Актриса Государственного академического русского драматического театра Альфия Кашбуллина сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое: потаённая духовная, личная жизнь каким-то непостижимым образом гармонично сочетается с её публичной профессией. С невероятной преданностью и самоотдачей, негромко она служит Сцене, относясь к ней с робостью и внутренней стойкостью, с любовью и смирением.
Альфия Кашбуллина — выпускница первого экспериментального курса, который набрал в 1992 году Михаил Исакович Рабинович в Уфимском государственном институте искусств. Курса, который буквально вырос в театре, за кулисами, вбирая в себя не просто теоретические знания, но всей душой проникаясь театральным бытием с его тяжёлым трудом и радостью побед, мучительных сомнений и творческого полета.
Еще будучи студентами, они появлялись на сцене сначала в небольших ролях в массовых сценах, потом в эпизодах. Уникальность обучения состояла в том, что постижение актерской профессии происходило во время репетиций спектаклей, которые ставились не для закрытой аудитории, а на широкого зрителя.
Дипломный спектакль курса «Ваша сестра и пленница…», в котором роль одной из Придворных дам исполняла Альфия Кашбуллина, был высоко оценен критиками и зрителями не только Уфы, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Вильнюса и многих других городов. Многие годы на сцене театра с большим успехом шел спектакль «Снегурочка» А. Н. Островского, где проявились пластический дар актрисы, её музыкальность, способность даже в эпизодической роли раскрыть характер своего персонажа.
Когда Альфия училась всего на втором курсе, она сыграла одну из сложнейших ролей мирового репертуара — Антигону, да ещё и в интерпретации Жана Ануя. В оккупированной Франции драматург взял древнегреческий сюжет, чтобы эзоповым языком обратить к своим согражданам и призвать к сопротивлению, даже если нет никакой надежды. Для героев Ануя все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно, если только… Если только тебя не зовут Антигона! «Антигона — маленькая худышка, что сидит вон там, уставившись в одну точку, и молчит…» Хрупкая, почти бесплотная, совсем юная актриса наделяла свою героиню силой, мощью и экзистенциальной стойкостью. В ней не было суеты, не было слез, были лишь бескомпромиссность, решимость и готовность идти до конца.
Её героини любят особой, жертвенной любовью. В романтической драме «Шантеклер» Эдмона Ростана Альфия играла Фазаночку — трепетно, нежно и отважно. Все душевные силы вкладывает певец зари Шантеклер в свой каждодневный крик, от которого должно взойти солнце. Измождённый, он раз за разом опускается на руки Фазаночки. Тонкая, одухотворенная, она по-женски мудро понимает, что не от пения петуха наступает новый рассвет. Видя, что любимый всего себя отдает солнцу, что он слабеет с каждым днем, она пытается заставить его молчать. Меньше всего в ней каприза и ревности к сопернице-заре. Но Шантеклер должен и будет петь так, будто без него утро не наступит, принося себя в жертву сотворению нового дня. И ради него тихая, робкая Фазаночка совершает свой подвиг: заметив в кустах дуло ружья, наведённого на петуха, она бросается вперед и своим ярким оперением отвлекает внимание охотника.
Столь же искренней, по-детски влюблённой и мудрой одновременно была её Раиса в лирической комедии «Касатка» А. Н. Толстого. Она так трепетно замирала, слушая рассказы Князя о его несчастной судьбе, что пасторальная, «голубая» героиня вдруг становилась живой, трогательной, способной на настоящее чувство, ради которого она будет готова оставить и богатую усадьбу, и состоятельного жениха.
Вообще тема самопожертовования является в творчестве актрисы одной из ключевых. Большими, широко распахнутыми глазами всматривалась в темное пространство жестокого мира её героиня в спектакле «Бегущие странники». В современной пьесе Алексея Казанцева Альфия Кашбуллина играла юную Полину — совсем ещё девочку, втянутую в страшные игры взрослых. Её искренность существования на сцене ошеломляла, а робкий голос был тем нравственным камертоном, который давал надежду, что даже самое непоправимое течение жизни можно повернуть вспять…
Вирджиния в «Кентервильском привидении» по одноименному рассказу О. Уайльда защищала от посягательств обывателей свой внутренний мир — спокойно, уверенно и стойко. Нежная и хрупкая, героиня Альфии Кашбуллиной оказывалась способной отстоять культуру старого замка, спасти его от так называемого прогресса.
Смешными и эксцентричными были её Горничная в уморительной комедии «№ 13» и Пимпль в «Ночи ошибок». Мудрой и немногословной была Женщина в поезде в «Бесконечном апреле». Именно в ней, этой случайной спутнице в крохотном купе, главный герой спектакля нашёл и взаимопонимание, и уважение, и зрелую нежность. И пусть всего на короткий миг путешествия под стук вагонных колес этим двум одиноким душам становилось чуть легче жить.
Эти и другие роли, сыгранные актрисой, говорят о её умении существовать в разных театральных жанрах — от легкой комедии до серьёзной психологической драмы. Трогательные образы создает актриса и в спектаклях для юных зрителей — это и добрая мудрая Бабушка Герды в мюзикле «Снежная королева», и Месяц в музыкальной сказке «Конек-Горбунок», и всезнающая Ворона в «Волшебнике Изумрудного города».
Сегодня в репертуарном листе Альфии Кашбуллиной есть роли, в которых она продолжает совершенствовать свое профессиональное мастерство. Первый спектакль в этом ряду — «Преступление и наказание». В сценической версии романа Ф. М. Достоевского она играет сразу две роли — Лизавету, невинно убиенную сестру старухи-процентщицы Алены Ивановны, и Катерину Ивановну, жену Мармеладова, убедительно раскрывая сложный и противоречивый характер своей героини. Эксцентрична её Француженка в масштабном спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В небольшом эпизоде актриса создает яркий запоминающийся образ дамы танцкласса.
Одной из самых выразительных сценических работ Альфии Кашбуллиной в премьерных постановках последних двух театральных сезонов стала роль Улиты в комедии А. Н. Островского «Лес». Из проходного персонажа (коим она является у автора) Улита становится активным участником действия. Тенью скользящая по дому Гурмыжской, она держит в руках «ключи» от многих шкафов со «скелетами». Поначалу кажется, что монашеского вида ключнице и вправду живется в помещичьей усадьбе сытно и комфортно — знай себе подглядывай да подслушивай, а в награду получай платье с барского плеча. Но вот она скидывает с головы чепец, и по плечам рассыпаются черные, как смоль, роскошные волосы, и вмиг растворяется ее мрачный вдовий образ — мы видим женщину, томящуюся жаждой любви и свободы. Потому, когда Улита узнает, что счастье со Счастливцевым ей не дано, так обреченно, не поднимаясь со скамьи, не глядя на Гурмыжскую, принимает она очередной дар хозяйки — никакие блестящие перстенёчки не утешат, не уймут её боль…
«Поэма в тысячу строк» — таково еще одно толкование имени «Альфия». Актриса Альфия Кашбуллина — одна из тех, для кого, как для известной чеховской героини, главное — не слава, не блеск, а умение нести свой крест и верить. И она верует! И дарит надежду всем, кто ее окружает! Так пусть её театральная поэма длится как можно дольше!