Все новости
Театр
29 Октября , 13:56

Театральная эволюция: как башкирский театр стал академическим

К 105-летию БАТД им. М. Гафури

Театральная эволюция: как башкирский театр стал академическим
Театральная эволюция: как башкирский театр стал академическим

Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, основанный в 1919 г., являясь важной частью культурного наследия республики, прошел долгий путь становления и развития. В 1935 году Башкирский театр получил академический статус, что стало важной вехой в истории театрального искусства республики. Этот переход был обусловлен стремлением к профессионализации и углублению культурной самобытности башкирского народа.

 

В декабре 1934 г. театру исполнилось 15 лет. Было принято решение широко отметить юбилей главного национального театра, поэтому подготовка к нему началась уже в начале года при поддержке государственных органов власти. «Башкирский театр является детищем Октября», «Башкирский театр — большой культурный подарок Октябрьской революции башкирскому трудящемуся народу», «История Башкирского театра начинается с первых дней Советской Башкирии», — это вступительные цитаты всех юбилейных мероприятий, посвященных театру. Местная периодическая печать вела активную культурно-просветительскую работу, публикуя материалы о театре. В разных изданиях вышли статьи основателя театра, первого художественного руководителя Валиуллы Муртазина (В. Муртазина-Иманского) и художественного руководителя Макарима Магадеева на башкирском и русском языках. Муртазин в статье «Сегодня Башкирскому театру 15 лет. К высотам сценического искусства» («Белорецкий рабочий». 1935, 10 января) описывает начало становления театра, упоминает первых актеров, говорит о трудностях и преодолениях. С его слов, самым сложным в формировании башкирского театрального искусства было неверие некоторых лиц в башкирскую нацию, в башкирский язык, литературу, искусство. На каждом этапе были не только скептики, но и серьезные противники, Муртазин называет их поименно: «В 1922–23 году Башгостеатр ведет упорную борьбу с татарским шовинизмом, возглавляемым Сунчалей и др. Эти элементы открыто издевались над Башгостеатром, говорили: «Для чего еще башкирская культура, разве это язык?» В период 1927–28 года башкирский театр продолжает ожесточенную борьбу с остатками валидовщины, возглавляемыми Мирасовым, Ульдановым, Габитовым и другими. Эти элементы требовали, чтобы Башгостеатр был только для башкир и чтобы он ориентировался только на развитии буржуазной восточной культуры. Влиянию этих элементов поддался директор театра Исхак Зайни. Он растерянно заявил: (газета «Башкурдистан» за 1927 г.) «Зачем спрашивать, разве башкирский театр есть? Его нет, так мы и должны отвечать». В результате ухудшается содержание работы театра, падает дисциплина» (текст приводится без редакции, — прим. А. Балгазиной).


Были деятели, утверждавшие, что для башкирского народа достаточно малой формы — эстрадной. Поворотным моментом Муртазин считает прошедший в 1930 г. XVI съезд ВКП(б). Благодаря выдвинутым на съезде требованиям были приняты меры «оздоровительного порядка». Сформировавшиеся основы литературного башкирского языка способствовали появлению башкирской драматургии в лице ее главных авторов — А. Тагирова, Д. Юлтыя. Театр пополнился первыми профессиональными актерами — выпускниками Башкирского техникума искусств. Участие труппы в Первой Олимпиаде театров и искусств народов СССР, посвященной этому же съезду, позволил театру, как он выразился: «занять не последнее место» на театральной карте страны.


Магадеев в своих статьях повторяет основные тезисы Муртазина, но не столь категорично по части межнациональных вопросов, его обзоры носят аналитический характер и направлены, прежде всего, на рассмотрение творческих процессов. В статье «Театр и драматургия» (сборник «Культурное строительство Башкирии за 15 лет. 1919–1934 гг. »; Уфа, 1934 г.), режиссер объективно дает оценку неудачам и достижениям театра за 15 лет. «В первый период сильно было влияние татарского театра. Как в репертуаре, так и в форме исполнения, приемах игры …». Путем тщательной работы театра и утвержденной политики советской власти в области театра Башкирский театр смог выявить свою идентичность и самобытность. Большим этапом на пути к профессиональному мастерству, по мнению Магадеева, послужил переезд театра в 1922 г. из Стерлитамака в Уфу и размещение театра в роскошном здании Дворца труда и искусств. Увеличились количество зрителей и состав труппы (присоединилась уфимская татарская труппа), открылись новые технические возможности в условиях большой сцены. В 1924–29 гг. в структуре театра действовал Передвижной театр, обслуживавший в летние месяцы дальние районы, тем самым завоевав авторитет у коренного населения. Пьеса «Карагул» Д. Юлтыя стала крупнейшим литературным явлением. «Это произведение — сильная драма, которая может выдержать любую критику как в художественном, так и в идеологическом отношении… Создание таких произведений, как «Карагул» дало материал для развития артистов и выполняло подталкивающую роль для театра», — считал Магадеев. В 1930–31 гг. больше десяти выпускников техникума с идеальным знанием башкирского языка влились в коллектив театра и стали задействоваться в репертуаре. С приходом молодых актеров впервые появилась комсомольская ячейка, оживилась общественная работа, «оздоровлена закулисная жизнь». Он пишет и о кардинальной перестройке творческого процесса при выпуске спектаклей. В 1934 г. при постановке пьесы «Ревизор» Н. Гоголя впервые был изменен репетиционный процесс, работа велась по методу действенного анализа пьесы, разработанного К. С. Станиславским: «В результате месячной подготовки впервые в истории театра был проведен спектакль без суфлера». Была установлена вертящаяся сцена. В 1930 г. пьесы начали играться только на башкирском языке. В прошлых сезонах некоторые пьесы игрались на татарском, например: «Славная эпоха» Р. Ишмурата. Завершая отчет, Магадеев с уважением называет имена актеров, добившихся признания зрителей, и перечисляет значимые постановки.


Торжественное заседание, посвященное юбилею, состоялось 10 января 1935 г. Вел его А. Тагиров. С докладом о пути становления театра выступил нарком просвещения БАССР Р. Абубакиров. От имени обкома партии и правительства выступил Бычков, от имени горкома и городского совета — Панкевич, сообщивший, что горсовет выделяет театру 10 тысяч рублей. В этот же день произошло поистине великое историческое событие в жизни театра! Директор Научно-исследовательского института национальной культуры Г. Амантай зачитал главный документ той эпохи — Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета Башкирской АССР за подписью Председателя ЦИК БАССР А. Тагирова: «Принимая во внимание, что Башкирский государственный драматический театр, начав свою работу в период Гражданской войны в 1919 г. с обслуживания частей Красной Армии, за время своего 15‑летнего существования выполнил большие и трудные задачи в области развития театрального искусства в Башкирии, обслуживая трудящиеся массы (обслужено около восьми миллионов зрителей) и превратился в лучшую художественную единицу, национальную по форме, социалистическую по содержанию. Президиум Центрального исполнительного комитета Башкирской АССР в ознаменование 15‑летнего юбилея Башгостеатра постановляет: переименовать Башкирский государственный драматический театр в Башкирский государственный академический театр драмы и просить санкцию Наркомпроса РСФСР.


В 23 пунктах Постановления также значились пункты о награждении 26 актеров, режиссеров, театральных деятелей высокими званиями, почетными грамотами и ценными подарками (например, к званию полагался: легковой автомобиль для В. Муртазина, патефон для Г. Мингажева, велосипед для З. Бикбулатовой, курсы усовершенствования в Москве для Г. Карамышева, С. Никандрова, а также одно-двухмесячные путевки на курорт почти всем награжденным).


Гости праздника выразили свое восхищение решением президиума овациями и долгими аплодисментами. Тепло встретили режиссеров Муртазина, Магадеева, а также актеров Г. Мингажева, А. Зубаирова, В. Галимова, Г. Карамышева, А. Мубарякова и др. Были зачитаны поздравительные телеграммы от коллег из разных театров страны: Академического Малого театра, Ленинградского ТЮЗа, Грузинского театра им. Ш. Руставели, и личное поздравление от режиссера Вс. Мейерхольда. Поблагодарив присутствующих, заключительное слово произнес Магадеев: «Разрешите передать партии и правительству искреннюю благодарность за такое исключительное внимание. Почетное звание академического театра постараемся оправдать, дадим высокохудожественные спектакли. Мы овладели советской тематикой, овладеем и наследием великого драматурга Шекспира». После торжественной части были показаны отрывки из спектаклей «Карагул», «Ревизор».

Театральная эволюция: как башкирский театр стал академическим
Театральная эволюция: как башкирский театр стал академическим
Автор:Азалия Балгазина
Читайте нас: