В основе спектакля — пьеса известного драматурга и поэтессы Даны Сидерос «Всем, кого касается». Сюжет истории прост: в элитный класс приходят новенькие дети, причём, не совсем обычные. Два брата-новичка между собой разговаривают на только им одним понятном языке жестов. И, конечно же, эта особенность сразу же отделяет их от всего остального класса — «золотой молодёжи». Странные ребята кажутся чужими и, выражаясь словами героев спектакля, «позвоночными» (то есть взятыми в школу «по звонку», а не на основе конкурса). А суть такова: один из братьев Костя (Иван Южаков) — аутист, а Миша (Олег Дмитриенко), как старший, всегда поддерживает и опекает его, с самого раннего детства. Отсюда и берёт своё начало этот удивительный язык касаний. Тема аутизма не особо часто и остро звучит сегодня в современном обществе, а потому и огромен интерес к этому материалу по всей стране. Нужно сказать, что драматург именно за эту пьесу была удостоена множества наград, в том числе, стала лауреатом конкурса современной драматургии «Ремарка» в 2018 г., вошла в шорт-лист премии «Кульминация». А саму пьесу активно ставят по всей стране.
Как признаются артисты — исполнители главных ролей, создавать подобные образы им было весьма непросто.
— Чтобы достичь глубины погружения в материал, я очень много читал о расстройстве аутистического спектра, о том, как оно проявляется, как ведут себя люди с подобным заболеванием. Даже смотрел видео и старался запомнить их модель поведения, — рассказывает исполнитель роли Кости Иван Южаков.
Но на фоне главной темы пьесы зрителям постепенно открывается, что в этом благополучном классе у всех имеются болевые точки, не только у новеньких. И не только у детей. Остро в спектакле звучит тема взаимоотношений и в педагогическом коллективе. Директор (заслуженный работник культуры РБ Рустам Фазылов) и завуч (Галия Саттарова) карикатурно, сатирически отображают проблемы руководства в целом и их неспособность увидеть «дальше собственного носа». В ситуации неудачной попытки суицида по причине безответной любви у одного из учеников руководитель озабочен только одним: «Надеюсь, не в школе?». И испытывает облегчение, что «живой — и слава Богу».
Также постановка «НАШего» хороша и своим весьма лаконичным художественным решением: на сцене прозрачные стеклянные ширмы, дающие возможность наблюдать жизнь, как в аквариуме. Приём, когда всё видно, как на ладони, сколько бы вы ни скрывали и ни прятали недостатки и тёмные стороны, работает на то, что зритель становится вездесущим наблюдателем и судьёй, который всё может разглядеть невооруженным глазом. Эти же декорации легко трансформируются в любую другую локацию. Отметим и находки режиссёра «Детей дождя», художественного руководителя труппы Равиля Хакимова:
— Пьеса написана очень хорошо, она органична. Точно прописаны диалоги и выстроены социальные линии, неоднозначна психологическая составляющая, показаны трудности и переживания подростков. Но вот пространство существования героев на сцене, ограниченное только рамками школы, меня смущало. На протяжении полутора часов созерцать парты и обстановку класса лично мне тяжело. Поэтому я искал разные возможности и «перекроил» место действия в домашнюю обстановку одной из учениц. Там смогла проявиться и более лёгкая, внешкольная форма общения — тут способны полнее и объёмнее раскрыться их характеры. Тем более, наши декорации позволяют эти небольшие изменения.
В сюжете драмы имеется и символичный лейтмотив пожара, готового вспыхнуть в душе практически каждого героя. Об остром кризисе предупреждает сигнал пожарной тревоги, регулярно вынуждающий учителей прерывать занятия и эвакуировать всех.
Болезненно звучат и темы неполной семьи, развода родителей, безответной любви, буллинга и издевательств над сверстниками и всё, что является следствием социальных противоречий. Надо сказать, что роли школьников сыграли яркие представители молодёжного состава коллектива: Валерия Степанова, Азамат Альмухаметов, Руфина Муртазина, Милена Герасимова, Илья Сычков, Софья Саможёнова, София Сергейчева и другие.
Почему же худрук театра назвал постановку иначе, чем автор пьесы? «Дети дождя»… Есть мнение, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь, только без молнии и грома. Ведь и другие люди тоже неравнодушны к дождю, особенно когда хотят побыть в одиночестве. Аутисты же наедине с собой постоянно… Наверное, поэтому и название спектакля стало таким многозначным.
Ближе к финалу фокус внимания смещается на учеников, которые, на первый взгляд, кажутся самыми нормальными детьми. Способен ли подросток выражать свои эмоции в речи, а не только жестах, если его этому не научили дома? Нет, не каждый. И часто реакция людей на это обретает устрашающую форму сарказма, ёрничества, открытой издёвки с дурным посылом. Возникает непростой, но такой важный вопрос: так кто из этих детей более нормален… Об этом стоит задуматься.
Финал драмы оптимистичен и позволяет героям найти понимание друг с другом. Ведь тема поднята очень важная, и тревожит она всех, кого касается…