Все новости
Театр
4 Декабря , 19:50

В простоте — величие!

В декабре нынешнего года исполнится 90 лет со дня рождения народного артиста Российской Федерации и Республики Башкортостан Владимира Прибылова.

В простоте — величие!
В простоте — величие!

Владимир Васильевич Прибылов (1934–2006) пришёл в Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан в 1967 году и всю свою жизнь посвятил служению его сцене.
В Уфимское училище искусств на курс Шауры Мусовны Муртазиной он поступил, уже будучи взрослым, сложившимся человеком. За плечами была служба в Амурской флотилии, выходы на любительскую флотскую сцену, большой жизненный опыт, прочитанные и передуманные книги. Его сокурсниками стали совсем юные ребята, с которыми они позже долго будут партнерствовать на сцене театра: Юрий Карманов, Светлана Акимова, Аллия Шарипова, Дина Галимова.


Первым спектаклем, в котором они все вместе вышли на профессиональную сцену, стала драма «Четыре креста на солнце» по пьесе Анатолия Делендика, где Владимир Прибылов играл молодого ученого Арнольда. Как иронично вспоминал он позже в одном из интервью, «главное, к чему я стремился тогда.., унять дрожь в коленях…»


Всего за годы работы в Русском драматическом театре им было создано более ста пятидесяти образов. Буквально о каждом его герое можно говорить много и содержательно, ибо таково было отношение актёра к работе — для него не существовало маленьких ролей. К любому выходу на сцену он относился абсолютно с полной отдачей. Владимир Васильевич приходил в театр задолго до начала спектакля, медленно ходил по актёрским коридорам, погружённый в свои мысли. А когда собирались коллеги по цеху, вступал с ними в неспешные разговоры, как-то удивительно негромко, немногословно, но очень остроумно шутил. Однако ощущение, что он в эти минуты был уже в другой, сценической, реальности, не покидало.


Он был убедителен и эмоционален в роли Комиссара в героической драме А. Корнейчука «Гибель эскадры», запомнился зрителям в роли Нила в «Мещанах» М. Горького, озорно играл старика Шукура в «Похищении девушки» Мустая Карима, был хитрым и умным Полонием в шекспировском «Гамлете», увлечённым большим общим делом Секретарём партии в спектакле «Власть» Д. Софронова. Его Санчо Пансо в мюзикле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона был сосредоточением трогательного чувства юмора, тонкой музыкальности и глубинного ощущения народной мудрости. Словом, актёрский его диапазон был широк невероятно!
Но главными ролями, сыгранными Владимиром Прибыловым в 70–80 годы, стали роли двух крупнейших исторических личностей — Царя Фёдора Иоанновича в одноименной трагедии А. Н. Толстого и Владимира Ильича Ленина в спектакле «Шестое июля» по пьесе М. Шатрова.


«Мой добрый, мягкий, справедливый, мудрый, человеколюбивый Фёдор» называла его героя народная артистка России Галина Ивановна Мидзяева, игравшая в знаменитом спектакле главного режиссёра театра Габдуллы Гилязева роль Царицы Ирины. Осознание своей несостоятельности как владыки, бесплодная попытка соединить несоединимое, примирить непримиряемых — трагедия царя оборачивалась исторической трагедией народа. От того, как Прибылов произносил «О, Боже, Боже, за что поставил ты меня царём!», становилось немножко не по себе, вспоминают партнёры Владимира Васильевича.


О серьезности и многогранности его таланта свидетельствует и то, что ему дважды доверили сыграть роль Ленина — сначала в спектакле Башкирского государственного театра оперы и балета в постановке «Октябрь» В. Мурадели, а чуть позже и в спектакле родного театра «Шестое июля».


«Материал огромной сложности — предстояло играть не эпизод, а магистральный образ, на котором держится вся драматургия, всё идейно-эстетическое содержание спектакля… Грассирование у него ненавязчиво, его порой будто совсем и нет, и только намеки на характерную ленинскую походку, движения, жесты», — писали о нём в прессе. И вот ценнейшее замечание, раскрывающее всю деликатность актера по отношению к столь серьезному образу: «У каждого из нас — свой, давно сложившийся внешний образ Владимира Ильича Ленина, и актёр не ставил задачи разрушение ваших представлений и навязывания своих».


Владимира Прибылова отличали не только самобытный талант, умение глубоко проникать в суть драматургического материала, совершенное владение искусством сценического перевоплощения, редкая, отточенная выразительность в создании какого бы то ни было образа, но и исключительное трудолюбие, редкая дисциплинированность, преданность своему делу. Размышляя о том, без каких качеств невозможно стать актером, Владимир Васильевич говорил: «Без самоотдачи. Самоотдачи целиком и полностью. Терпимости к тем, кто тебя окружает и, главное, доброты, ведь искусство, как сказал Лев Толстой, есть единение людей в доброте».


В 1984 году, когда в театр пришел новый главный режиссёр — Михаил Исакович Рабинович, Владимиру Васильевичу исполнилось 50. Для того времени, казалось, что это почтенный, очень солидный возраст. И счастье, что творческий тандем режиссёра и актёра подарил зрителям еще множество спектаклей, которые навсегда останутся в памяти.


«Спектакль «Вишнёвый сад» стоило поставить хотя бы для того, чтобы Владимир Прибылов сыграл Фирса!» — напишут газеты после премьеры, отмечая высочайший уровень профессионального мастерства актёра… «Эх ты, недотепа!..» — обессиленно, но мощно говорил старый Фирс. Только ли Лопахину?.. А может, и самому себе? И всем этим уходящим в небытие героям, прекрасная эпоха которых завершалась вырубкой нежного вишнёвого сада?..
Были в репертуарном листе Владимира Васильевича ещё две чеховские роли: Телегин в «Дяде Ване» и Сорин в «Чайке». Его Телегину почему-то очень шло тепло звучащее прозвище «Вафля»… А Сорин был, пожалуй, единственным, кто объективно видел, как талантлив его племянник, в какого большого писателя мог бы превратиться Константин Гаврилович… Но он ничем не мог помочь — даже упросить сестру поаккуратнее обращаться с молодым самолюбием ему уже не хватало сил. И в этом раскрывалась драматичность образа — всё видеть, всё понимать и быть бессильным что-либо сделать…


Владимир Васильевич был предан своему театру всю жизнь. Последние его годы работы были невероятно насыщенны: созданные им яркие и самобытные образы вызывали зрительское восхищение и невероятное уважение к его профессиональному мастерству. Его органика на сцене была просто непередаваемой!


Он был хулиганистым, лёгким, озорным Щекоткиным в водевиле «Петербургские квартиры» Ф. Кони. Ставший из столоначальников начальником отделения, его Афанасий Гаврилыч усердно пытался соответствовать новому статусу, но бесконечно попадал в комические ситуации. И актер как будто со стороны по-доброму посмеивался над нелепостью положения своего героя, вызывая абсолютные симпатии зрителя.


Трогательным бесприютным скитальцем был его Абрам Желтухин в «Касатке» А. Н. Толстого. Душно, тесно и неуютно становилось ему в давящих стенах стенах прокуренных гостиничных комнат, где вели свою жизнь Касатка и Князь, а он был при них — «друг детства»… И как отогревалась его душа на вольных просторах деревни Варвары Ивановны, и смешная его реплика о том, что «все животные имеют право на отдых» вдруг оказывалась наполненной мечтой о тепле и покое… И как пронзительно был сыгран Владимиром Васильевичем финал, когда после всех происшествий на пристани ранним холодным утром, одинокий, без копейки за душой русский дворянин Желтухин с маленьким клетчатым чемоданчиком в руках расспрашивал Матроса о том, имеется ли на пароходе «четвертый класс», и с тоской выслушивал приговор: «На товарном — имеется!..» Но вот его находила здесь Варвара Ивановна, которую играла Галина Мидзяева, и приглашала остаться, и оба они, такие нужные друг другу, усаживались плечом к плечу на тот самый крохотный чемоданчик…


Совершенно неожиданным был Доктор Лещ в горьковских «Последних», циничный, расчётливый и при этом всегда «держащий лицо». Откуда обаятельный, добрейший Владимир Васильевич нашёл для него такие краски?.. Для этого героя не существовало никаких моральных принципов — он спокойно назначал Якову ослабляющие и по сути убивающие его ванны, он видел всю лицемерность натуры своей молодой жены, но его это вполне устраивало. Он был улыбчив, несуетлив, и от того ещё более страшен.


Одной из самых запоминающихся его работ стала роль Соломона в спектакле «Приглашаю в вечность, Ваше Величество!» Г. Горина. Наверное, есть что-то символичное в том, что преданнейший сцене Владимир Васильевич Прибылов сыграл этого старого слугу, суфлёра, советника, соратника, друга знаменитого актёра Кина IV. И это был настоящий гимн Его Величеству Театру!


Владимир Прибылов был отмечен самыми высокими званиями и наградами Республики Башкортостан и Российской Федерации. Он был гордостью не только родного Русского драматического театра, но и всей театральной культуры республики.


…Говорят, что большое видится на расстоянии… Масштаб личности и творческого дарования Владимира Васильевича был так велик, что не заметить его с первого же взгляда было просто невозможно! А сейчас, вспоминая этого удивительного, негромкого человека, мы осознаем, какое же это было счастье — быть знакомым с ним и его героями!..

В простоте — величие!
В простоте — величие!
Автор:Елена Попова
Читайте нас: