Все новости
Театр
25 Июля , 12:44

«Туганлык» объединяет народы

Окончание. Начало в № 6

«Туганлык»  объединяет народы
«Туганлык» объединяет народы

Спектакль «Алтынчеч. Наследие» Альметьевского татарского государственного драматического театра показал замечательный пример слияния национальных традиций и современных форм. Режиссер Мурат Абулкатинов намеренно поставил темпоритмически неспешный спектакль, требующий медленного погружения, созерцания, чувствования. «Алтынчеч. Наследие» — это переложение легендарной оперы на либретто Мусы Джалиля. Пространство сцены решено в виде музея, в котором живет дух Поэта в исполнении заслуженного артиста Республики Татарстан Динара Хуснутдинова. Световая и звуковая партитура спектакля объёмна, многогранна, придает ощущение присутствия некой тайны, сакральность творческого процесса в голове поэта Мусы Джалиля, который на наших глазах создаёт оперу. Замедленные движения, усиленные микрофоном тихие голоса, создают атмосферу, как будто действие происходит в нескольких мирах и временах одновременно. «Алтынчеч. Наследие» переносит зрителей в древний эпос, где чистые идеалы и стремления побеждают. Тут нет надрыва или традиционной национальной излишней лиричности, действие держит в напряжении и желании узнать развязку нескольких историй. Также этот спектакль снайперски точно попадает в наше время. Словно нет тех сотен лет, а герои легенды — это ожившие реальные люди. Исполнительница роли Тугзак заслуженная артистка Республики Татарстан Мадина Гайнуллина получила специальный приз «За воплощение образа национальной героини».


Необычное прочтение классики отразилось в спектакле Иссык-Кульского областного музыкально-драматического театра им. К. Жантошева «Белый пароход» в постановке Уланмырзы Карыпбаева. На сцене девять дверей, через которые под весёлую индийскую музыку из фильма «Танцор диско» появляются герои спектакля, а мальчик в исполнении Айшоолы Тажыбековой мелом рисует контуры этих персонажей на каждой двери. Но весёлость кажущаяся. Очень скоро действие захватывает своим драматизмом так, что на протяжении всего спектакля в горле стоит комок. Трагическая история воплощается через детское больное сознание Мальчика. Глазами ребенка показан весь ужас взрослого мира. Вот Орозкул — Канат Шабдалиев зверски избивает свою жену Бекей — Светы Абдыкадыровой. Актриса жертвенно, эмоционального сильно представила свою героиню, за что получила номинацию «Лучшая женская роль второго плана». Актеры играют яростно, мощно, не жалея себя. Орозкул изначально показан грубым и агрессивным, но постепенно мы видим, что внутри него сидит непреодолимая тоска — он мечтает о детях. В этом спектакле нет одной сюжетной линии, он полифоничен, здесь звучат трагедии каждого героя. Вот Старушка — заслуженная артистка Кыргызской Республики Калыйча Ахматова рассказывает свою историю о том, как ждала мужа с войны, не дождалась и полюбила другого, и как все её осуждали. Рассказывает отчаянно, громко, сидя в ванне. Вот Гульжамал — Жазгуль Шермамбетова узнает о гибели своего мужа Сейдакмата, который ушел на войну в день свадьбы. Актриса представляет его живым, хотя мы понимаем, что она пришла к его могиле и безысходно обнимает холодный камень. Единственным просветом спектакля являются сцены снов Мальчика, где он общается с травами, камнями, которые в спектакле оживают и играют с ним. Невозможно было не отметить режиссуру спектакля, поэтому экспертный совет фестиваля решил присудить две номинации «За лучшую режиссуру». Таким образом, «Белый пароход» также увёз домой этот приз.


Спектакль Карагандинского областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина «Карагез» по классической пьесе М. Ауэзова также запомнился современным прочтением. В интерпретации Гульназ Балпейсовой классика преподносится с взрывной энергией и темпераментным актерским исполнением. Режиссер соединяет элементы традиционного театра с акапельным пением, национальными танцами с постмодернистской иронией. Лихо играя с жанрами, стилями и поп-культурой, Гульназ Балпейсова создает современную историю любви. Особо выделилась сцена брачной ночи Нарши и Карагез, где пространство сцены буквально наполнилось взрывным чувством любви и нелюбви одновременно. Исполнитель роли Нарши — Бауржан Нурмаганбетов, выигравший в номинации «За лучшую мужскую роль», представил глубоко трагический, надломленный образ. В начале он долго разматывает длинную ткань на саукеле (головной убор казахских женщин) Карагёз, затем стремится её любить, но, отвергнутый её бесчувственностью, долго и отчаянно бегает по кругу огромной и пустой сцены, пытаясь заглушить свою боль. Актриса Анели Сагындыкова получила специальный приз «За талантливое воплощение роли Карагёз».


Номинацией «За лучшее аудиовизуальное решение» экспертным советом фестиваля был объявлен спектакль «Пепел» Татарского государственного академического театра им. Г. Камала по комедии «Академия смеха» японского драматурга Коки Митани. На сцене всего два актера: Алмаз Бурганов в роли Цензора и заслуженный артист Республики Татарстан Эмиль Талипов — Автор, которые на протяжении двух часов создают несколько образов, легко переходя из одной эстетики игры в другую, от эксцентрики до гротеска. На протяжении всего действия вся сцена заполняется бумажной стружкой, которую рабочие сцены выносят в больших мусорных мешках и разбрасывают по всему планшету, в которой герои постепенно как будто тонут. Бумажная стружка — это символ неодобренных произведений и погубленных судеб. Режиссер Айдар Заббаров через иронию, сатиру вводит зрителей в свой черно-белый мир, который действительно выглядит словно пепел.


Яркость образов и динамичность повествования представлены в спектакле Национального драматического театра им. Б. Басангова «Горе от ума» режиссера-постановщика и художественного руководителя театра Бориса Манджиева. Фамусовское общество представлено в черном цвете с жёлтыми вставками, только Чацкий в исполнении заслуженного артиста Калмыкии Очира Такаева выделяется белым, как лотос. Действие постановки закольцовано: повозка главного героя катится по темному туманному лесу под мистическую музыку Альфреда Шнитке, его появление уже пропитано сумасшествием. Спектакль соединяет хрестоматийное повествование с новым прочтением, делая упор на мистическое, почти гоголевское, мироощущение, но не забывая об основной теме произведения.


«Король Лир» Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева был показан в последний день фестиваля. Режиссер и художественный руководитель театра Гиви Валиев переносит действие известной пьесы в 90‑е годы ХХ века, в эпоху развала СССР, в которой темы распада страны, семьи и личности переплетаются воедино. Сценография Ларисы Валиевой представляет «дворец» парламента с огромными тяжелыми дверьми и величественными статуями по бокам. К финалу монументальная помпезность сменяется мусорной свалкой, символизирующей не только личность Лира, но и целого государства. Художник по костюмам Карина Автандилова акцентирует внимание на красном цвете. Отдельного внимания заслуживают образы Корделии и Шута, которые исполняет одна и та же актриса — Амина Агкацева, получившая на фестивале приз «За лучшую женскую роль».


Специальным гостем фестиваля «Туганлык» стал Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, филиал Национального драматического театра России (Александринского театра), который представил одну из ярчайших работ режиссера, автора инсценировки и художника постановки Антона Федерова «Морфий».


В спектакле поразительным образом соединяются сразу два рассказа Булгакова — «Записки юного врача» и «Морфий», поэтому действие не строится линейно, скорее параллельно друг другу, превращая героев в двойников. Режиссер отталкивается от сюжета о том, что герои связаны между собой, заставляя действовать доктора и Полякова поочередно. Пока Поляков Камиля Хардина тоскует по прекрасной возлюбленной, исполнявшей оперу «Аида» в Большом, и корчится от боли в желудке, стараясь заглушить её раствором, Доктор Александра Овчаренко больше походит на марионетку с пискливым голоском в длинном белом медицинском халате, который отправляется спасать затерянных в постоянной снежной буре, оперируя, устанавливая трахеостомы. Сценография сначала не вызывает подозрений, потому что перед зрителем обычный уютный домик с небогатым убранством, однако стоит приглядеться, и домик превращается в гроб, усеянный жуткими куклами в масках по краям всей площадки. С правой стороны запертой комнаты-больницы располагается стеклянная дверца, на которой из одной в другую проецируются болезненные картины Эгона Шиле, видимые только Полякову. Антон Федоров с каждым новым эпизодом все больше вводит зрителей в заблуждение, заставляя сомневаться в том, где больное сознание потерянного врача, а где вера в спасение пациентов доктора. но всё меняет выстрел Полякова, после которого уходят вьюга, марионеточная пластика врачей, смешанность красок, а на сцену выводится ребенок. Такой светлый, чистый и счастливый финал оставляет множество вопросов, на которые каждый находит свой ответ.


Башкирский театр был представлен в программе спектаклем Салаватского государственного башкирского драматического театра «Помилование» М. Карима в постановке Ильсура Казакбаева, который получил номинацию «За современное решение национальной классики». Таким образом, Международный фестиваль национальных театров «Туганлык», прошедший на высоком уровне, показал не только лучшие спектакли России и стран ближнего зарубежья, но, в первую очередь, сплотил дружественные страны и народы. Думается, миссия фестиваля «Туганлык», что означает «родство», выполнена.

«Туганлык»  объединяет народы
«Туганлык» объединяет народы
Автор:Елизавета Герасимова
Читайте нас: