Конечно, главную роль играют, в прямом и переносном смыслах, актёры, слаженная четвёрка: заслуженный артист РБ, лауреат государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Рамзиль Сальманов, Салават Юлдашбаев, народная артистка РБ Гульшат Гайсина и наша сегодняшняя героиня народная артистка РБ, лауреат государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Рушанна Бабич.
Спектакль «Глава вторая» не появился бы на сцене, если бы Рушанна не вдохновилась жизненной пьесой Нила Саймона и не попросила бы перевести её на башкирский язык коллегу, актёра Рамзиля Сальманова. В спектакле в качестве хореографа приняла участие Рената Крицкая — сестра Рушанны. Рената тоже выбрала своей профессией искусство. Театровед Галина Яковлевна Вербицкая писала о спектакле: «Бродвейский хит и сценарий конца семидесятых «Глава вторая» Нила Саймона обрёл на Камерной сцене Национального молодёжного театра имени Мустая Карима свою другую жизнь — лирическую, пронзительную, щемящую, и в то же время отчаянно-весёлую.
В точном соответствии с жанром трагикомедии, как его понимал режиссёр, народный артист Республики Башкортостан Азат Ахмадуллович Надыргулов, чьей последней работой и стал этот спектакль. Но получился он светлым, игровым и на редкость жизнеутверждающим. В сценическом мире Азата Надыргулова, художника-постановщика Рустама Баймухаметова, балетмейстера и музыкального оформителя Ренаты Крицкой, художника по свету Дениса Черепанова тоскуют, страдают, переживают, поют-танцуют, мечтают, но, самое главное, любят. Малая сцена отважно, что называется, «укрупнила план» и показала не только мечту, но и реальную жизнь каждого персонажа. В этом спектакле господствует Его величество актёрский ансамбль. Эта их чёткая слаженность, общая страстная вовлечённость в драматическую и танцевально-вокальную стихию, тонкая грустная ирония заставляют воспринимать спектакль на одном дыхании. В этом искромётном ансамбле есть, тем не менее, своя особенная, прозрачно-акварельная краска. Рушанна Бабич наделяет свою героиню, актрису Дженни Мелоун утончённой, деликатной до хрупкости грацией. И это не физическая характеристика. Изящная стройная Рушанна Бабич в этой роли открывает грацию другой природы — это красота души героини. Она и жаждет любви, тепла, понимания, и в то же время, наученная многолетним разочарованием, боится. Боится полюбить снова, боится боли — неизбежного спутника любви. Вот этот тончайший переход от тоски к надежде, от страха перед жизнью к желанию жить и любить и играет Рушанна Бабич. Пройдя через муки сомнений, пережив «мильон терзаний», её героиня отваживается на свою «вторую главу»: безоглядно мечтать и жить полно, то есть — счастливо».
Театр требует полного перевоплощения. Искусство бескомпромиссно, оно полностью вбирает в себя его служителей. В одном из интервью Рушанна Бабич признавалась, что над каждым новым образом может трудиться до десяти часов в день. И чем сложнее роль, тем лучше: «Я люблю роли «на преодоление», будь то ирландская девушка Пегин Майкл из «Героя» или отрицательный образ Акушерки в «Лавине». Мне интересно и то, и другое. Я очень люблю начинать новое, неизведанное, непонятное, хотя поначалу это меня как перфекциониста вводит в ступор. Но когда ты научишься и понимаешь, как это делается, — это счастье для меня».
одной из первых «негероичных героинь» — жанра, столь любимого актрисой, стала Люсиль в постановке Байраса Ибрагимова по пьесе Булгакова «Полоумный Журден» (1998 г.). К тому же ряду можно причислить и леди Капулетти в «Ромео и Джульетте» (режиссёр Ильнур Муллабаев, 2010 год). По версии журналистов, пишущих о театре, это была лучшая женская роль второго плана, хотя у Шекспира она дана эпизодически.
«Ещё назову Хазину в спектакле «Гильмияза» по пьесе Тансулпан Гариповой (режиссёр Тансулпан Бабичева, 2005 год) и Цезонию в «Калигуле» Альбера Камю (режиссёр Азат Зиганшин, 2016 год), — продолжает свой рассказ Рушанна. — Хазина — старшая жена бея. Очень неоднозначный персонаж. Ради любви к мужу она идёт на крайне жёсткие меры — отдаёт героиню в рабство. Но когда два рода приходят в состояние войны, жертвует собой, чтобы сохранить мир. Если Хазина была переходной ролью от молодых героинь к более взрослым, то Цезония — уже этапная роль. В прочтении режиссёра Цезония тоже очень любящая женщина, любовью оправдывает даже самые ужасные поступки. Это очень интересно — сыграть не похожего на тебя человека. Но всегда важен хороший режиссёр».
Перечисленные роли — этапные в творческой судьбе актрисы. В 2004 году в экспериментальной работе Линаса Зайкаускаса «Лавина» Тунджера Джюдженоглу, оставляющей неизгладимое впечатление на зрителя, красавицу Рушанну было не узнать. «На негнущихся деревянных ногах, обследующая роженицу в лучших традициях сталинских лагерей», — комментировали критики действия её героини — жертвы нечеловеческих исходных обстоятельств. Пегин Майкл в «Герое» Джона Синга (режиссёр Ольга Мусина, 2006 год) — простая девушка, торгующая спиртным в придорожном кабаке, изящно вписывалась в незамысловатый ирландский быт. Что не мешало ей лихо отплясывать джигу и быть фарфоровой феей — вдохновением главного героя. В спектакле «Пять вечеров» Александра Володина (режиссёр Рустем Хакимов, 2008 год) молодая артистка играла Тамару — женщину, уставшую от войны, которая и обманывает саму себя, и в глубине души отчаянно надеется на перемену участи. «Я думаю, если актёр говорит, что полностью раскрыл свой потенциал, это остановка, дальше ему в профессии делать нечего. Жизнь — это накопление впечатлений, образов, ты постоянно развиваешься, приходят новые мысли и, конечно, не всё успевает реализоваться на сцене», — размышляет наша героиня.
Помимо актёрского служения, Рушанна Бабич, выходец из славной театральными традициями семьи, активно занимается общественной деятельностью, снимается в кино, преподаёт. Пять лет она была педагогом в детской студии «ХАХАЧУ», основанной Константином Хабенским. И сейчас отдаёт свой опыт новому поколению артистов. «Мне безумно нравилось заниматься с детьми. Ведь, общаясь с ребёнком, ты вытаскиваешь наружу его явные или скрытые способности, а затем помогаешь их развить. Порой на сцене он выдает такое, что комок подкатывает к горлу, и ты понимаешь: это настолько круто! Огромную радость, переполняющую тебя в тот момент, просто не передать словами». И вот уже второй год Рушанна Юрьевна является педагогом театрального факультета УГИИ им. Загира Исмагилова, художественным руководителем курса студии Национального молодёжного театра РБ им. Мустая Карима. Будучи преподавателем практически по рождению, Рушанна прекрасно понимает, что в театральном вузе важно не просто выучить будущего актёра, но воспитать его и взрастить.
О сверхзадаче театра Рушанна размышляет так: «Главная цель Молодёжного театра — это, прежде всего, воспитание зрителя. Мы должны привить детям и подросткам любовь к театру, к искусству, показать им жизненные ориентиры, научить их размышлять. Это огромная ответственность, потому что мы воспитываем будущее страны, и от нас зависит то, какими будут наши сограждане. Будут ли они образованными, высококультурными, сможем ли мы их научить любить свою Родину, привить им ценности. Очень важно, что этому уделяется внимание государства, выделяются гранты театрам, которые работают с подрастающим поколением. Государством осознаётся важность именно этого момента, когда детей начинаешь обучать ценностям жизни, ценностям страны. Очень важно, что искусство сейчас стало ценностью в государстве, одной из важных составляющих мироощущения, жизни. И отношение к искусству стало трепетным и важным. Искусство — это тот мостик, который соединяет нас с миром, с другими людьми и странами».