Без преувеличения можно сказать, что с самых первых дней Римма Байкова на десятилетия стала здесь ведущей актрисой. Её имя навсегда вписано в золотые страницы истории театрального искусства не только Уфы, но и Пензы, Иркутска и, конечно же, тех многочисленных городов, где она бывала на гастролях. «Творчество Риммы Ивановны Байковой воспринимается как увлекательная книга о нашей реальности, написанная с великолепной щедростью таланта и мастерства», — писали газеты. И с этим сложно не согласиться. Её отличали большой драматический талант, умение глубоко проникнуть в суть создаваемого образа, эмоциональность, выразительность сценических средств, превосходные внешние данные. И, конечно же, прекрасный голос!
Если бы не война, жизнь Риммы Ивановны могла сложиться совсем иначе. Она родилась в Ульяновске, но прожила там всего несколько лет. Её отец Иван Байков, будучи хорошо знакомым с Анатолием Луначарским, знаменитым государственным деятелем и неравнодушным к театру человеком, получил его рекомендацию на должность уполномоченного по охране авторских прав в Пензенской области, куда и отправился с супругой и маленькой дочкой. Именно там, в Пензе, состоялось знакомство совсем ещё юной Риммы Ивановны и великой оперной певицы Валерии Барсовой, более четверти века служившей сцене Большого театра. Услышав невероятной красоты голос девочки, примадонна пригласила её в Москву — в школу для одаренных детей при консерватории. Но началась война. Летом 1941 года, едва окончив восьмой класс, Римма Байкова вместе со своими товарищами отправилась работать на завод. Освоив множество специальностей, она доросла до слесаря-лекальщика IV разряда и трудилась в холодных цехах до самой победы. От тяжелых условий, сырости и постоянного голода она потеряла певческий голос, так что мечты об оперной сцене можно было оставить. Но Римма Ивановна, даже в войну участвовавшая во всех заводских самодеятельных концертах, поступила в только что открывшуюся театральную студию при Пензенском областном драматическом театре.
Первой большой ролью, о которой Римма Ивановна с волнением вспоминала всю свою жизнь, была Любовь Шевцова в «Молодой гвардии» А. Фадеева. Играла она Софью в «Недоросли» Д. Фонвизина, Верочку в «Последних» М. Горького. Невероятно красивая, хрупкая, она вдруг испугалась, что, выросшая за кулисами, она навсегда останется для своих коллег «юной Риммочкой» и не сможет сменить актёрское амплуа. В 1952 году она уехала в далёкий Иркутск, где нужны были в тот момент молодые героини. А там попала буквально «с корабля на бал»: режиссёр Александр Шатрин срочно ввёл её вместо заболевшей актрисы на роль Даши в спектакль «Канун грозы» П. Маляревского, выдвинутый на соискание Сталинской премии. Приехавший в составе комиссии Сергей Михалков после просмотра спектакля поинтересовался, почему в списках кандидатов нет имени Риммы Байковой. В ответ на то, что она в театре работает без году неделя, Сергей Владимирович распорядился: «Впишите! Премию дают не за выслугу лет, а за работу, за прекрасную игру!»
Так, Римма Ивановна в свои 26 лет стала одним из самых молодых лауреатов, удостоенных высокой награды. Фотография ее была опубликована на страницах газеты «Правда» — и на адрес актрисы стали приходить сотни писем, в том числе с предложениями руки и сердца. Но свой выбор она уже сделала. В театре она познакомилась со своим будущим супругом — актёром Львом Бениным. Рука об руку они прошли по жизни вместе, прожив в любви и согласии более полувека. Хотя, как признавался, Лев Аронович, идея жениться на актрисе до встречи с Риммой Ивановной ему совершенно не нравилась: «Я переживаю за роль. Жена переживает за роль. Да что ж за семья такая получится?..» А позже он поделился, что, создав семью, в житейской лотерее они оба вытянули счастливый билет. В Иркутском драматическом театре у каждого был богатый репертуар. Но сибирский климат не подошел Римме Ивановне, и молодая пара стала искать варианты для переезда. Почти сразу на их запрос пришел ответ из Уфы.
Вышли из поезда, увидели на горе ветхие домики и с тоской переглянулись: потерпим годик, дольше не продержимся. Но жизнь распорядилась иначе, и большую роль в этом сыграли люди, доброжелательно встретившие в театре новых артистов. Среди них был и главный режиссёр Сергей Алексеевич Крутов, и маститые тогда уже актёры Мария Наумовна Левитина и Фёдор Крашенинников. Поселили молодое семейство в одной из гримуборных театра — так жили в середине 50‑х многие артисты. Бытовые неудобства компенсировались добрыми отношениями в коллективе, интересной работой, интересными ролями. И город на горе навсегда стал родным: здесь родился сын Владислав, а позже и внуки.
Творческая биография Риммы Ивановны Байкой — это более двухсот сыгранных ею ролей. «Она вошла в труппу театра с уверенностью вполне раскрывшегося и набирающего высоту дарования», — напишет потом об актрисе театральный критик Суюндук Саитов.
Трагическая Ольга в «Трёх сёстрах», очаровательная Надюша в «Фабричной девчонке», характерная Калугина в «Сослуживцах» (да, да, та самая, буквально расцветшая от внезапного «служебного романа» с товарищем Новосельцевым), задорная Мирандолина в Трактирщице», очаровательная «Таня» в одноименном спектакле — о каждой из ролей Риммы Байковой можно рассказывать отдельно!
В спектакле «Без вины виноватые» она проникновенно и нежно играла Кручинину, а её партнером, исполнителем роли Незнамова, был всеми любимый Олег Стриженов. Актёр признавался, что игра Риммы Ивановны стала для него неожиданным счастливым открытием. Замечательным был дуэт Глафиры — Риммы Байковой и Лыняева — Михаила Жарова. Работала она на одной сцене и с обожаемым всеми Василием Меркурьевым. Талант Риммы Ивановны всегда был востребован, в её творческой жизни никогда не было простоев. С возрастом она логично перешла на возрастные роли и блистала в них так же, как и в образах молодых героинь.
Незабываема актриса была в спектакле «Эшелон» в роли старухи Саввишны. «Посмотрите на фотографии — разве узнаешь меня? Эта роль всё во мне перевернула. Меня спрашивали, как, мол, можно так правдиво плакать? А разве ж это притворство? Каждую роль, каждый характер пропускаешь через себя, через сердце!» — делилась спустя несколько лет Римма Ивановна. Уморительно смешна она была в спектакле «Свадьба» и строга в роли Марии Спиридоновой в спектакле «Шестое июня», по-современному убедительна в роли матери в спектакле «Три девушки в голубом», нежна и мудра в роли Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя». «Откуда у Вас, родившейся в Ульяновске и всеми родовыми корнями связанной с волжским, симбирским крестьянством, эта горда осанка и достоинство испанской аристократки, эта кастильская пластика и темперамент!» — вопрошал рецензент Юрий Дель.
Римма Ивановна Байкова и Лев Аронович Бенин проработали в театре до 1996 года. Одним из последних их спектаклей стал водевиль «Петербургские квартиры», где они были невероятно трогательны, милы и органичны — их неторопливая пластика в этом полном головокружительных событий водовороте подчеркивала особую стать и положение.
Был ли у Риммы Ивановны какой-то особый секрет? Ни у одного артиста нет никаких тайн мастерства, — в этом она была твердо убеждена. Есть «искорка божья». Актёрство — это сладкий, но нелегкий труд, результат которого измеряется самым капризным прибором — человеческим чувством зрителей.