Новую главу в истории театра «Нур» в 90‑е вместе с Расимой Гайфуллиной «писали» Марат Исхаков, Фина Латыпова, Ралиф Мухамадиев, Рашида Гандалипова, Венера Шарипова, Идрис Калимуллин, Резида Фахруллина, Альберт Шайхутдинов, Гульназ Мухаммадиева и пришедшие чуть позже Савия Сираева и Дарига Файзуллина. Первые… Как это было? К примеру, как складывалась в «Нуре» судьба артистки Гайфуллиной? Начнём с истока.
Расима Рифовна считает, что ей очень повезло с наставниками. Кафедрой режиссуры и актёрского мастерства в Уфимском институте искусств тогда заведовала гениальный педагог, профессор Фардуна Касимова. Руководителем курса был профессор Габдулла Габдрахманович Гилязов. Танец преподавала известная балерина Тамара Худайбердина, а сценическую речь — ведущая актриса Башкирского академического театра драмы Гюлли Мубарякова.
С первых же выходов на профессиональную сцену Расима Гайфуллина завоевала симпатию публики, исполнив главные роли в спектаклях «В ночь лунного затмения» М. Карима (Зубаржат), «Наследники Рабурдэна» Э. Золя (Вассар-ханым), «Свободная тема» А. Чхаидзе (Марика), «Ак калфак» М. Файзи (Хамдия).
— Я пришла в «Нур» из ТЮЗа, — говорит Расима Гайфуллина. — В 1989 году одной из первых была принята в труппу только что созданного Республиканского театра юного зрителя. Спустя два года туда же пришёл Байрас Ибрагимов и поставил нашумевший мюзикл по мотивам повести Зайнаб Биишевой «Любовь и ненависть». В главных ролях я и Идрис Калимуллин. А через месяц Байрас Надимович предложил мне, Идрису, Альберту Шайхутдинову перейти вместе с ним в недавно открывшийся татарский театр «Нур». И хотя меня одолевали сомнения, победило желание играть на родном языке.
Поначалу было трудно. Бездомные, мы постоянно кочевали. Базировались в ДК имени 40‑летия ВЛКСМ, затем в ДК завода РТИ, и снова переезд, на этот раз в ДК «Авангард». Но как бы ни было тяжело, мы не унывали, мы очень хотели, чтобы театр жил. Не скрою, эмоции были разные. Молодая! Приглашали работать и в Башгосфилармонию, и в Москву, и в Татарстан. Но мысль о том, что это мой театр, что я должна быть здесь, всегда брала верх.
В театре был дефицит артистов, способных исполнить возрастные роли. Двоих зрелых мужчин — Марата Исхакова и Ралифа Мухамадиева — на весь репертуар не хватало, и молодые ребята — вчерашние выпускники Рушат Мударисов, Эльмир Газизуллин и другие — вынуждены были браться за создание пресонажей намного старше их реального возраста. А мы с Резидой Фахруллиной ждали, когда ребята подрастут до уровня «наших мужей». Позже труппа пополнилась опытными актрисами Вакилёй Калмантаевой, Нажибой Искандаровой, Римой Ключаревой. К счастью, с первых же дней наш театр начал свой путь с серьёзной драматургии.
Вот уже более трёх десятилетий длится новая история нашего театра. За это время сформировался прекрасный репертуар. Мне довелось работать с разными постановщиками: Байрас Ибрагимов, Фарид Бикчантаев, Абылхаер Сафиуллин. от каждого я получала стимул для творческого роста. Ряд профессиональных тайн мне открыл режиссёр Ильдар Валеев. Сейчас наш коллектив повзрослел и окреп. Его возглавили новые руководители. Слава богу, они вкладывают много сил для развития театра. С их приходом появилась возможность работать интенсивнее и интереснее.
К слову, в творческом багаже Расимы Гайфуллиной около шестидесяти разнохарактерных ролей. Среди них Сарвар («Башмачки» Т. Гиззата и Дж. Файзи), Мавия («Заблудшая» М. Файзи), Софья Хановна («Осень» по повести Г. Исхаки), Жаннет («Вечернее застолье» М. Карима), Махира («Перед свадьбой» Х. Вахита), Сафия («Зятёк» Х. Ибрагимова), Гульчибар («Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова), Палый («Зятья Гергери» Т. Миннуллина), Сайма («Белое платье моей матери» Ш. Хусаинова), Ракига («Дело было в переулке» З. Хакима), Сандугач («Жена в кредит» А. Баймухаметова).
— Мне близки все мои героини. В каждую вложена частица души, — говорит Расима Рифовна. — Но есть роли, которые особенно нравятся зрителю. Например, Фелицата Шаблова из «Поздней любви» Александра Островского. Этот образ, без сомнения, мне удался, потому что я играю Фелицату с глубоким пониманием поступков героини. Сильная драматургия Островского позволяет артистам «копнуть» в глубину роли.
Возможно, это покажется странным, но я люблю и свои отрицательные роли. Мне важно понять мотивацию моей героини. Почему она стала такой? При каких обстоятельствах сформировался её характер? Вот Мать Якупа в спектакле «Фатима» по повести З. Кадыровой — отрицательный персонаж. Но если вдуматься, какая мать не любит своего ребёнка и не борется за него?! Даже если её чадо выбрало неверный путь, она пытается оправдать его — ребёнка, которого она выносила в утробе, растила и лелеяла. Моя Хамдия из спектакля «Однажды в городе» М. Багаева тоже не думает, что нарушает моральные устои и нравственные нормы. В реальной жизни мы так же неидеальны, как эти персонажи.
Пьесу Г. Хугаева «Моя тёща» я долго не могла принять. Она казалась слишком примитивной, как и доставшаяся мне роль. А когда спектакль вышел на сцену и «заиграл» в полную силу, я так полюбила свою Нафигу!.. Для каждой роли берёшь что-то из реальной жизни: наблюдаешь за людьми, за тем, как их характеры проявляются в поступках, манере речи, жестах. Обязательно смотрю, как работают мои коллеги. По возможности не пропускаю премьеры в других театрах. Я всегда в поиске. Тщательно готовлюсь к каждой роли, но всё равно перед выходом на сцену волнуюсь, прошу помощи у Бога. Конечно, половина твоего успеха — это поддержка партнёров, то, насколько они готовы к работе и чувствуют ли они тебя. Для меня пример — Савия Сираева, с которой мы много лет работаем вместе и делим одну гримерку на двоих. Я восхищаюсь ею каждый раз, когда она выходит на сцену.
Часто думаю, какая роль для меня самая-самая, и не могу определиться. Среди ролей в ТЮЗе это, несомненно, Зульхиза в «Любовь и ненависть». В «Нуре» сыграно немало прекрасных ролей и выбрать одну мне сложно. По внутренней своей сути я актриса драмы, мне ближе драматические образы, но часто приходится играть и комедии, что я тоже делаю с удовольствием. Сцена требует самоотдачи и преданности.
Большая часть жизни прожита в театре, а я, как и прежде, стремлюсь быть в центре всех событий. Меня это нисколько не утомляет, наоборот, наполняет душу. Недавно взялась подменять на спектаклях дикторов синхронного перевода, и мне это очень нравится. Работа с текстом для меня не нова. Первые шаги на сцене я делала в качестве ведущей, ещё будучи студенткой. Меня, Зинфиру Хусаинову, Фирдата Галиева, Идриса Калимуллина часто приглашали вести концерты в филармонии. Для молодых артистов это невероятно полезный опыт. Позже этот багаж пополнился работой на радио. Потом мне предложили озвучание фильмов на башкирском языке. Первая озученная мною роль была в фильме «Легенда древних гор», за ней последовали роли в двухсерийных индийских картинах. Это сложная и интересная работа — бесценный опыт для актёра.
Ни минуты не жалею, что работаю именно в этом театре. Театр «Нур» — это моё всё. Я горжусь нашим театром и надеюсь, что судьба не разлучит меня со сценой, с искусством, с моим народом.