С основателем и главным режиссёром театра Владимиром Корчевым мы встретились в первый весенний день в галерее ИЖАД, где предстояло важное мероприятие. Примчавшись буквально с корабля на бал, Владимир рассказал об актуальных новостях «Птиц» и немного окунулся в историю театра:
— Лучшее, что бывает в жизни театра, — это, когда он работает. Сегодня, например, мы участвовали в городской Масленице. Так получилось, что наша площадка стояла первой, и мы встречали Главу Республики Башкортостан Радия Фаритовича Хабирова, так что в некотором роде наш театр открывал праздничный интерактив, приглашая жителей города присоединиться к масленичным гуляниям. Театр базируется на территории Ленинского района города Уфы в молодёжном клубе «Мечта». Мы работаем там уже семнадцать лет, а вообще театру в апреле исполняется двадцать. Мы — театр молодой, любящий эксперименты, находящийся в тонусе: прямо сейчас мы находимся в «предстартовом» состоянии в ожидании творческого вечера санкт-петербургского актёра театра и кино Станислава Жирова. Он приехал к нам репетировать новый полноценный драматический спектакль, заинтересовавшись нашим театром, что не помешало такому серьёзному востребованному артисту помогать нам в проведении массового мероприятия. В ответ на вопрос, чем мы ему так приглянулись, он сказал, что понравилось то, что мы делаем, и самое лучшее, чтобы познакомиться, — влиться в общий процесс. Станислав посмотрел наши видеозаписи в одной из социальных сетей, и эти спектакли и перформансы произвели на него впечатление.
В настоящее время в театре более двадцати человек но, стоит только позвать на определённый проект, «Птицы» слетаются отовсюду. По скромным подсчётам, за двадцать лет через наш театр прошло несколько сотен актёров. Это огромный многоэтажный дом, настоящий «птичий базар», заполненный творческими единицами. В биологии есть такое понятие «мурмурация» — это когда стая птиц перелетает с места на место, меняя свою конфигурацию. Такая же мурмурация происходит и с нашими ребятами. Кто-то уходит в другие сферы, переезжает в другие города, заводит семьи, меняет работу. Но стоит кого-то начать приглашать даже в качестве зрителей, они приходят с огромным удовольствием. А кто-то подходит и скромно спрашивает, есть ли возможность для совместного проекта. Я всегда готов к подобным коллаборациям. Причём, сразу начинает находиться литературная или драматическая основа. Наверное, притягивается интуитивно — выполняется заказ, отправленный во Вселенную.
В настоящий момент в работе находятся три спектакля. Они делаются с разной скоростью, что для театра обычное дело. Что-то вдруг притормаживается, что-то ускоряется. В этом году мы ждём премьеру одной из постановок. Это будет «Антигона» по пьесе Жана Ануя, которую выбрали молодые актёры. Показ состоится в клубе, на нашей рабочей площадке. А так мы всё время что-то где-то показываем, любим ходить со своими спектаклями в гости. Отрадно, что в нашем городе многие площадки сердечно расположены к театральным процессам. В галерее ИЖАД, камерном пространстве в сердце Черниковки, мы выступаем не впервые. В декабре здесь состоялся мой поэтический моноспектакль под названием «Сквозные отражения». И у нас есть предварительная договорённость о выступлении с перформансом здесь же на День музеев, 19 мая.
Четвёртый год подряд мы участвуем в АЙДА-фесте. Большое спасибо организаторам, которые нас каждый раз активно приглашают. Так как мы находимся неподалёку от «эпицентра» фестиваля, в соседнем дворе, можем себе позволить прийти от дверей театра до фестивальной площадки сразу в костюмах и гриме. Кроме того, «Птицы» — постоянные участники и других фестивалей уличных театров: «Эндорфин», «АРТ-Планета». Все они нам близки, хотя собственно площадных представлений у нас совсем не много. Зато мы ярко заявляем себя в шествиях. И для актёров это невероятно живой интерактив и драйв.
За двадцать лет, конечно, творческая траектория «Птиц» изменилась. Поначалу мне казалось, что я ставлю один бесконечный спектакль, эстетика оставалась узнаваемой при весьма разном материале: от русской классики до зарубежного модерна. Думаю, это происходило потому, что основой режиссуры зачастую был приём парадоксальной трактовки сцены и образа, который разрушает сложившийся стереотип и тем самым побуждает аудиторию к анализу. Другим излюбленным приемом стал повтор — показ героя с разных точек зрения для усиления эмоционального воздействия на зрителя. Сейчас, по прошествии определённого количества лет, мои самоповторы окончились, приемы стали более разнобразными. В данном случае базой является жизненный опыт, на основе которого можно создавать свои новые миры. Возникает некое ассоциативное поле — художественная среда, в которой рождается новый образ. Далее — разнообразие драматургического материала — от античности до современной публицистики. Интересно попробовать поставить спектакли в разных жанрах; пока я не ставил только триллер и хоррор, хотя идея такого острожанровых представлений уже есть. Немалую роль играет и «насмотренность». Думаю, нет ничего странного и зазорного в элементах внутреннего цитирования. Бывают такие работы, которые ты смотришь и думаешь: «А почему не я это поставил?». И начинаешь это делать, но, безусловно, по-своему, вступая в творческий диалог. Поэтому можно сказать, что присутствуют разные источники театрального вдохновения, и хорошо, что они появляются до сих пор.
Случается, сценарии лежат на рабочем столе довольно долго. Например, много лет ждала своего часа пьеса Анны Ахматовой «Энума Элиш». Непростое произведение, которое сам автор определил как «сон во сне», вызвало неподдельный интерес нашего актёрского состава, и для меня это очень важно, поскольку творчество Ахматовой мне близко с юности. Каждый из участников спектакля говорил, что ему есть что играть и над чем думать. Была прекрасная обратная связь и огромный подъём изнутри. Спектакль вышел на одном дыхании. Мы сыграли его трижды с полным аншлагом, что для любительского театра с очень маленькой площадкой весьма примечательно. Многие зрители приходили все три раза и говорили, что если бы мы показывали спектакль еще, то они пришли бы.
Если сравнивать состав, который был в нашем театре когда-то и сейчас, то, честно говоря, они до сих пор близки по своему творческому настрою. Пример — сегодняшняя Масленица, которая длилась два с половиной часа, и на площадке одновременно работали и артисты действующего состава, и выпускники. Ими двигало желание быть в команде, и это был совершенно органичный поток «Птиц», несмотря на то, что многие видели друг друга впервые. Актеры надевали костюмы, гримировались, с ходу просматривали текст, и дальше начиналась импровизация, да такая, как будто было множество репетиций.
Меня столько лет держит в профессии ощущение того, что ты делаешь нужное дело. Пусть это звучит довольно громко, но поскольку я работаю в области театральной педагогики, да ещё и в дополнительном образовании, то смею об этом судить по опыту работы. Многие из участников «Птиц» стали профессиональными актёрами, играют в уфимских театрах, разлетелись по всей России, работают и за рубежом. Изначально люди просто ходили в театральный кружок, на разные наши мероприятия, и это настолько их заинтересовывало, что побуждало прийти в профессиональный театр. Наверное, это тоже подтверждение необходимости получения первичного театрального образования. Мы ведь даём основы театральных дисциплин — сценическую речь, сценическое движение, актёрское мастерство, основы режиссуры. Интересно бывает ребятам и попробовать себя в качестве сценариста: как компилировать различные тексты, адаптировать их или просто брать оригинальный текст. Главное — захотеть, и тогда всему можно научиться.
За эти годы наш театр принимал участие во всероссийских театральных фестивалях в Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Саратове, в международном фестивале «Театральная революция» в Тюмени. Возили «Космогоническую мистерию» Айдара Хусаинова — известного уфимского поэта и драматурга, у которого недавно был юбилей. Стараюсь повышать и собственный профессиональный уровень — победил в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», получил звание «Отличник образования Республики Башкортостан». Мы постоянно участвуем в районных, городских и республиканских мероприятиях, ездим на мастер-классы и творческие лаборатории. И, конечно, мы играем спектакли и перформансы с целью культурного образования и просвещения, что очень важно для поддержания театрального пространства Уфы.