Все новости
Театр
25 Июля , 12:47

За всё судьбу благодарю!

Имя Расимы Гайфуллиной хорошо известно театралам. Актриса Уфимского государственного татарского театра «Нур», народная артистка Башкортостана, заслуженная артистка Татарстана, обладательница серебряной медали Станиславского, она из числа тех знаменитых «первых», кто взял на себя миссию возраждения театра с названием, унаследованным от легендарной труппы «Нур» Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской.

За всё судьбу благодарю!
За всё судьбу благодарю!

Новую главу в истории театра «Нур» в 90‑е вместе с Расимой Гайфуллиной «писали» Марат Исхаков, Фина Латыпова, Ралиф Мухамадиев, Рашида Гандалипова, Венера Шарипова, Идрис Калимуллин, Резида Фахруллина, Альберт Шайхутдинов, Гульназ Мухаммадиева и пришедшие чуть позже Савия Сираева и Дарига Файзуллина. Первые… Как это было? К примеру, как складывалась в «Нуре» судьба артистки Гайфуллиной? Начнём с истока.


Расима Рифовна считает, что ей очень повезло с наставниками. Кафедрой режиссуры и актёрского мастерства в Уфимском институте искусств тогда заведовала гениальный педагог, профессор Фардуна Касимова. Руководителем курса был профессор Габдулла Габдрахманович Гилязов. Танец преподавала известная балерина Тамара Худайбердина, а сценическую речь — ведущая актриса Башкирского академического театра драмы Гюлли Мубарякова.


С первых же выходов на профессиональную сцену Расима Гайфуллина завоевала симпатию публики, исполнив главные роли в спектаклях «В ночь лунного затмения» М. Карима (Зубаржат), «Наследники Рабурдэна» Э. Золя (Вассар-ханым), «Свободная тема» А. Чхаидзе (Марика), «Ак калфак» М. Файзи (Хамдия).


— Я пришла в «Нур» из ТЮЗа, — говорит Расима Гайфуллина. — В 1989 году одной из первых была принята в труппу только что созданного Республиканского театра юного зрителя. Спустя два года туда же пришёл Байрас Ибрагимов и поставил нашумевший мюзикл по мотивам повести Зайнаб Биишевой «Любовь и ненависть». В главных ролях я и Идрис Калимуллин. А через месяц Байрас Надимович предложил мне, Идрису, Альберту Шайхутдинову перейти вместе с ним в недавно открывшийся татарский театр «Нур». И хотя меня одолевали сомнения, победило желание играть на родном языке.


Поначалу было трудно. Бездомные, мы постоянно кочевали. Базировались в ДК имени 40‑летия ВЛКСМ, затем в ДК завода РТИ, и снова переезд, на этот раз в ДК «Авангард». Но как бы ни было тяжело, мы не унывали, мы очень хотели, чтобы театр жил. Не скрою, эмоции были разные. Молодая! Приглашали работать и в Башгосфилармонию, и в Москву, и в Татарстан. Но мысль о том, что это мой театр, что я должна быть здесь, всегда брала верх.


В театре был дефицит артистов, способных исполнить возрастные роли. Двоих зрелых мужчин — Марата Исхакова и Ралифа Мухамадиева — на весь репертуар не хватало, и молодые ребята — вчерашние выпускники Рушат Мударисов, Эльмир Газизуллин и другие — вынуждены были браться за создание пресонажей намного старше их реального возраста. А мы с Резидой Фахруллиной ждали, когда ребята подрастут до уровня «наших мужей». Позже труппа пополнилась опытными актрисами Вакилёй Калмантаевой, Нажибой Искандаровой, Римой Ключаревой. К счастью, с первых же дней наш театр начал свой путь с серьёзной драматургии.


Вот уже более трёх десятилетий длится новая история нашего театра. За это время сформировался прекрасный репертуар. Мне довелось работать с разными постановщиками: Байрас Ибрагимов, Фарид Бикчантаев, Абылхаер Сафиуллин. от каждого я получала стимул для творческого роста. Ряд профессиональных тайн мне открыл режиссёр Ильдар Валеев. Сейчас наш коллектив повзрослел и окреп. Его возглавили новые руководители. Слава богу, они вкладывают много сил для развития театра. С их приходом появилась возможность работать интенсивнее и интереснее.


К слову, в творческом багаже Расимы Гайфуллиной около шестидесяти разнохарактерных ролей. Среди них Сарвар («Башмачки» Т. Гиззата и Дж. Файзи), Мавия («Заблудшая» М. Файзи), Софья Хановна («Осень» по повести Г. Исхаки), Жаннет («Вечернее застолье» М. Карима), Махира («Перед свадьбой» Х. Вахита), Сафия («Зятёк» Х. Ибрагимова), Гульчибар («Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова), Палый («Зятья Гергери» Т. Миннуллина), Сайма («Белое платье моей матери» Ш. Хусаинова), Ракига («Дело было в переулке» З. Хакима), Сандугач («Жена в кредит» А. Баймухаметова).


— Мне близки все мои героини. В каждую вложена частица души, — говорит Расима Рифовна. — Но есть роли, которые особенно нравятся зрителю. Например, Фелицата Шаблова из «Поздней любви» Александра Островского. Этот образ, без сомнения, мне удался, потому что я играю Фелицату с глубоким пониманием поступков героини. Сильная драматургия Островского позволяет артистам «копнуть» в глубину роли.


Возможно, это покажется странным, но я люблю и свои отрицательные роли. Мне важно понять мотивацию моей героини. Почему она стала такой? При каких обстоятельствах сформировался её характер? Вот Мать Якупа в спектакле «Фатима» по повести З. Кадыровой — отрицательный персонаж. Но если вдуматься, какая мать не любит своего ребёнка и не борется за него?! Даже если её чадо выбрало неверный путь, она пытается оправдать его — ребёнка, которого она выносила в утробе, растила и лелеяла. Моя Хамдия из спектакля «Однажды в городе» М. Багаева тоже не думает, что нарушает моральные устои и нравственные нормы. В реальной жизни мы так же неидеальны, как эти персонажи.
Пьесу Г. Хугаева «Моя тёща» я долго не могла принять. Она казалась слишком примитивной, как и доставшаяся мне роль. А когда спектакль вышел на сцену и «заиграл» в полную силу, я так полюбила свою Нафигу!.. Для каждой роли берёшь что-то из реальной жизни: наблюдаешь за людьми, за тем, как их характеры проявляются в поступках, манере речи, жестах. Обязательно смотрю, как работают мои коллеги. По возможности не пропускаю премьеры в других театрах. Я всегда в поиске. Тщательно готовлюсь к каждой роли, но всё равно перед выходом на сцену волнуюсь, прошу помощи у Бога. Конечно, половина твоего успеха — это поддержка партнёров, то, насколько они готовы к работе и чувствуют ли они тебя. Для меня пример — Савия Сираева, с которой мы много лет работаем вместе и делим одну гримерку на двоих. Я восхищаюсь ею каждый раз, когда она выходит на сцену.


Часто думаю, какая роль для меня самая-самая, и не могу определиться. Среди ролей в ТЮЗе это, несомненно, Зульхиза в «Любовь и ненависть». В «Нуре» сыграно немало прекрасных ролей и выбрать одну мне сложно. По внутренней своей сути я актриса драмы, мне ближе драматические образы, но часто приходится играть и комедии, что я тоже делаю с удовольствием. Сцена требует самоотдачи и преданности.


Большая часть жизни прожита в театре, а я, как и прежде, стремлюсь быть в центре всех событий. Меня это нисколько не утомляет, наоборот, наполняет душу. Недавно взялась подменять на спектаклях дикторов синхронного перевода, и мне это очень нравится. Работа с текстом для меня не нова. Первые шаги на сцене я делала в качестве ведущей, ещё будучи студенткой. Меня, Зинфиру Хусаинову, Фирдата Галиева, Идриса Калимуллина часто приглашали вести концерты в филармонии. Для молодых артистов это невероятно полезный опыт. Позже этот багаж пополнился работой на радио. Потом мне предложили озвучание фильмов на башкирском языке. Первая озученная мною роль была в фильме «Легенда древних гор», за ней последовали роли в двухсерийных индийских картинах. Это сложная и интересная работа — бесценный опыт для актёра.


Ни минуты не жалею, что работаю именно в этом театре. Театр «Нур» — это моё всё. Я горжусь нашим театром и надеюсь, что судьба не разлучит меня со сценой, с искусством, с моим народом.

За всё судьбу благодарю!
За всё судьбу благодарю!
Автор:Айгуль Юльякшина
Читайте нас: