Все новости
Театр
6 Октября , 19:07

Когда в душе поселился светлячок

Жизненный путь Ленарии Хажиевой – это история стойкости и любви. Её путь не был осыпан розами, он был полон испытаний, закаливших её характер и заставивших ценить каждый прожитый день. Потеря в короткий промежуток времени мужа, матери и отца стала тяжёлым ударом. Но Ленария не пала духом, ведь всех ушедших она должна была заменить собой для благополучия своих детей. А после несчастного случая на автодороге, едва не стоящего жизни её самой, женщина словно заново родилась. Она поняла, что нужно жить! Для детей, для себя, для театра, вновь принявшего её под своё крыло. Именно театр помог ей найти смыслы жизни, отличные от прежних.

Когда в душе поселился светлячок
Когда в душе поселился светлячок

Театр для Ленарии Хажиевой — это не просто место работы. Это то, к чему она стремилась с детства, взбираясь на стульчик, чтобы выступить перед родными как настоящая артистка. Окончив Уфимский государственный институт искусств (курс профессора Рифката Исрафилова), в 1999 году она пришла в театр «Нур» и с головой погрузилась в работу.


В театре она обрела не только профессиональную семью. Здесь она впервые задумалась о том, какой должна быть её собственная семья. Влюблённая в творчество Чехова, Ленария и в мужья выбрала мужчину, чем-то напоминавшего ей Антона Павловича. Семья Ильгиза и Ленарии сложилась в 2002 году и вскоре, перебравшись в Москву, обзавелась потомством. Здесь Ленария поступила на театроведческий факультет ГИТИСа, параллельно с учебой работая в детском театре-студии на Рублёвке. По её признанию, осваивая на практике сложные педагогические методики, она увлеклась этой сферой и, как оказалось, навсегда.


Десять лет спустя, похоронив супруга, Ленария решила вернуться в Уфу. Домой её подгоняло чувство неуверенности в завтрашнем дне, а Москва провожала её с багажом новых знаний и навыком наставника. Театр «Нур» стал тем местом, где её исцеляла сама атмосфера.


Актёрская карьера выстраивалась спешно. За плечами артистки Хажиевой созданные ею образы Ольги в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова, Серафины в «Рабе своего возлюбленного» Лопе де Вега, Жаннины в «Забавном случае» К. Гольдони, Гульчиры в «Белом платье моей матери» Ш. Хусаинова, Адили в спектакле «Перед свадьбой» Х. Вахита, Зульфии в «Дамы, балкон и он» Н. Гаитбаева, Ларисы в «Алло, это счастье?» Д. Салимзянова, Кифаи в «Украденной молодости» З. Кадыровой. И это далеко не полный перечень её актёрских работ.


В Уфе её ждала невероятная удача: случай свёл Ленарию с режиссёром и педагогом Гузель Абушахмановой, руководителем Уфимской студии творческого развития «Оперение/ХАХАЧУ», основанной народным артистом России Константином Хабенским. На пять лет она влилась в педагогическую команду «студии Хабенского», где весьма пригодился её московский опыт. Невероятным везением были и наезды Хабенского в Уфу, сопровождавшиеся обу­чением педагогов студии, что впоследствии, по сути, стало прочной основой для её самостоятельной студийной работы.


— Детским театром я занимаюсь более двадцати лет и за эти годы поняла, что мне ближе театральная педагогика. Я не рвусь на сцену, не охочусь за ролями, не стремлюсь к ним так же страстно как в молодости. Но те образы, которые мне поручают режиссёры, стараюсь создать профессионально честно, максимально качественно. С удовольствие берусь за игровые роли, особенно характерные, и тяготею душой к философской драме. Но, признаюсь, во мне больше наставничества, чем актёрства. А путь к театральной педагогике, тем не менее, лежит через актёрство. К этому меня привела судьба, которой я не могу и не хочу сопротивляться.


Ленария Хажиева — человек, который живёт и дышит по принципу «Театр + студия» и старается привить это тезис всем окружающим. Она полностью посвящает всё своё время «вне сцены» существующей при театре Детской студии «Нур». Ею движет идея создания такого студийного театра, где на равных будут звучать и татарская, и русская, и башкирская речь, где дети смогут максимально развиваться и полноценно социализироваться, участвуя в спектаклях и выезжая на престижные фестивали. Само здание театра, его атмосфера творчества и любви к искусству, а также приглашённые ею педагоги создают идеальные условия для взращивания юных талантов. Выпускники студии поступают в ведущие театральные вузы России и с теплотой вспоминают театр «Нур», признавая его вклад в их личностный рост, в освоение азов актёрской профессии. Студия помогла многим детям с ОВЗ, доказав, что у них на самом деле безграничные возможности.


К группе «Солнышко» у педагогов студии «Нур» особо трепетное отношение. Заветная мечта Ленарии — вывести творчество своих студийцев на высший уровень. В России они уже достигли весомых результатов, в их копилке множество наград. Студия «Нур» может похвастать фестивальными Гран-при, и не одним. Теперь Ленария жаждет увидеть, как живёт детский театр за пределами страны. Например, в Беларуси, Узбекистане, европейских городах. Ведь мир творчества не знает границ, и это делает его прекрасным.


«Возможность — это очень важное для меня слово. Я благодарю судьбу за то, что она предоставляет мне перспективы для реализации моих идей», — делится сокровенным Ленария. Ей нравятся проектные работы, которые заряжают её энергией. Когда театр «Нур» поставил перед собой задачу привлечь в зрительный зал молодёжь, она обратилась за помощью к детям. «Дав понять искренность наших намерений и поговорив с ними откровенно, мы поняли, чего хотят дети, чего хотят подростки, и в результате родился лабораторный проект «И вновь о любви». Это была командная работа, в которую каждый участник вкладывал душу», — рассказывает Ленария. Создавая спектакль-концерт «И вновь о любви» зачинщик проекта Хажиева взяла на себя функции основного автора постановочной концепции, режиссёра и одного из исполнителей. Аккуратно и логично вводя в постановку элемент интерактива, она, что называется, попала в десятку. Спектакль волшебным образом преображает непокорную и скептичную подростковую аудиторию, погружая её в мир высокой поэзии и музыки.


Ленария считает, что экспериментальные постановки дают свободу творчества, помогают быть креативным и являть иною сторону Мельпомены. Для неё важно сделать мир театра более привлекательным для подростка, услышать его голос, ощутить учащённый пульс зрительного зала. Такие проекты важны и должны появляться чаще, чем сейчас и занята Ленария Хажиева. А уж творческих идей ей не занимать. Вероятно, это тоже результат её постоянного стремления к духовному росту. Она много читает, стремится к живому общению, любит сотрудничать с актёрами других театров, делиться опытом на фестивалях и лабораториях.


Добавлю и другие штрихи к её портрету. Ленария — трудоголик, стремящийся во всём к порядку и гармонии. Она обладает способностью радоваться жизни, находя вдохновение даже в мелочах, и умеет быть благодарной всем и за всё. Создать собственный оригинальный дизайн квартиры, одеться стильно и эффектно — её отличительное свойство, подчеркивающее её окрылённость и несокрушимый оптимизм. Она пример того, как талант и позитивный настрой, помноженные на упорство, помогают достигать больших целей.


— Когда ты занимаешься любимым делом, когда ты в постоянном процессе, тебе некогда сидеть в унынии и думать о сложности бытия. Нужно искать то, что тебя вдохновляет. Для кого-то это рукоделие или спорт, или кулинария, или что-то другое… Для меня это театр. Я верю в необычайную энергию творческого порыва, в то, что любимое дело дарит силы и позволяет преодолеть невзгоды. Мне помогает мой светлячок, однажды поселившийся внутри. Он указывает верное направление моему движению по жизненному пути, — заключает Ленария, щедро поделившаяся с нами своим ярким внутренним светом.

Когда в душе поселился светлячок
Когда в душе поселился светлячок
Автор:Айгуль Юльякшина
Читайте нас: