Его появление в коллективе мы считаем невероятным везением, подарком провидения, которое вело его к нам долгим извилистым путём.
В положенное каждому человеку время, несмотря на явные творческие наклонности, Ильдар Еникеев выбрал экономическое образование. После учёбы работал в телекомпаниях на разных должностях, постепенно втягиваясь в творческий процесс. В начале двухтысячных совместно с бывшим актёром Республиканского ТЮЗа (ныне НМТ РБ им. М. Карима) Евгением Волошиным создал цикл передач о театрах республики. Затем была основанная Мухаммат-хазратом Галлямовым серия программ о татарской культуре, литературе и религии, построенная на интервью с актёрами, музыкантами, певцами, звёздами российской сцены. Передачи велись не только из студии, были мероприятия и в мечети «Ихлас». Одно из них — запечатлённый многокамерной съёмкой показ спектакля Туймазинского государственного драматического татарского театра «Возращение Тукая» по пьесе Римы Ключарёвой — теперь уже история.
«Первые съёмки мы проводили, когда Мухаммат-хазрат только начинал строительство мечети в своей родной деревне Баязитово. При мечети “Ихлас” он сразу же запланировал создание телестудии, печатного журнала “Ихлас” и хора песнословия. Я рад, что стоял у истоков студии и продолжаю там работать», — говорит Ильдар Ривгатович.
С давних пор Еникеев снимает на камеру все значимые события регионального отделения Всемирного конгресса татар Республики Башкортостан. Начинал эту работу по инициативе тогдашнего представителя Конгресса Алика Харисовича Лукманова ещё до появления регионального отделения и по сей день, разъезжая по разным уголкам республики вместе с Мухаммат-хазратом, создает видеолетопись отделения Конгресса.
Так постепенно судьба подводила его к театру «Нур», где шесть лет назад потребовался оператор видеокамеры со знанием татарского языка. И вот тут нам явно посчастливилось: в сфере видеоарта Еникеев оказался мильтипрофессионалом.
«В “Нуре” планировали создание видеоверсий спектаклей, и руководство театра поручило эту непростую задачу мне, — рассказывает Ильдар Ривгатович. — Дело оказалось интересным. Многокамерная съёмка спектакля позволяет выбирать разные ракурсы, акцентируя внимание на конкретных моментах. В видеоверсии ты как бы претендуешь на сотворчество с режиссёром. И здесь важно тщательно следовать его постановочному замыслу. Это сложная, кропотливая работа, требующая не только творческого подхода, но и пристального внимания к деталям. Просматривая спектакли с разных планов, каждый раз открываешь для себя его новые оттенки. Конечно, хочется смотреть постановки глазами обычного зрителя, и я стараюсь это делать. Люблю приходить на просмотры с семьёй. Удивительно, но показ одного и того же спектакля всегда отличается от предыдущего, не бывает двух одинаковых. Даже один и тот же состав артистов может сыграть по-разному. Пересматривая спектакль по пять раз в течение сезона, невольно замечаешь отличия. Насмотренность влияет на восприятие: благодаря работе в театре, общению с режиссёрами, артистами я стал больше обращать внимание на нюансы, глубже понимать театральное искусство».
«Современный театр, а тем более телевидение, весьма технологичны, — продолжает Еникеев. — Совокупность технических возможностей во многом влияет на результат работы. Творческий подход в любом деле, кстати, тоже никто не отменял, правда, при условии, что к работе не выставляются какие-то жёсткие требования. И багаж знаний по какому-либо предмету помогает человеку полнее раскрыть произведение искусства, будь то картина, книга или спектакль. К примеру, если ты смотришь пародию на комедию и не знаком с предметом этой пародии, то и смеяться будет не над чем. Ну и кроме того, я благодарен своим наставникам — выпускникам ВГИКа Ильдару Бикметову и Юрию Водяницкому, как и многим людям, помогавшим моему профессиональному росту».
А мы полагаем, что немаловажно и детство нашего героя. Именно тогда в любознательном мальчишке сплелись воедино любовь к технике и искусству кино. В его детстве был дед Шакирян Мухамметгареев, награждённый знаком «Отличник Аэрофлота» бортинженер первого уфимского авиаотряда Аэрофлота. Картатай приводил внуков на стоянку самолётов, разрешал войти в кабину, где объяснял, как устроена панель управления полётом, как работают приборы, переключатели, штурвал, где сидит экипаж, а где штурман. У сотрудников аэропорта, который располагался за нынешним госцирком, рядом с лётным полем были небольшие сады. Территория аэропорта в те времена не огораживалась, и сотрудники проходили к своим садам под гул воздушных судов, пересекая взлётную полосу.
«Идём так с вёдрами, с лопатами. Налево‑направо посмотрели не взлетает ли самолёт, не садится ли, и быстренько проходим этот участок, — вспоминает Ильдар Ривгатович. — Детьми мы бегали на аэродром тайком. Нам нравилось лежать на земле и смотреть, как над нами пролетают самолёты».
А ещё в этом детстве был двоюродный дядя Гали Еникеев, участник Великой Отечественной, заслуженный кинематографист СССР, киномеханик невероятно популярного кинотеатра «Родина». Тогда все профессии были уважаемы, и киномеханики могли стать полноправными членами Союза кинематографистов. Выйдя на пенсию, дядя продолжал работать в Зелёном зале кинотеатра, который считался детским: там шёл прокат мультфильмов и кинокартин для детей. Из будки киномеханика наш герой и смотрел на экран. Как заряжается кинопроектор, как крутится киноплёнка — всё это было интересно пятилетнему Ильдару. Позже он записался в фотокружок, который вела учитель физики Людмила Дмитриевна Михеева. Она учила ребят пользоваться кинокамерой, снимать клипы, проявлять плёнку. Вдохновленный ею Ильдар упросил родителей купить кинокамеру, и пока дома никого не было, проявлял отснятую стометровую плёнку, умудряясь развесить её для просушки на верёвках, натянутых вдоль и поперек скромной хрущёвки. Отдадим должное и родителям Ильдара. Судя по всему, отец и мама к творческим порывам сына относились благосклонно, если немалая часть семейного бюджета была потрачена на дорогостоящую кинокамеру. Как признаётся сам Ильдар Ривгатович, благодаря родителям и поддержке старшей сестры детство его было счастливым и интересным.
При огромной своей занятости Ильдар Еникеев вместе с супругой Еленой стараются сделать счастливыми и детские годы своих наследников. «Классно быть отцом тройняшек. Сложности, конечно, были, — признаётся Ильдар Ривгатович. — Но, как говорится, грех жаловаться, всё хорошо. Стараемся знакомить детей как с российской, так и национальной культурой, прививая им общечеловеческие качества. У нас неплохая детская библиотека, приучаем детей к полезным книгам. Ходим всей семьёй в музеи и театры. Четыре года дети посещали театральную студию «Нур». Сейчас занимаются в школьном танцевальном кружке. Дочь хорошо рисует, сыновья увлечены спортом и шахматами. Одним словом, стремимся к тому, чтобы их жизнь была насыщена и разнообразна».
За внешней сдержанностью и невозмутимостью Еникеева скрывается незаурядный ум, приправленный хорошей порцией юмора. Разговорить его непросто. Вот и на традиционный вопрос о планах он реагирует шутливо: «Планы на будущее? Так и хочется ответить словами Харрисона Форда: “Стать богатым и знаменитым!”»