В жизни заслуженного артиста России, народного артиста Валерия Малюшина судьбоносных творческих перемен было немало.
Он учился в знаменитой уфимской школе № 62, покоряя учителей и сверстников своей любовью к литературе и искусству, знанием бесчисленного множества стихов. А после окончания, мечтая о кино и сцене, устремился на брега Невы и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс прекрасного педагога Владислава Станиславовича Андрушкевича.
Получив высшее образование, Валерий Иванович вернулся в Уфу (тогда он был уверен, что совсем ненадолго) и в 1971 год был принят в труппу Республиканского русского драматического театра, ныне гордо носящего звание «Академический».
Молодой, невероятно красивый и талантливый, он, конечно же, мгновенно стал востребован. Первой его актерской работой стала роль Джефа в драме «Вкус меда» Шейлы Дилени, одной из самых популярных в то время английских пьес.
Чуть позже, после возвращения из армии, в пару с опытным уже тогда Владимиром Прибыловом Валерий Малюшин сыграл одну из самых непростых ролей русского театрального репертуара — роль Царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле по пьесе Алексея Толстого, раскрыв всю трагедию человека «более для кельи, нежели для власти державной рождённого».
А потом был новый творческий вызов — Гамлет! Как писали критики, это был скорее эмоциональный, горячий человек действия, выбирающий «быть», нежели рефлексирующий философ, погружённый в раздумья о смысле бытия. Как жаль, что век спектаклей недолог и невозможно спустя годы вернуться к ним: даже записанные на видеопленку они не подарят той сопричастности, которая возникает лишь в момент, когда сцена и зрительный зал становятся единым целым! А ведь Валерий Малюшин играл таких героев, которых очень хотелось бы увидеть! И один из первых в этом ряду — Генрих IV в изумительной, сложной, многогранной пьесе Луиджи Пиранделло.
Переиграл актер и много социальных героев в пьесах Александра Островского — именно такая интерпретация русского классика была актуальна в 70–80‑х годах прошлого века, и её во многом придерживался Габдулла Габдрахманович Гилязев, в те годы бывший главным режиссёром театра. Здесь и Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), и Барабошев («Правда хорошо, а счастье — лучше»), и Вася Шустрый («Горячее сердце»), и Миловзоров («Без вины виноватые»), и Ипполит («Не все коту масленица»). Впрочем, позже случится у актёра еще одна блистательная встреча с этим автором, и благодаря неоридинарному режиссёрскому прочтению это будет совсем другой образ. Речь о Мизгире из фантастической сказки «Снегурочка» — театральной фантазии, сочинённой Михаилом Рабиновичем по мотивам пьесы Островского. Напрочь лишённый быта, этот спектакль был пронизан яркой образностью и поэтичностью, и Мизгирь, которого играл Малюшин, облачённый в яркий красный кафтан, вихрем врывался в берендееву слободобку как символ любви, страсти, мощного мужского начала, способного растопить лёд девичьего сердца Снегурочки.
Активно ставил Гилязев и спектакли по произведениям башкирских драматургов. Будучи исполнителем едва ли не всех главных ролей — а он играл Бахтигарея («Бахтигарей» А. Мирзагитова), Сабира Марданова («Сын Отчизны» Х. Гиляжева), Тимерхана («Изгнанная» по пьесе «Нэркэс» И. Юмагулова), Валерий Малюшин одновременно находил точные характерные национальные черты своих героев и создавал масштабные общечеловеческие образы.
А одной из первых совместных творческих работ с пришедшим в театр в 1983 году новым главным режиссером Михаилом Исаковичем Рабиновичем стал чеховский «Вишнёвый сад», где Валерий Малюшин сыграл роль студента Пети Трофимова. Несуразный, с взъерошенными волосами, увлечённый утопичными идеями, он, увы, бессилен был изменить что-то в уходящей в небытие эпохе. Чуть позже в творческой биографии Валерия Ивановича появится и доктор Астров («Дядя Ваня»), за маской циника скрывающего всю свою боль.
Будет в его репертуарном листе и еще один чеховский герой — Евгений Сергеевич Дорн в «Чайке». В спектакле режиссёра Валерия Ахадова у каждого героя была своя степень глухоты, не позволявшая им услышать друг друга. Полина Андреевна столь однозначно и мучительно страдала от неразделенной, запретной любви к Дорну, что было понятно: Маша — совсем не Шамраева, а его, Дорна, дочь! Но герой Малюшина, упиваясь своим блаженным пребыванием на берегу «колдовского озера», оказывался неспособным не только разглядеть через всю жизнь пронесенные чувства уже немолодой женщины, но и хоть чем-то помочь страдающей Маше. В ответ на её признание в любви к Константину он лишь разведет руками и с холодностью диагноста усмехнётся: «Как все нервны!.. И сколько любви!..»
Самолюбование, забота о собственном статусе, благополучии и обывательском комфорте оказывались важнее любви и самопожертвования супруги и для адвоката Хельмера, героя Валерия Малюшина в драме «Кукольный дом» Генриха Ибсена. Этот спектакль в Уфе ставил известный российский режиссер Наум Юрьевич Орлов, много лет руководивший Челябинским академическим театром драмы. Режиссёр и актер, кажется, оба были беспощадны к Торвальду Хельмеру. Красивый, холёный, он был совершенно слеп и равнодушен ко всем своим близким. «Жаворонок», «белочка», «птичка» — сколько ласковых слов он придумывал в адрес своей жены Норы! Но ему и в голову не приходило, что жизнь его была спасена ею! А верный и преданный доктор Ранк? Получив от него по почте прощальную предсмертную карточку с черным крестом, Торвальд лишь небрежно бросит через плечо: «Мой бедный друг...» и продолжит заниматься своими делами. И даже в финале он так до конца и не осознает, что уход Норы из «кукольного дома» — реальность, а не её каприз или игра.
Но Валерий Малюшин может быть и прекрасным адвокатом своих героев! И пример тому — Джеймс Босуэл в спектакле «Ваша сестра и пленница…», поставленном Михаилом Рабиновичем по пьесе Людмилы Разумовской. Амбициозный, бесстрашный до дерзости, этот Босуэл не мог не вскружить голову Королеве Шотландской. Его стильный кожаный костюм напоминал броню, надежно защищавшую его от разного рода сантиментов. Убить короля, этого безвольного Генри Дарнлея, жениться на Марии Стюарт и ждать рождения наследника — и всё это благодаря холодному расчету и острому уму! Но главное, что двигало этим совершенно неординарным человеком, — не личная корысть, а возведенная в абсолют уверенность, что тем самым он спасает Шотландию…
Будучи на пике популярности, незадолго до того отметив в широком кругу поклонников и друзей 50‑летний юбилей, отдав служению театру тридцать три года, Валерий Малюшин оставляет Уфу и переезжает в Петербург. Многие тогда были удивлены и даже шокированы: неужели так можно? «Да!» — доказал Валерий Иванович. Сегодня в его послужном больше ста киноролей, в том числе в таких культовых сериалах, как «Ментовские войны», «Тайны следствия», «Бандитский Петербург», «Шеф», «Литейный» и многих-многих других. А еще он активно работал в Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодежи, сыграв на ее сцене много классических ролей: Барона в «Скупом рыцаре» Пушкина, Скалозуба в «Горе от ума» Грибоедова, Мсье Жорда в «Каштанке» Чехова…
«Валерий Малюшин — актёр неистощимой энергии, максимальной наполненности, удивительной работоспособности. Ему подвластны разноплановые роли — и острохарактерные, и искрометно-комедийные, и героические, и психологические. За все это его так сильно и любит зритель», — поделился в одном из интервью Михаил Рабинович. И был прав!..
Увы, возвращение Валерия Ивановича в Уфу случилось уже после ухода из жизни Михаила Исаковича. Но незримая нить связала их в тот момент, когда в память о Мастере решено было восстановить в репертуаре лирическую комедию «Пока она умирала» по пьесе Надежды Птушкиной. И Валерий Малюшин очень органично влился в уже давно сложившийся актерский ансамбль этого полного доброго юмора и житейской мудрости спектакля. В его Игоре, преуспевающем в делах и действительно способном вызывать интерес молоденьких девушек, как-то особенно остро чувствуется потребность в настоящем домашнем тепле, уюте, заботе…
Сегодня Валерий Малюшин играет статного Генерала в грибоедовском «Горе от ума» и честного советника Гонзало в шекспировской Буре. Он исполняет партию Сомова в мюзикле «Голубая камея» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна. В водевиле «Вредный элемент», забытом советском шедевре Василия Шкваркина, играет артиста, носящего изумительную, все отражающую фамилию — Надрыв‑Вечерний. Этот спектакль заставляет нас вспомнить и другого водевильного героя, которого играл некогда Валерий Иванович, — Петра Петровича Присыпочку в «Петербургских квартирах» Фёдора Кони, музыку к которому написал замечательный композитор Юрий Прялкин, самостоятельно осуществивший тогда эту постановку.
Музыкальная одарённость Валерия Малюшина, его бархатный тембр голоса, струнный перебор гитары — ещё одна отдельная, важная стезя. Положенные на музыку стихи Пушкина, Есенина, Маяковского, Рубцова, Мустая Карима звучат в его исполнении проникновенно, лирично, затрагивая самые потаённые струны души.
Порой кажется, что и сценические работы, свои актёрские роли он выстраивает по законам музыкальной гармонии, и эти «мелодии» его ролей отзываются в сердцах благодарных зрителей.