Все новости
Театр
8 Июля , 00:43

Чичиков со товарищи

215‑летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя посвятил Национальный молодёжный театр имени Мустая Карима свою премьеру по «Мёртвым душам» под названием «Брат Чичиков».

Чичиков со товарищи
Чичиков со товарищи

За два дня до премьеры состоялась пресс-конференция, на которой выяснилось, что дух Гоголя по-прежнему витает над теми, кто осмеливается вторгнуться в его произведения, и что название спектакля выбрано далеко неслучайно. Режиссёр-постановщик и автор инсценировки художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им Ш. Бабича Мусалим Кульбаев так рассказывал о работе над инсценировкой и спектаклем:


— Была долгая предыстория, связанная с собственным отношением Николая Васильевича к тому, что он писал. Как он ужасно боролся с тем, чтобы этот роман не превратили в какую-то плутовскую комедию, характерную тем, что герой приспосабливается к обстоятельствам жизни, не пытаясь переделать мир, чему, вообще-то, соответствует Павел Иванович Чичиков. Гоголь не имел целью кого-то развлекать этим произведением, он хотел преподать в высшей степени морально-этический урок. Его принуждали давать произведению развлекательные названия, и даже в первой редакции оно так и вышло, под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». И вот эту свою проповедь, которую он облёк в форму поэмы, Николай Васильевич хотел назвать так, чтобы она настраивала на правильный, нравоучительный, в каком-то смысле, лад. Мы как театр хотим немного реабилитировать, сказав доброе слово в адрес плутовского романа, попытавшись не растерять многозначительности и поэтичности Гоголя. Но поскольку в романе через каждые два слова повторяется «брат Чичиков», мы подумали, почему бы нам не использовать это как название и заодно не вернуть мотивы гоголевской весёлости?


Действительно, спектакль был решён авторами как фантасмагория, с первых же минут захватывающая зрителя в плен и ни на минуту не отпускающая. Три сквозных героя: Павел Иванович Чичиков (заслуженный артист РБ, лауреат государственной республиканской молодёжной премии им Ш. Бабича Андрей Ганичев), со слугами Селифаном (он же — Магдональд Аристархович, он же — русский мужик, играет заслуженный артист РБ Дмитрий Гусев) и Петрушкой (он же — Сысой Пафнутич, он же — русский мужик, в этой роли Мельсик Петросян). Последние двое — натуральные пираты, от треуголок и преступно подведённых глаз до серьги в ухе и разбойничьих ухваток.


У нашего Чичикова своеобразная свита, которая развлекается периодическим исполнением арии Калафа из оперы «Принцесса Турандот» («Но секрет мой скрыт во мне, никто не узнает моё имя!»), — продолжает Мусалим Георгиевич. — Одной из толчковых идей стало то, что время от времени на землю отправляются посланцы с разными миссиями, но в основном, чтобы проверить морально-этическое состояние общества. Они ведут себя как разведчики, являясь кем-то на самом деле, но представляя кого-то другого. Задача этих посланцев — искушать слабых духом, провоцировать их на всяческие непотребства и показывать Всевышнему степень нашей «чтожности» или ничтожности, в зависимости от того, как мы будем себя проявлять. В этом ряду мы видим Змея в райском саду, искусителя Христа в пустыне, Мефистофеля, который отправился к Фаусту, Воланда со свитой. И в этот же ряд мы попробовали поместить, если позволит Николай Васильевич, Чичикова со своей свитой. Потому что первое, что приходит в голову, — как сильно, при желании, кучер Селифан может напоминать Коровьева, а Петрушка — Бегемота.


Моментально перевоплощаясь, они играют в город NN как в карты, раздавая каждому из его жителей ту или иную масть. Павел Иванович скидывает личины одну за одной, в зависимости от того, кого ему нужно обмишурить. И даже не столько обмануть, сколько отсканировать его личность и вобрать в себя. Кто-то из героев моментально попадает под это, буквально, чертовское обаяние. Как, например, невозможно милые инфантилы Маниловы (Владислав Нурисламов, Иванна Скачилова). Другие же, как Собакевич (народный артист РБ Салават Нурисламов) оказываются крепкими орешками, способными не только дать моментальный отпор чичиковским притязаниям, но и обмануть его. Салават Нурисламов: «Для меня было важно внести что-то своё в образ Собакевича. Пересмотрев и перечитав много материала я, как учили педагоги, решил вставить туда и свою боль». Режиссёр-постановщик добавляет: «Он показывает человека, который раньше бы назывался «крепкий хозяйственник». И, несмотря на отсутствие духовных поисков, открытий и притязаний, весьма трепетно относится к своим людям. А я, вчитываясь в материал, обратил внимание, что ведёт он себя, как заправский бандит на «стрелке». Уровень их с Чичиковым переговоров такой сложности и ответственности, что это натуральный Дон Корлеоне первой половины XIX века».


Что касается властьимущих уездного города, то они образуют собой неразделимый триумвират (Губернатор — Асхат Накиев, Председатель палаты — народный артист РБ Линар Ахметвалиев, Полицмейстер — Загир Яруллин). Эти взрослые, одетые в современное партикулярное платье, и даже со знаками отличия функционеры способны буквально заплакать от нежелания утерять свои насиженные места.


В Плюшкине (народный артист РБ Марат Сайфуллин) в этой трактовке нет ничего отталкивающего. Это рано уставший человек, который утерял связь с реальностью после ухода из жизни «доброй жены». Что до Коробочки (заслуженная артистка РФ Людмила Воротникова/народная артистка РБ Александра Комарова), то в ней ничуть не меньше инфернальности, чем в Чичикове со товарищи. Прянично-уютная, она, рассказывая историю об одноруком кузнеце, тянет и сворачивает красную нить, вызывающую кровавые ассоциации.


Ближе всех оказывается к разгадке того, кто же такой Чичиков, Ноздрёв (заслуженный артист РБ Ренат Фатхиев). Вызывающий антипатию общества гуляка и склочник, он всерьёз говорит Чичикову о том, что повесил бы такого. Впрочем, легко переходит потом на привычное, вызывающее общий смех шутовство. И расправа над ним напоминает изгнание Поплавского из «нехорошей квартиры» с помощью жареной курицы в «Мастере и Маргарите».
Отдельного рассказа достойны декорации и костюмы к спектаклю. Весь город в одной конструкции — почерк настоящего мастера. Художник-постановщик — заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязова в ответ на предположение, не является ли декорация, представляющая собой с обратной стороны часовой механизм, переложением стимпанка, сказала: «Когда стали думать о сценографии спектакля, Мусалим Георгиевич сказал, что было бы интересно представить что-то постоянно строящееся — должна быть какая-то неустроенность, недоделанность, постоянный ремонт. Может, пойти от тележного колеса? И потом у нас это колесо трансформировалось в жизнь, философию, бесконечность. Так что это практически машина времени. Костюмы тоже вневременные, предназначенные для людей, находящихся в хроническом процессе стройки».


— Мы оказались в тисках мужского шовиниста Гоголя, — шутит Мусалим Георгиевич о том, почему мужских ролей в спектакле заметно больше женских, — и полностью не согласны с Николаем Васильевичем в этом вопросе!


Исполнительница роли Анны Григорьевны — дамы, приятной во всех отношениях, народная артистка РБ Ольга Мусина (в очередь эту роль играет заслуженная артистка РБ Лада Николаева. Софью Ивановну играют заслуженная артистка РБ Светлана Бронникова и Карина Фат-Ярмеева) говорит: «Хочу поблагодарить Мусалима Георгиевича за эту роль. Я уже играла её двадцать лет назад, когда училась в Щукинском училище у Леонида Хейфеца, в дипломном спектакле. Николай Васильевич описал женщин, которые правят миром, несмотря на их внешнюю простоватость. Это не Маргарет Тэтчер, не Софья Ковалевская, а женщины, которые на кухне обсуждают тряпки и сплетничают, а потом через своих мужчин транслируют и закручивают немыслимые сюжеты. У меня один эпизод, но, на мой взгляд, значимый. Когда я готовилась к роли, вновь перечитывала Гоголя, но ощущение было, словно читала в первый раз».


Апогеем спектакля является та самая ария Калафа из оперы Пуччини «Принцесса Турандот». Его в своём ключе «исполняют» Петрушка и Селифан. Чичиков же читает монолог о судьбах тех «мёртвых душ», которые он так истово скупал. И вместе собранная, эта сцена дивной красоты оставляет самое большое послевкусие, преследующее ещё долго после спектакля.


Постановка осуществлена в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». В постановочной группе также: хореограф — Андрей Сорокин, художник по свету — Денис Черепанов, музыкальное оформление — Ульяна Чарыева и Мусалим Кульбаев, помощник режиссёра — Людмила Литвинович.

Чичиков со товарищи
Чичиков со товарищи
Автор:Элла Молочковецкая
Читайте нас: