе окна деревенских домов — с наличниками, занавесками, геранью, и, кажется, ожидающими за стеклом жителями. И выезжающие, как вагоны, предметы быта селян, у которых просят помощи, попавшие в беду Мария (Олеся Шибко) и Кузьма. Среди них — верный слуга Наробраза Евгений Николаевич (народный артист РБ Тимур Гарипов). Изо всех сил желающие выручить, но не имеющие для этого средств Комариха (Ирина Бусыгина) и народный дед Гордей (народный артист РБ Сергей Басов). Смертельно ненавидящие друг друга Степанида (народная артистка РБ Татьяна Макрушина) и Галька (Анастасия Сидоренко). Честный, однако, получивший срок за помощь своему селу председатель (Владимир Кузин) и лучший друг Кузьмы Василий (народный артист РБ Олег Сальцын) с его матерью тёткой Натальей (народная артистка РБ Ольга Лопухова). И другие сельчане: кто добрые, кто злые, кто безразличные… Их несёт безжалостный ветер, который сметает всё на своём пути… Надмирный пласт стихий ветра и снега, является знаковым в этой истории. И только Кузьма в бесконечной череде вопросов к мирозданию начинает догадываться, что вся случившаяся ситуация — не только испытание для их семьи или жителей села, но и самый важный повод понять, для чего ты живёшь. И что Судьба с большой буквы «С» — не ошибка, как думает директор школы Евгений Николаевич.


— Когда я приехал в Уфу, отсмотрел все спектакли Русского драматического театра, чтобы не ошибиться при выборе актёров, — продолжает режиссёр-постановщик. — Очень хорошо разошлось распределение ролей. Как говорили мои учителя, это и есть решение постановки. Очень важно, чтобы актёры и умели «держать длинные дистанции», то есть свой образ на протяжении спектакля. Хорошо, что в театре такие артисты есть. А общий язык находится, когда люди объединяются вокруг главного. Валентин Григорьевич Распутин в нашем иркутском театре был представлен четырьмя спектаклями, сейчас осталось два. И всегда эти спектакли об обычных людях воспринимались очень хорошо. Когда-то его прозу ставили больше, когда-то меньше. Сейчас идёт возврат к произведениям «сибирского» Достоевского.


Распутину нравились далеко не все постановки по его произведениям. Это естественно, поскольку автор, когда пишет, видит своих героев. А он настолько проживал сердцем, когда писал, что это очень чувствуется. В жизни Валентин Григорьевич был человеком замкнутым, немногословным, великим молчуном. Но насколько темпераментно выписаны в его прозе все ситуации! Думаю, у него сердце взрывалось от того, о чём он думал в тот момент. В иркутском театре он приходил на премьеры, смотрел спектакли по его произведениям. Ему очень нравился спектакль «Последний срок», который, к сожалению, не так давно ушёл у нас из репертуара. Мы привозили эту постановку в Москву, и там он её увидел. Думаю, нравились или не нравились Распутину спектакли по его произведениям — это зависело от того, насколько глубоко создатели погружались в их смысл. Это очень непростой путь, здесь нельзя играть, а нужно попытаться жить. Как говорили старые поколения артистов, нужно, чтобы между образом и актёром нельзя было иголку воткнуть. В идеале, нельзя понять, где заканчивается артист и начинается его герой. То есть действуем согласно постулатам того самого русского психологического театра. Конечно, Валентин Григорьевич любил такой театр — где отзывалось его сердце. В конце спектакля у нас, несмотря на открытый финал, есть «луч света в конце тоннеля». Это прямое следование Распутину, который не хотел делать из своего произведения сказку со счастливым концом. Но он и оставляет открытый финал, потому что у нас есть надежда. А наше дело — задуматься и не дойти до пропасти.

Судьба с большой буквы «С»
Судьба с большой буквы «С»
Автор:Элла Молочковецкая
Читайте нас: