«Да, никакому человеку в истории не выпадало столько,
сколько выпало нам на плечи, а видишь, не согнулись».
Александр Фадеев.
Роман «Молодая гвардия» А. Фадеева стал популярным сразу же после его публикации в 1946 г. и имел большое общественное значение. В СССР он переиздавался более 275 раз, переведён на 18 языков, а его общий тираж превысил 26 миллионов экземпляров. Роман, основанный на реальной истории подвига краснодонских молодогвардейцев в годы Великой Отечественной войны, был одним из любимых произведений советской молодёжи.
На сцене Башкирского академического театра драмы роман был воплощён под названием «Герои» («Батырҙар») в авторской инсценировке режиссёра-постановщика спектакля В. Галимова в жанре героической драмы в пяти действиях, 14 картинах. Премьера состоялась 09.11.1947 г. Позволение на постановку и написание инсценировки Галимов взял у Фадеева во время встречи на общесоюзном совещании по литературе и искусству. «Делайте! Я желаю Вам удачи!», — крепко пожав на прощание руку, сказал писатель режиссёру. Действительно, спектакль стал одним из самых волнующих и удачных в те годы. «Творческий коллектив Башкирского государственного академического театра драмы с честью выдержал испытание, он сумел ощутить и передать центральную идею драмы — возмужание юности и создать спектакль героического звучания. Это победа не случайная, она — результат упорного труда актёров», — начинал свою рецензию на спектакль писатель А. Бикчентаев («О молодости, выдержавшей великое испытание»//Красная Башкирия. 15.11.1947 г.). Главным достоинством спектакля являлось глубокое осмысление подвига юных борцов, режиссёр «избежал стилизации краснодонцев», не стремился к созданию документального, фотографического сходства с прототипами героев. Актёры тщательно поработали над характерами своих героев, их внутренней мотивировкой поступков — глубинным пониманием необходимости сплотиться и до последнего противостоять врагу. Сократив объёмный роман и убрав второстепенных персонажей, Галимов сумел сохранить основную сюжетную канву. При этом сохранилась и воодушевляющая интонация произведения. Художник Г. Имашева оформила спектакль в строгом соответствии с героико-патриотическим идейным замыслом. В работе применила один из символических образов войны: в сценическом прологе, когда занавес открывался, перед взором зрителей представали монументальные знамёна, в центре лаврового венка — золотая звезда (схожий приём она использовала в предыдущей премьере «Песнь жизни» М. Амири). «Этот символ был высокой кульминационной точкой всего оформления. Как говорят в оперном театре, это была увертюра ко всему спектаклю», — писал Р. Хайри в статье о постановке (газета «Ҡыҙыл Башҡортостан» от 12.11.1947 г.). Музыкальные темы (композитор Р. Муртазин), органично вписывались в спектакль.
События с первого по четвёртый акты происходят летом и осенью 1942 г. Донбасс оккупирован фашистами, в городе Краснодоне идёт эвакуация населения под руководством Валько (арт. Г. Мингажев). Группа юношей и девушек остаются и создают подпольную антифашистскую организацию «Молодая гвардия»: распространяют листовки, совершают диверсии, спасая пленных красноармейцев (поджог немецкой биржи труда) и устанавливают советские флаги. Одним из руководителей, «душой штаба» был Олег Кошевой (арт. А. Мубаряков, В. Галимов), его сподвижниками — комсомольцы Люба Шевцова (арт. З. Бикбулатова, Л. Ахтямова, Р. Янбулатова), Сергей Тюленин (арт. Ф. Галимов), Иван Земнухов (арт. Г. Якупов, Ф. Вахитов), Ульяна Громова (арт. Т. Бикташева, М. Вахитова), Иван Туркенич (арт. Я. Муфазалов, А. Сунгатулин) и др. Кошевой в исполнении А. Мубарякова — идеальный лидер, сдержанный, волевой. Актёр сумел передать взросление Олега от наивного простого паренька до смелого воина подполья. «Когда я начал заниматься этой ролью, больше всего меня заинтересовал внутренний мир Олега, его отношение к жизни, к борьбе и его внешний облик», — говорил Мубаряков о своей работе. Перед актрисой З. Бикбулатовой стояла сложная задача: ей предстояло создать два образа в одной роли, с чем актриса достойно справилась. В тылу врага для фашистов она была легкомысленной актрисой, флиртующей с немецкими солдатами. Это делалось для конспирации, чтобы разведать через них нужную информацию. Судя по воспоминаниям Бикбулатовой, её образ Любы был собирательным, при его создании она опиралась на впечатления от реальных лиц. Так, например, в интервью после премьеры она признавалась: «Работая над ролью Любы, я вспомнила другую женщину-коммунистку — Долорес Ибаррури, сказавшую: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». В 1985 г., вспоминая свою героиню Любу Шевцову, говорила следующее: «Для меня этим прототипом среди множества других лиц стала знакомая по военному Сталинграду юная регулировщица… Огнеглазая красавица, бойцовская энергия, крылатый жест, она исполняла своё дело с пластикой талантливой танцовщицы. А когда мы вечером познакомились и разговорились, то мне открылся её литой, бойцовский характер. В ней бурлили и выплёскивались могучие жизненные силы. И их адрес был точен: это была огромная любовь к Родине, это была лютая ненависть к врагу».
Актриса Л. Ахтямова также проникновенно исполнила эту роль. Образ Сергея Тюленина создал Ф. Галимов, при создании он ориентировался на внутренний воображаемый образ: «Я представил себе этот образ: сутуловатая и нескладная фигура, кепка сдвинута набок и на лице деловая озабоченность. А в душе — ясность. Сережа Тюленин самый активный член «Молодой гвардии», он живёт одной мечтой, одним желанием — что ещё сделать! У него всегда готов план исполнения мести. А суровая озабоченность от того, что он хочет казаться рассудительным, сдержанным, однако это редко ему удаётся. Так я понял Сережу Тюленина и таким хотел создать этот образ».
Большой удачей считался образ Ивана Земнухова в исполнении Ф. Вахитова. Он играл его в благородных и сдержанных тонах, с большим тактом раскрывая натуру высокой нравственной силы. Актриса Т. Бикташева в роли Ульяны Громовой недоработала роль, ей мешала «излишняя патетическая жестикуляция», а М. Вахитова добавила образу мягкость. Режиссёр много времени уделил работе с молодыми актёрами. В связи с этим в спектакле «просела» линия старшего поколения. Так, например, старый большевик Валько в исполнении Г. Мингажева выглядел растерявшимся, без чёткого плана борьбы, хотя по сути, он — «мозг» штаба подпольщиков, духовная сила сопротивления. В архивных документах сохранилась запись с замечанием чиновника Хакимова о его игре: «Валько-Мингажев не производит впечатления старого специалиста-хозяйственника. Он похож на башкирина». Безучастным выглядел Шульга в исполнении Г. Тукаева, его образ не развит и в самой инсценировке. Образу матери Кошевого Елены Николаевны в исполнении Б. Юсуповой не хватало теплоты материнских чувств, часто она переходила на актерский пафос. «Мать Олега — Елена в исполнении Юсуповой — холодная, не чувствуется внутренней силы этой советской женщины», — звучала критика в адрес актрисы на худсовете по обсуждению сдачи спектакля. Разоблачение «Молодой гвардии» произойдёт из-за предательства Евгения Стаховича (арт. Г. Карамышев, М. Хабибуллин), под пытками он выдаст адрес штаба, в результате чего молодогвардейцев арестуют и жестоко казнят. Образы губителей молодогвардейцев были точно подмечены в своих характеристиках. «Новые выражения, интересные детали нашли в создании врагов» артисты Х. Саитов (лейтенант), Г. Саттаров (майстер Брюкнер), А. Зубаиров (Игнат Фомин), Карамышев (Стахович), — пишет Бикчентаев. Рецензент Р. Хайри добавляет: «Каждое слово, движение артист Зубаиров так мастерски доносит, что возникает лютая ненависть к этому подлецу и предателю Игнату Фомину. Труса и шкурника, поставившего свои личные интересы выше остальных Стаховича верно изображает артист Карамышев. Верно трактует образ кровопийцы, гестаповца Брюкнера, потерявшего человеческое обличье артист Саттаров». Глубоким трагическим звучанием были проникнуты четвёртый и пятый акты.
В четвёртом акте идёт празднование годовщины Октября — 6 ноября 1942 г. В квартире Олега устроен вечер: звучат песни, молодёжь танцует. Но за этим радостным общением чувствуется общее напряжение, предчувствие рокового события. Приходит известие, что Земнухов и Стахович арестованы. Олег принимает решение распустить «Молодую гвардию» и приказывает всем немедленно покинуть город и перебраться через линию фронта к своим. Однако сам Олег не сможет перебраться и вернувшись домой узнает, что члены гвардии арестованы. Приходят немцы и за ним.
В пятом акте показаны тюремная камера и казнь героев. Их выводят на пустырь возле длинной свежевырытой ямы. На дворе зима 1943 г. и завывает вьюга. Поодаль от них стоит толпа людей, среди которых их родные и близкие. Сдерживая слезы, Елена Кошевая, как молитвой, в горе заклинает небеса: «Я только об одном прошу бога, пусть мой орёл не побоится смерти. Пусть гордо плюнет в лицо этим псам!» Фашисты, выстроив колонну из заключённых, нацеливают на них свои ружья, доносятся перебивающие друг друга голоса. «Прощай, мама, твоя дочь Люба уходит в сырую землю» — «Дети наши, прощайте!» — «Мама, любимая, прощай! Братишка, расти воином!» — «Прощайте, прощайте!» Последние слова произносит Олег: «Матери! Родные наши! Не падайте духом! Мы смерть встречаем со спокойным сердцем ибо наша короткая жизнь была посвящена борьбе за свободу народа и Отчизны! Мы этим гордимся! Расскажите будущим поколениям о нас, павших смертью храбрых!..» Звучит песня. Гаснет свет в зале, один за другим раздаются выстрелы.