Все новости
Театр
24 Августа , 01:11

Страсти по «Гульнаре»

2–9 июня в Уфе проходил XXI Фестиваль театров малых городов, организованный московским Театром Наций (художественный руководитель Евгений Миронов). В числе шестнадцати коллективов страны – участников театральной недели – были и наши. Стерлитамакское концертно-театральное объединение, представлявшее Башкортостан, показало «Гульнару» (режиссёр И. Казакбаев, художник-постановщик Г. Скоморохов, хореография О. Даукаева, композитор М. Мезинова, художник по свету С. Скорнецкий).

Страсти по «Гульнаре»
Страсти по «Гульнаре»

И пусть «Гульнара» не числилась в абсолютных лидерах того уважаемого форума, но след оставила яркий. К тому же это вторая в нынешнем году удачная для стерлитамакских артистов и уфимских зрителей встреча. Первая проходила в марте, на другом фестивале театров малых городов — республиканском «АR Тылыше» (федеральный проект «Культура малой Родины»). Напомню, на весеннем «Артылыше» режиссёр Казакбаев был весьма заметный, видный: в один и тот же вечер 28 марта ему выпало счастье быть представленным сразу на двух сценических площадках столицы. Если на сцене башкирского драматического шло «Помилование» (по М. Кариму), то в татарском театре «Нур» горевали по «Гульнаре», трагической судьбе молодой учительницы, женщины-просветителя, указавшей односельчанам путь к «лучшей жизни», в «светлое завтра». И тут, и там восторженная публика «купала» режиссёра в овациях. Казакбаев скромно благодарил: «… я смог почувствовать химию от публики, зрители приняли спектакль…».


Айсылу Сагитова, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент УГИИ им. З. Исмагилова: «В глубине тёмной сцены в луче тонкого света возникает силуэт рассказчика. Это Ильяс (Марат Зубаиров). В его руках гранат — символ вечной дружбы и любви, который он привёз для своей учительницы, ведь её имя означает гранат. Гульнара!»


К просмотрам спектаклей — процессу творческому, увлекательному члены Общественного совета проекта «Культура малой Родины», как правило, подходят практически и весьма прагматично. Всё происходящее на сцене в определённом смысле «материализуется», пристальное внимание — на декорации, костюмы, художественное решение. Так не оставляет безучастным … дождь. Холодный, беспробудный, он пронизывает каждого в зрительном зале: ты зябнешь, съёживаешься, чувствуешь его всем естеством. И чудо видеопроекции — не только в эффекте присутствия дождя…


Айсылу Сагитова: «… Чёрная, выжженная земля в буграх-могилах с помощью видеопроекции начинает приходить в движение: под электронную музыку, вибрации которой лёгкими токами дотрагиваются до твоего слуха, каменная почва как будто начинает двигаться вперед, к зрителю, словно из подземелья вот-вот хлынет вулканическая лава. А она и хлынет образами воспоминаний, герои которых один за другим появляются из разных уголков сцены, сливаясь с этим монохромным пространством. Народ. История. Судьбы. Лишь только тонкая фигура девушки в белом платье выделяется из этой толпы. Гульнара!»


Сценография «Гульнары» кажется минималистичной. Но сколько вложено в сценическое воплощение режиссёрского замысла. Эти бесконечно открывающиеся, закрывающиеся люки (некий отсыл к «Кин-дза-дза»), какое-то пространство, куда уходят, теряются люди и вновь появляются из ниоткуда; всё это грамотная и, наверное, технически сложная инженерная конструкция. При всём минимализме декораций они прекрасны, с точки зрения зрителя. В этом заслуга художника-постановщика Геннадия Скоморохова и художника по свету Сергея Скорнецкого (г. Москва). Приглашение коллег из столичных театров для воплощения режиссёрских замыслов — это и добрая традиция, и взаимовыгодное сотрудничество, ставшее возможным, благодаря финансированию по программе «Театры малых городов» федерального проекта «Культура малой Родины».


Ирина Шамсутдинова, театровед, театральный критик: «Вспомнились слова Флорида Булякова о том, что он свою боль передавал через актёров, режиссёра. И хотя жанр «Гульнары» изначально заявлен как драма, но это трагедия. Творческая команда во главе с режиссёром показала масштабную проблему, мучительный выбор человека. Здесь каждая деталь символична, например, выжженная мёртвая земля и гранат как символ жизни, красный платок».


Пьеса Флорида Булякова с размышлениями автора о тех или иных эпохальных событиях (всеобуч, коллективизация, раскулачивание и т. д.), закономерно сопровождавших рождение первого в мире социального государства, вплоть до ухода великой державы с исторической арены, для постперестроечного зрителя, зрителя «новой России» 90‑х — это эйфория и рождение новой драматургии, нового сценического языка. Три десятилетия спустя уже в режиссёрской трактовке Ильсура Казакбаева «Гульнара» — прежде всего, переосмысление большого, за столетие пройдённого народом пути. Но переосмысление больше философское, нежели историческое. И здесь не обойтись без хореографии Ольги Даукаевой, с которой у режиссёра слаженный тандем («Помилование», М. Карим, Салаватский башдрам). Она лепит не только пластику героев, их движение, но и устремления, мечты. И зритель упоён эстетикой 20–30‑х годов, довоенных лет с парадами физкультурников, пионерскими коммунами — образы, сошедшие с агитплакатов и хроникальных плёнок. Реют знамёна, и вторит вся страна: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»… Сие монументальное полотно дополнено художественным приёмом, отчётливо процитированным у бельгийца Рене Магритта. Лаконичное цветовое решение спектакля предполагает только чёрный с оттенками и красный, кумачовый. На протяжении спектакля лишь несколько предметов на цене цвета «пролетарской крови»: помимо пионерских галстуков, сукна за длинным письменным столом, трансформирующимся в алый парус над ковчегом знаний, у героини — красные туфли и платок, то на плечах, то на голове. Нежная девушка кокетливо теребит концы косынки. Но в самый неожиданный момент либо перед принятием судьбоносных решений Гульнара резким движением повязывает платок задом-наперёд, её голова оказывается, как бы стянута в мешке. Так рождается обезличенный в красном платке образ с картин Рене Магритта. Ещё минута, и платок стянут с головы, как передёрнут оружейный затвор. Глубокий вдох, и предстаёт совсем другая Гульнара. Жёсткая и непреклонная.


Айсылу Сагитова, театральный критик, кандидат искусствоведения: «… Гульемеш Ибрагимова играет свою героиню строго, гордо, резкими мазками. Актриса создает не идеальный, а сложный, противоречивый образ человека идеи, женщины нового времени, врывающейся в это тёмное, дремучее пространство, чтобы осветить его светом книжных знаний. Но трагическая вина Гульнары заключается в том, что её принципы оказались выше жизни, выше божеских законов, выше народа… Выросшая в детдоме и борец за новую идею, идущая «к светлому будущему» — она разделяет мир на старый и новый, где первое, по её мнению, надо изжить, вырвать с корнем. Безусловно, расплата наступит».
Ирина Шамсутдинова, театровед, театральный критик: «… Ещё одна особенность драмы — бесстрашно смотреть на острую тематику. У каждого актёра продуманная, вычерченная роль. Да, образ Гульнары не стереотипен. У неё есть стержень. Но героиня в конце «ломается», и это умело показывает пластика Ольги Даукаевой. По ходу спектакля вспомнился лейтмотив из произведения Генрика Ибсена «Бранд»: «всё или ничего». Так и главная героиня драмы прониклась властью этой идеи. И режиссёр Казакбаев смог умело пронести эту идею до конца: любая власть влечёт за собой жертвы… Благодарю стерлитамакцев за смелую, многослойную постановку!»


По моим впечатлениям непрофессионального театрала эта постановка Стерлитамакского башкирского драматического театра им. Ильшата Юмагулова, кажется просто великолепной. Удивительно, но со дня уфимской премьеры чувства мои к «Гульнаре» не остыли. Быть может, причиной тому, помимо талантливого режиссёрского прочтения пьесы Флорида Булякова Ильсуром Казакбаевым, обретение театром новых смыслов, в том числе художественных. Ну, а для нас, зрителей — опять домашняя работа для ума… Думаю пересмотреть «Гульнару».

Страсти по «Гульнаре»
Страсти по «Гульнаре»
Автор:Айгуль Усманова
Читайте нас: